Файл: Монтаж электрической цепи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


8 класс Раздел: Электротехнические работы Тема урока: Монтаж электрической цепи.

Цели:

образовательная: создать условия для получения учащимися знаний и умений по оконцеванию проводников и сборки разветвленной электрической цепи с использованием установочной электроарматуры;

развивающая: способствовать развитию безопасных навыков работы с электромонтажными инструментами, развивать способности к чтению и составлению электрических схем;

воспитательная: Прививать навыки электробезопасности, ответственности за порученное дело, стремление к самосовершенствованию.

Методы проведения занятия:

Рассказ, беседа, тестирование, демонстрация, практическая работа

Объект труда:

Разветвлённая электрическая цепь

Межпредметные связи:

Физика, химия, русский язык

Ход урока:

  1. Организационная часть (3 мин)

    1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости Проверка рабочей одежды и готовности к занятию. Назначение дежурных.

    2. Объявление темы урока: Монтаж электрической цепи (ученикам записать дату и тему урока в тетрадь).

    3. Объявление цели урока: Научиться выполнять оконцевание и присоединение проводников к электроарматуре, собирать разветвлённую электрическую цепь

2. Повторение пройденного материала (7 мин)

Работа по карточкам тестам

  1. Объяснение нового материала (10 мин)

Монтаж электрической цепи состоит из двух основных операций: оконцевания проводов и присоединения их к электроарматуре (зарядка электроарматуры).

Чтобы подсоединить провода к электроарматуре, их предварительно нужно зачистить и оконцевать.

Оконцевание проводовэто освобождение их от изоляционной обо­лочки и оформление петелькой (кольцом)
или прямым концом (тычком),в зависимости от конструкции электроарматуры (рис. 72).

При монтаже электроцепи,оконцованный в форме кольца (рис. 72, а] провод прижимается винтом к контакту арматуры. Если монтаж предусмат­ривает втыкание провода в отверстие контакта и прижатие его сбоку винтом (рис. 72, б), применяют оконцеваниетычком. Однако первый способ получил большее распространение. В инструкци­онной карте № 3 подробно описан ход этих операций.

При подсоединении проводов к деталям на винт / (рис. 73) последовательно надевают пружинную шайбу 2,плоскую шайбу 3, потом колечко провода4.Затем винт вставляют в резьбовоеотверстие и закручивают отверткой. На­до обратить внимание на то, чтобы направление закрутки колечка совпада­ло с направлением вращения винта. Это предотвратит выдавливание прово­да из-под винта. Пружинная шайба необходима для поддержания постоянно­го давления в месте контакта провода с изделием (рис. 73, а).

Некоторые винтовые зажимы имеют скобы (рис. 73, б), которые пре­дотвращают выбрасывание провода при закручивании винта. Такая конст­рукция позволяет не делать колечка на конце провода и упрощает крепление его в зажиме.

Надо помнить, что все винтовые зажимы требуют периодического контроля плотности затяжки винтов, которая со временем ослабевает.

На практическом занятии вам предстоит самостоятельно выполнить оконцевание и подсоединение проводов к электро­арматуре, наиболее предпочтительным способом. Работа будет проводиться по инструкционным картам.

3.4. Закрепление нового материала.

Вопросы к группе:

  1. При оконцевании и сращивании проводов после снятия изоляции, жилы зачищают до блеска. Зачем?

  2. Какие операции называются электромонтажными?

  3. В каком случае провода оконцовывают петелькой ? тычком?

  4. Вводный инструктаж (2 мин)

Правила безопасной работы

  1. Работать только исправным инструментом.

  2. Соблюдать особую осторожность при работе с монтерским ножом.

  3. Снятие изоляционной оболочки и зачистку токоведущей жилы выпол­нять только на подкладной доске, нож держать наклонно, резать от себя.

  4. Ручки кусачек, плоскогубцев, пассатижей, круглогубцев и щипцов держать в обхват, не закладывая пальцы между ними.

  5. Изоляцию проводов выполнять надежно.

  6. Соединительные винты затягивать туго.

  7. Не работать отверткой на весу.

  8. Не производить подключение электроарматуры на весу.

  9. Включение цепи после сборки производить только с разрешения учи­теля — в сеть с напряжением не более 42 В.


Д емонстрация приёмов работы:

Безопасный способ снятия изоляции.


Технология оконцевания проводов тычком и петелькой.
Самостоятельная работа учащихся

Инструменты и материалы: комплект электромонтажных инструментов, подкладная доска, изоляционная лента, отрезки одно и многожильных изолированных монтажных проводов,электропатрон, выключа­тель, штепсельная вилка, инструкционные карты № 1,2, 3,4 (смотри приложение)

Задание. Выполнить оконцевание проводов и зарядку электроарматуры (электропатрона, штеп­сельной вилки, выключателя).

Ход работы

  1. Изучите правила безопасной работы с электромонтажными инструментами.

  2. Пользуясь принципиальной электрической схемой, найдите на монтажной схеме «ламповой патрон, штепсельную вилку, выключатель».

  3. Определите места подключения проводников, что бы получилась замкнутая цепь.

  4. Изучите инструкционную карту №1 «Оконцевание проводов»

  5. Подготовьте необходимые провода и инструменты.

  6. Выполните оконцевание проводов и произведите зарядку лампового патрона «Инструкционная карта №2»

  7. . Изучите инструкционную карту № 3 «Зарядка штепсельной вилки» и выполните подсоединение проводников согласно схемы.

  8. Изучите инструкционную карту № 4«Присоединение проводов к выклю­чателю»и выполните подсоединение проводников согласно схемы.

  9. С разрешения учителя произведите испытание электрической цепи.

Текущий инструктаж учащихся - в процессе целевых обходов.

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций (оконцевание, подсоединение)

Третий обход:
проверить правильность сборки электрической цепи и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ.

6. Заключительный инструктаж (5 мин)

6.1. Подведение итогов работы

6.2. Анализ характерных ошибок и их причин.

6.3. Сообщение оценки работы учащихся.

7. Уборка рабочих мест (3 мин)