Файл: Честность и правдивость Цель ознакомление с нравственными понятиями честность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Честность и правдивость»

Цель: ознакомление с нравственными понятиями «честность» и «правдивость».

Задачи:

- способствовать воспитанию у младших школьников понятий «честность»,

«правдивость»;

- содействовать формированию у детей умения анализировать свои и чужие

поступки;

- прививать детям этические качества личности и нормы поведения.

Оборудование: книги для чтения «Азбука нравственности» под ред. Э.П.Козлова, презентация

Ход мероприятия

1. Оргмомент

Учитель:

- Наше занятие пройдёт в необычной обстановке. Я предлагаю отправиться в заочное путешествие на весёлом поезде. А чтобы было в дороге комфортно, мы возьмём с собой самое лучшее, что встретится нам на пути. (слышится стук в дверь, входит Буратино)

Буратино:

-Здравствуйте, ребята! Я слышал, что вы отправляетесь в путешествие. Возьмите меня с собой!

Учитель:

-Ребята! Возьмём с собой Буратино? (Дети хором – да). Ну, что ж, поехали!

Дети хором поют припев песни:

«Скатертью, скатертью дальний путь стелется,

И упирается прямо в небосклон,

Каждому, каждому в лучшее верится,

Катится, катится голубой вагон».

2.Проблемная ситуация

Учитель:

- Ребята, скажите, а как нужно относиться к своим вещам, чтобы вещи были всегда в порядке и служили человеку долго? (бережливо).

- Какие волшебные слова должен употреблять человек в своей речи? («спасибо», «пожалуйста», «извините», «простите», «до свидания!», «благодарю»).

-Кто же обладает всеми названными качествами и употребляет с своей речи вежливые слова? (человек).

А чего же в нашем мире так мало, что не найдешь просто так? Она вроде есть, а вроде бы и нет. Люди водят за нос и прибегают к обману, а это значит, им не хватает ….? (Честности)

3.Игра-путешествие

Учитель:

-Итак, мы разгадали первое слово темы нашего занятия – ЧЕСТНОСТЬ.

-Путешествие будет долгим, поэтому предлагаю почитать рассказ, который называется «По грибы».

Беседа

-Понравился ли вам рассказ?

-Правильно поступила Надя, взяв у бабушки полную корзину? Обоснуй свой ответ.

-Что подействовало на Надю? Почему в самый последний момент Надя призналась
, что корзина не ее?

-А как вы догадались, что девочке стало стыдно? За что можно похвалить Надю?

-Итак, как поступила Надя?

-Возьмем мы Надю с собой?

-Кто может сделать вывод о том, какого человека можно назвать честным?

-Это ваше мнение. А я предлагаю заглянуть в толковый словарь Ожегова и найти объяснение значения слова «честный».

-Сделаем вывод: «Честный человек всегда говорит правду, не обманывает, не лжет. Честный человек признается в своем поступке, никогда не будет обвинять другого в чём-либо.

-Какое же хорошее качество человека мы возьмём с собой в путь? («ЧЕСТНОСТЬ»)

Учитель:

-Я прочитаю вам небольшой рассказ. Вы подумайте, как можно озаглавить этот рассказ?

Учитель читает рассказ Л.Н.Толстого «Правда всего дороже»

Беседа

- Почему отец сказал такие слова?

-Хорошо ли Петя поступил? Как бы вы поступили на месте мальчика?

-Возьмём мы его с собой в дорогу? (Буратино прикрепляет картинку мальчика на следующий вагончик поезда).

-Как вы думаете, какому человеку легче жить на свете, который всегда говорит правду или который лжет и обманывает?

-Попробуем угадать второе слово темы нашего занятия, ответив на вопрос:

-Какое слово будет близким по значению к слову «честность»? («правдивость»).

-Это хорошее качество мы тоже возьмём с собой.

4.Проблемная ситуация.

Инсценировка. Внимательно посмотрите и потом постарайтесь ответить на вопрос: «Как бы в этой ситуации поступил ты?»

Стоит в коридоре Миша – первоклассник, плачет и трёт кулачками глаза. Он на перемене бегал и потерял деньги.

1 ситуация

Никита находит деньги, оглядывается, никого нет, кладёт их к себе в карман и бежит в буфет. По дороге Никита сталкивается с первоклассником.

Никита: Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?

Первоклассник: Никто не обидел. Я деньги потерял.

Никита: А где ты их потерял?

Первоклассник: Не знаю.

Никита: Ну так иди ищи свои деньги! (Смеётся и убегает, но деньги не отдаёт).

2 ситуация

Эрик находит деньги в коридоре, берёт их, идёт дальше и видит, стоит первоклассник у стены и плачет. Подходит к нему и спрашивает.

Эрик: Ты что двойку получил?

Первоклассник: Нам не ставят оценки в первом классе.

Эрик: Тогда почему ты плачешь?

Первоклассник: Просто я деньги потерял.

Эрик: Не плачь! Так вот же они, я их в коридоре нашѐл – два пятачка. Бери скорее!

Первоклассник: Спасибо тебе! И убегает.



Учитель:

-Мы увидели разные ситуации. Подумайте и поднимите руки те, кто считает, что первый мальчик Никита поступил правильно.

- А теперь поднимите руки, кто считает, что второй мальчик поступил правильно.

Учитель:

-Почему вам понравился поступок Эрика? Какие качества он проявил?

Ребята! Кого из мальчиков мы возьмём с собой в дорогу? Помните, что мы берём с собой только хорошее! (мальчика Эрика).

5. Продолжение путешествия

Учитель:

-Едем дальше, поём веселее…

-Хочу предложить для дальнейшей беседы в поезде ещѐ один рассказ Л.Н.Толстого «Лгун». (Читает сам учитель).

Беседа

-Как вы думаете, ребята, почему люди не прибежали на помощь мальчику в последний раз?

-О каком качестве человека здесь говорится?

-Хорошо это или плохо врать, обманывать?

- А вы попадали в подобные ситуации?

Учитель:

-Обман и ложь – это очень плохо. Возьмём мы с собой в дорогу ложь и обман?

6. Продолжение путешествия. Работа с пословицами

Учитель:

- Ребята! А какие вы знаете пословицы о правдивости и честности? (детям предлагаются несколько пословиц, из которых они выбирают относящиеся к теме занятия)

«Правда в огне не горит, и в воде не тонет»

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

- Как вы понимаете смысл каждой пословицы?

- Возьмём мы их с собой в дорогу?

«В мире открытий». Выставка детских книг

Продолжение путешествия - Я хочу предложить вам, ребята, прочитать рассказы Льва Николаевича Толстого. Именно они очень поучительны, заставляют задуматься над своими поступками.

(Несколько слов о книгах)

7. Рефлексия

«На свете так бывает,

Порой не разберёшь:

С тобою правда рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться?

Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

Бывает ложь красива,

А правда так горька,

Но человеку честному

Та горечь не страшна!»

Хором: «Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а только


Правду говорить!»

Учитель:

- Молодцы! Вот и заканчивается наше путешествие. Что нам удалось хорошего взять с собой?

- Я хочу дать вам еще несколько простых советов:

1) Не трать напрасно время своё и других!

2) Не бери без спроса чужое!

3) Не перекладывай свою вину на другого!

4) Не обманывай себя и взрослых!