Файл: Эпоха Екатерины iiвремя просвещённого абсолютизма в России.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Саратовский государственный технический университет
имени Гагарина Ю.А.
Кафедра «История и политология»
Контрольная работа №_10_________
по дисциплине «___История_________»
на тему: Эпоха Екатерины II-время просвещённого абсолютизма в России
Выполнил:
Факультет: УРБАС, 1 курс
Группа: б2-СТЗСозипу-12
Код направления специальности:
08.03.01
Номер зачетной книжки:
223190
Бородин Максим Николаевич
Проверил:
Кирюшкина В.В.
Саратов – 2022
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 3
Введение. 4
1.Сущность политики «просвещенного абсолютизма». 7
2.Созыв «Уложенной комиссии». Составление наказа. 9
3.Реформы Екатерины Великой 13
3.1 Губернская реформа 14
3.2 Судебная реформа 14
3.3 Секуляризационная реформа 14
3.4 Реформа Сената 15
3.5 Городская реформа 15
3.6 Полицейская реформа 16
3.7 Реформа образования 16
3.8 Денежная реформа 17
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Введение.
Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.
Во второй половине XVIII в. предпринимались попытки расширить жесткие рамки Петровского варианта модернизации, дать больше свободы обществу. Особенно велика заслуга в этом женщины, которая вошла в историю под именем Екатерины II Великой (1762-1796 гг.). Урожденная Софья Фредерика Ангальт-Цер-бстская, приехав из Германии в возрасте 15 лет, она в 1745 г. вышла замуж за наследника российского престола, будущего императора Петра III (1761-1762 гг.). В1762 г., опираясь на гвардейские полки, недовольные политикой императора, его пренебрежением ко всему русскому и пристрастием к Пруссии, она свергла своего мужа с престола. Екатерина, будучи немкой, не имела никаких прав на российский престол (даже в случае цареубийства, которое оказалось неизбежным), но была российской императрицей 34 года – с 1762 по 1796 гг. [1 С.159.]
Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма в России. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в 18 веке широкое распространение. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Хождение получили теория и практика, согласно которым отжившие институты феодального общества можно преодолеть не революционным, а эволюционным путем самими монархами и их дворянами. Один из путей достижения свободы, равенств и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов-мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.
В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить её с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии. Политика просвещенного абсолютизма в России, также, как и в ряде других европейских стран, заключалось в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время.
Целью данной работы является изучение особенностей периода просвещенного абсолютизма в Российской империи.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи, которые необходимо разрешить в процессе рассмотрения данной темы:
1. Дать теоретическое представление об идеологии просвещенного абсолютизма в целом;
2. Охарактеризовать особенности просвещенного абсолютизма на Западе и в России;
3. Рассмотреть практику применения просвещенного абсолютизма в России: нововведения, проведенные реформы.
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время, в период, который исследователи характеризуют как переходный, изучение истории России, и, в частности, времен реформирования, позволяет извлечь необходимые уроки и не допустить ошибок в таком ответственном деле как политика государства.
В наше политически и экономически нестабильное время очень сложно выбрать правильный путь развития страны, ответ на вопрос о правильной дороге в нашей истории, которая, как известно, повторяется, а именно в деятельности Екатерины II скрыто руководство к действию будущих правителей.
-
Сущность политики «просвещенного абсолютизма».
Время царствования Екатерины II называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Смысл «просвещенного абсолютизма» состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В роли тогдашних «просветителей» выступали и прусский король Фридрих II, и шведский - Густав III, и австрийский император Иосиф II.
Развитие и воплощение начал «просвещенного абсолютизма» в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.
Задачи «просвещенного монарха» Екатерина II представляла себе так:
1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.
2.Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
4.Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.
И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или честолюбием. Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. И, по моему мнению, с этой задачей она успешно справлялась. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось.
Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа”, в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы. [2 С. 113 – 165]
-
Созыв «Уложенной комиссии». Составление наказа.
Наиболее ярким проявлением политики просвещенного абсолютизма явился созыв в 1767 году Комиссии для составления нового «Уложения» и «Наказ», составленный Екатериной специально для депутатов этой концессии.
Беспорядок действовал в законах. Предшественники Екатерины непрерывно заботились о приведении в систематический кодекс всей громады отдельных законоположений, накопившихся со времени «Уложения» 1649 года, и не могли с этим сладить.
Екатерина начала царствование отменой многих распоряжений Петра III. В феврале 1764 года ей была проведена секуляризация- обращение государством церковной собственности, преимущественно земли в светскую. В результате у церкви было отнято, более миллиона душ крестьян и для управления ими была создана специальная коллегия- Коллегия экономики. Барщина для крестьян была заменена денежным оброком. К ним перешла большая часть земли, на которой они несли барщину в пользу монастырей. В тоже время в пользу крепостников в 1765 году был издан указ, предусматривающий закрепление за дворянами всех земель, захваченных ими у различных категорий крестьян. Манифест о вольности дворянства усилил позиции правительства. В августе 1767 года Екатерина издала самый крепостнический указ за всю историю существования крепостничества. Этим указом любая жалоба крестьянина на помещика объявлялась тягчайшим государственным преступлением [3 С 69].
Императрица широко использует политику лавирования, маскируя свою политику экономическими и философскими концепциями Запада. Её царствование сопровождается невиданным разгулом фаворитизма. Решая судьбу фаворитов предшествующего царствования, Екатерина проявляла великодушие и снисходительность. Она остерегалась рубить с плеча. В итоге многие действительно талантливые и полезные для государства люди остались на своих прежних должностях. Екатерина любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что её похвалы и награды заставят людей ещё усерднее трудиться.
Главным ее трудом в области политико-правовой мысли является «Наказ» императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения 1767 г., или просто «Наказ».
«Наказ» состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье «О духе законов»; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Тем не менее «Наказ» является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского «просвещенного абсолютизма».
«Наказ» торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, «чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра». Вместе с тем Екатерина предусмотрительно отмечала: «Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить». На этом основании она предписывала: «Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства”. Вольность в понимании Екатерины означала «право все то делать, что законы позволяют». Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием.
Таким образом, взгляды императрицы отнюдь не полностью совпадали с идеями Монтескье, мечтавшего об ограниченной, конституционной монархии. Скорее, они приближались к взглядам тех просветителей (в частности Вольтера), которые предпочитали абсолютизм, но с просвещенным монархом. Гарантией от превращения такого монарха в деспота должны были послужить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Идея была заимствована опять-таки у Монтескье, но при этом - совершенно искажена. Французский философ представлял эти “последующие власти” относительно независимыми от престола, а у Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха. Значительно решительнее императрица высказывалась за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: «Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать».