ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8 класс Раздел: Электротехнические работы Тема урока: Монтаж электрической цепи.
Цели:
образовательная: создать условия для получения учащимися знаний и умений по оконцеванию проводников и сборки разветвленной электрической цепи с использованием установочной электроарматуры;
развивающая: способствовать развитию безопасных навыков работы с электромонтажными инструментами, развивать способности к чтению и составлению электрических схем;
воспитательная: Прививать навыки электробезопасности, ответственности за порученное дело, стремление к самосовершенствованию.
Методы проведения занятия:
Рассказ, беседа, тестирование, демонстрация, практическая работа
Объект труда:
Разветвлённая электрическая цепь
Межпредметные связи:
Физика, химия, русский язык
Ход урока:
-
Организационная часть (3 мин)-
Приветствие учащихся и проверка посещаемости Проверка рабочей одежды и готовности к занятию. Назначение дежурных. -
Объявление темы урока: Монтаж электрической цепи (ученикам записать дату и тему урока в тетрадь). -
Объявление цели урока: Научиться выполнять оконцевание и присоединение проводников к электроарматуре, собирать разветвлённую электрическую цепь
-
2. Повторение пройденного материала (7 мин)
Работа по карточкам тестам
-
Объяснение нового материала (10 мин)
Монтаж электрической цепи состоит из двух основных операций: оконцевания проводов и присоединения их к электроарматуре (зарядка электроарматуры).
Чтобы подсоединить провода к электроарматуре, их предварительно нужно зачистить и оконцевать.
Оконцевание проводов — это освобождение их от изоляционной оболочки и оформление петелькой (кольцом)
или прямым концом (тычком),в зависимости от конструкции электроарматуры (рис. 72).
При монтаже электроцепи,оконцованный в форме кольца (рис. 72, а] провод прижимается винтом к контакту арматуры. Если монтаж предусматривает втыкание провода в отверстие контакта и прижатие его сбоку винтом (рис. 72, б), применяют оконцеваниетычком. Однако первый способ получил большее распространение. В инструкционной карте № 3 подробно описан ход этих операций.
При подсоединении проводов к деталям на винт / (рис. 73) последовательно надевают пружинную шайбу 2,плоскую шайбу 3, потом колечко провода4.Затем винт вставляют в резьбовоеотверстие и закручивают отверткой. Надо обратить внимание на то, чтобы направление закрутки колечка совпадало с направлением вращения винта. Это предотвратит выдавливание провода из-под винта. Пружинная шайба необходима для поддержания постоянного давления в месте контакта провода с изделием (рис. 73, а).
Некоторые винтовые зажимы имеют скобы (рис. 73, б), которые предотвращают выбрасывание провода при закручивании винта. Такая конструкция позволяет не делать колечка на конце провода и упрощает крепление его в зажиме.
Надо помнить, что все винтовые зажимы требуют периодического контроля плотности затяжки винтов, которая со временем ослабевает.
На практическом занятии вам предстоит самостоятельно выполнить оконцевание и подсоединение проводов к электроарматуре, наиболее предпочтительным способом. Работа будет проводиться по инструкционным картам.
3.4. Закрепление нового материала.
Вопросы к группе:
-
При оконцевании и сращивании проводов после снятия изоляции, жилы зачищают до блеска. Зачем? -
Какие операции называются электромонтажными? -
В каком случае провода оконцовывают петелькой ? тычком? -
Вводный инструктаж (2 мин)
Правила безопасной работы
-
Работать только исправным инструментом. -
Соблюдать особую осторожность при работе с монтерским ножом. -
Снятие изоляционной оболочки и зачистку токоведущей жилы выполнять только на подкладной доске, нож держать наклонно, резать от себя. -
Ручки кусачек, плоскогубцев, пассатижей, круглогубцев и щипцов держать в обхват, не закладывая пальцы между ними. -
Изоляцию проводов выполнять надежно. -
Соединительные винты затягивать туго. -
Не работать отверткой на весу. -
Не производить подключение электроарматуры на весу. -
Включение цепи после сборки производить только с разрешения учителя — в сеть с напряжением не более 42 В.
Д емонстрация приёмов работы:
Безопасный способ снятия изоляции.
Технология оконцевания проводов тычком и петелькой.
Самостоятельная работа учащихся
Инструменты и материалы: комплект электромонтажных инструментов, подкладная доска, изоляционная лента, отрезки одно и многожильных изолированных монтажных проводов,электропатрон, выключатель, штепсельная вилка, инструкционные карты № 1,2, 3,4 (смотри приложение)
Задание. Выполнить оконцевание проводов и зарядку электроарматуры (электропатрона, штепсельной вилки, выключателя).
Ход работы
-
Изучите правила безопасной работы с электромонтажными инструментами. -
Пользуясь принципиальной электрической схемой, найдите на монтажной схеме «ламповой патрон, штепсельную вилку, выключатель». -
Определите места подключения проводников, что бы получилась замкнутая цепь. -
Изучите инструкционную карту №1 «Оконцевание проводов» -
Подготовьте необходимые провода и инструменты. -
Выполните оконцевание проводов и произведите зарядку лампового патрона «Инструкционная карта №2» -
. Изучите инструкционную карту № 3 «Зарядка штепсельной вилки» и выполните подсоединение проводников согласно схемы. -
Изучите инструкционную карту № 4«Присоединение проводов к выключателю»и выполните подсоединение проводников согласно схемы. -
С разрешения учителя произведите испытание электрической цепи.
Текущий инструктаж учащихся - в процессе целевых обходов.
Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций (оконцевание, подсоединение)
Третий обход:
проверить правильность сборки электрической цепи и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ.
6. Заключительный инструктаж (5 мин)
6.1. Подведение итогов работы
6.2. Анализ характерных ошибок и их причин.
6.3. Сообщение оценки работы учащихся.
7. Уборка рабочих мест (3 мин)