Файл: Управление разными типами сотрудников (Теоретические основы управления персоналом организации).pdf
Добавлен: 27.03.2023
Просмотров: 569
Скачиваний: 3
Кроме того, традиционно выделяют следующие задачи кадровых служб:
1)обеспечение всех участков производства рабочей силой;
2)прогноз потребности кадров исходя из стратегии развития организации;
3)создание системы мотивации работников на высокопроизводительный труд;
4)управление дисциплинарными отношениями;
5)оценка кадров и проведение необходимых перестановок кадров;
6)организация подготовки кадров;
7)организация переподготовки кадров;
8)подготовка руководящих кадров, повышение, передвижение по службе;
9)определение заработной платы и льгот в целях привлечения, закрепления, сохранения кадров;
10)подбор работников, способных
решать поставленные задачи в организации.
Глава 2.Темпераметры.
2.1.Типы людей и их особенности.
Темперамент обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно врожденные характеристики поведения. В темпераменте выражается динамическая сторона поведения человека, то есть особенности темперамента проявляются в работоспособности, адаптивности, стрессоустойчивости и других динамических показателях.
Любой человек должен постоянно учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций, избежания возможного стресса. В управление персоналом темперамент рекомендуют учитывать при организации труда, т.е. он будет связан с условиями и содержанием труда. Не существует лучших или худших темпераментов. Поэтому усилия при контакте с человеком должны быть направлены не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ темперамента с одновременной нейтрализацией отрицательных проявлений. самая ранняя классификация типов темперамента была разработана Гиппократом вVI в. до н. э. В этой типологии выделяют четыре основных типа: холерический, флегматический, меланхолический и сангвинический. Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, взаимосвязи темпераментов, их процентном соотношении в личности. В "чистом виде" отдельные типы темперамента не встречаются. однако, для наиболее полного представления поведения человека, охарактеризуем "чистые" типы темпераментов.
Для отнесения работника к определенному типу темперамента следует убедиться (в частности, на основе наблюдения за внешними особенностями поведения) в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт:
· Активность. о ней судят по тому с какой степенью энергичности работник стремится к новому, пытается воздействовать на окружающее и изменить его, преодолеть препятствие;
· Эмоциональность. о ней судят по чуткости к эмоциональным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с какой эмоция становится побудительной силой поступков, а также скорость, с которой происходит смена одного эмоционального состояния другим;
·
Особенности моторики. они выступают в быстроте, резкости, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче других поддается наблюдению и оценке.
Современными исследованиями установлено, что врожденные, природно обусловленные индивидуально-типические особенности человека опосредованно воздействуют на его профессиональный выбор и формируют присущий ему индивидуальный стиль деятельности. Е. а. Климов к наиболее общепризнанным формальным признакам индивидуального стиля относит следующие:
· Устойчивая система приемов и способов деятельности;
· Обусловленность данной системы определенными личными качествами;
· Данная система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.
Иными словами, индивидуальный стиль деятельности представляет собой обусловленную типологическими особенностями устойчивую систему способов, которая складывается у человека стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. Например, на основе инертности естественным образом возникает склонность не отрываться от начатого дела, легко осуществляются медленные и плавные движения, возникает предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка. аналогичным образом, отмечает Е. а. Климов, и на основе подвижности стихийно складываются противоположные черты деятельности.
Приведенное выше позволяет сделать вывод, что лица, тяготеющие к разнообразной работе, характеризуются чаще всего подвижностью нервных процессов. отдающие предпочтение кропотливой работе, требующей терпения - их инертностью. Монотонную работу выбирают обладатели слабой нервной системы, инертных нервных процессов с преобладанием «внешнего» торможения. Лица с типологическим комплексом боязливости (слабая нервная система, подвижность торможения и преобладание «внешнего» торможения) избегают занятий, связанных с риском и опасностью. Таким образом, отмечает Е. П. Ильин (1982 г.), склонность к определенному виду деятельности имеет полуосознанный, сходный с
влечением характер, и отражает безотчетное стремление человека получить удовлетворение в определенном виде активности. Вследствие чего влияние
свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и связанных с ними типологических особенностей личности на мотивацию деятельности проявляется в том, что у людей с определенным темпераментом обнаруживается предпочтение определенному типу профессиональной деятельности.
Современной наукой установлено, что в основе каждого из четырех типов темперамента лежат особые сочетания свойств нервной системы. Их выделил, как уже отмечалось, И. П. Павлов. он открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: силу процессов, их уравновешенность и подвижность. Различные сочетания этих свойств дают определенный тип нервной системы:
· Сильный, уравновешенный, подвижный тип - сангвинический темперамент;
· Сильный, уравновешенный, инертный - флегматический темперамент;
· Сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения - холерический темперамент;
· Слабый тип - меланхолический темперамент.
Меланхолик.Люди с меланхолическим темпераментом любят следовать традициям. Например, женщина должна готовить для мужчины, а мужчины должны обеспечивать женщин. они любят своих друзей и семью, и, в отличие от сангвиника видах, не искать приключений и новизны. На самом деле, они стараются как можно сильнее избегать. Кто-то, кто имеет меланхолический темперамент, очень маловероятно, чтобы покинуть свою страну, на другой или выйти замуж за иностранца.
Меланхолики люди часто очень творческие и любят вносить свой вклад в общество. они чрезвычайно эффективной и упорядоченной, делая из них фантастические менеджеров. они идеально подходят для карьеры в области управления, бухгалтерского учета, управления и социальной работы.
Меланхолики люди должны научиться любить жизнь немного больше. они, вероятно, должны подружиться с сангвиником , кто будет подвергать их радостями жизни. они также должны быть более уверенными в себе, а также их работы. Прежде всего, меланхолики люди должны понимать, что человеку свойственно ошибаться. Никто не идеален. Таким образом, лучше всего быть реалистом, а не идеалистом.
Сангвиник.Людям с сангвиническим темпераментом часто оптимистичный, живой, жизнерадостный и беззаботный. они яркие, посиделки любовь, вечеринки и экскурсии. они такой, который может оживить скучный вечер.
однако, сангвиник не как обязательство. следовательно, они могут быть совершенно недостоверными. сангвиник также легко отвлечь, как все, что привлекает их внимание. они, как правило, импульсных покупателей, болтунов и врунов. В большинстве случаев, сангинес не на академиков, как они находят ее скучной. они также трудно быть верными своим партнерам. Поскольку сангвиники склонны в поисках удовольствия, они могут, вероятно, бороться с вредными привычками. они также могут быть склонны к перееданию и проблемам с весом.
сангвиник чрезвычайно изобретательны и часто становятся великими художниками. Кроме того, они могут стать большие затейники, если они захотят. свои таланты также идеально подходит для карьеры в маркетинге, путешествия, кулинария, спорт или мода.
сангвиник должны узнать о дисциплине, серьезности и целеустремленности. Хотя это не обязательно плохо, чтобы шутить и веселиться немного, некоторые ситуации в жизни требуют медитацией и трезвостью.
Холерики.Люди с холерическим темпераментом трудолюбивы, фирма, независимая, властная и прирожденные лидеры. они хороши на делать поспешные решения. они упорно придерживаются своих целей и самомотивации. Холерики люди очень властная, делают хорошие лидеры кампании, руководителей групп, начальников, офицеров и директоров.
Крайне прагматичный и прямолинейный, человек с холерическим личностей не особенно социальных или большие спутники. они также чрезвычайно склонен к криками и гневом. они не любят болтать и предпочитает глубокие, содержательные разговоры. они предпочли бы оставить при себе, чем быть вокруг неглубокий, поверхностный человек. В идеальном мире, они хотят, чтобы болтаться с людьми, у которых сходные профессиональные интересы.
Идеальная карьера для тех, кто холерик: управление, технологии, бизнеса, статистики, инженерии и программирования.
Холерики нужно научиться проявлять терпение, быть любящим, отзывчивым и дружелюбным к другим.
Флегматик.Флегматики люди стремятся быть общительным, миролюбивым и дружелюбным. они просто хотят, чтобы все оставалось так, как есть. они
редко агрессивно и быстро, чтобы извиниться за любой проступок, чтобы сохранить теплой и спокойной обстановке с другим.
В большинстве случаев, флегматичным людям нужно давление для достижения результатов. оставили в покое, они могут легко слоняться, ничего не делая. они просто предпочитают, чтобы не вызывать стресса или напряжения. Как следствие, они склонны к обману или издевке . Хороший пример флегматик-это тот, кто не может решить для себя.Флегматик типы людей действительно люблю помогать другим и привлекают к благотворительности. Идеальная карьера для этих типов личности включают в себя медсестер, обучение, социальные услуги, развитие ребенка и консультировать или психологии.Флегматики люди должны понять, что мир не такой мирный и дружелюбный, как они думают. они должны защищать свои права и не затоптали. они также должны быть более активными и участвовать в мероприятиях, которые могут вывести их лучше.
2.2.Типы сотрудников и их особенности.
Существуют различные типы сотрудников. Их классифицируют по множеству критериев. Рассмотрим типы работников, которые чаще всего встречаются в компаниях. На их основе можно будет выяснить, как разные типажи относятся к организации.
"Гранды".Для такого типа сотрудников характерна "звездность", которая проявляется во всех их действиях и поступках. Как правило, обоснованность своей "универсальности" они видят в заслугах прежних времен, но никак не в каждодневной работе. они относят себя к "имеющим право": на большее, чем у других, вознаграждение, особый график работы, на определенную степень свободы. Признаки проявления такого типа: отношение к коллегам "сверху вниз", наличие мнения о собственной необыкновенной значимости, дистанцирование от других сотрудников.
"Грандов" делает их окружение и само руководство, особенно если в компании отсутствует система оценки труда работников. Развитие "звездности" происходит еще и в случае, если у сотрудника есть проблемы в личной жизни. В этом случае "звездность" является своеобразной компенсацией.
Такие сотрудники легко нарушают корпоративные устои, считают, что достойны привилегированного отношения, большей свободы, лучших условий на рабочих местах.
В большинстве своем их лояльность зависит от удовлетворения материальных потребностей, что они тщательно скрывают. Также для них важно, чтобы в организации признавали их исключительность — например, через весомую должность, внимание руководства и коллектива.
"Имитаторы".Сотрудников этого типа легко определить по результатам выполнения ими своих рабочих обязанностей, которые стремятся к нулю. они склонны изображать кипучую деятельность буквально на пустом месте. "Имитаторы" активизируют свою занятость в присутствии руководителя или ближе ко дню выдачи заработной платы. свою работу в компании они воспринимают лишь как "пересидку" — чем дольше продержишься в таком положении, тем лучше.
соответственно об истинной лояльности говорить нельзя. Приверженности принципам, идеям существования и развития фирмы у сотрудников данного типа не существует.
Если в компании нет системы оценки работы персонала, им, как правило, в течение значительного времени удается подменять реальную деловую
активность актерской игрой. Затем происходит их расставание с фирмой, причем по инициативе последней. Или в организации вводят жесткий контроль за тем, как они выполняют свои рабочие обязанности.