Файл: Честность и правдивость Цель ознакомление с нравственными понятиями честность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 9
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Честность и правдивость»
Цель: ознакомление с нравственными понятиями «честность» и «правдивость».
Задачи:
- способствовать воспитанию у младших школьников понятий «честность»,
«правдивость»;
- содействовать формированию у детей умения анализировать свои и чужие
поступки;
- прививать детям этические качества личности и нормы поведения.
Оборудование: книги для чтения «Азбука нравственности» под ред. Э.П.Козлова, презентация
Ход мероприятия
1. Оргмомент
Учитель:
- Наше занятие пройдёт в необычной обстановке. Я предлагаю отправиться в заочное путешествие на весёлом поезде. А чтобы было в дороге комфортно, мы возьмём с собой самое лучшее, что встретится нам на пути. (слышится стук в дверь, входит Буратино)
Буратино:
-Здравствуйте, ребята! Я слышал, что вы отправляетесь в путешествие. Возьмите меня с собой!
Учитель:
-Ребята! Возьмём с собой Буратино? (Дети хором – да). Ну, что ж, поехали!
Дети хором поют припев песни:
«Скатертью, скатертью дальний путь стелется,
И упирается прямо в небосклон,
Каждому, каждому в лучшее верится,
Катится, катится голубой вагон».
2.Проблемная ситуация
Учитель:
- Ребята, скажите, а как нужно относиться к своим вещам, чтобы вещи были всегда в порядке и служили человеку долго? (бережливо).
- Какие волшебные слова должен употреблять человек в своей речи? («спасибо», «пожалуйста», «извините», «простите», «до свидания!», «благодарю»).
-Кто же обладает всеми названными качествами и употребляет с своей речи вежливые слова? (человек).
А чего же в нашем мире так мало, что не найдешь просто так? Она вроде есть, а вроде бы и нет. Люди водят за нос и прибегают к обману, а это значит, им не хватает ….? (Честности)
3.Игра-путешествие
Учитель:
-Итак, мы разгадали первое слово темы нашего занятия – ЧЕСТНОСТЬ.
-Путешествие будет долгим, поэтому предлагаю почитать рассказ, который называется «По грибы».
Беседа
-Понравился ли вам рассказ?
-Правильно поступила Надя, взяв у бабушки полную корзину? Обоснуй свой ответ.
-Что подействовало на Надю? Почему в самый последний момент Надя призналась
, что корзина не ее?
-А как вы догадались, что девочке стало стыдно? За что можно похвалить Надю?
-Итак, как поступила Надя?
-Возьмем мы Надю с собой?
-Кто может сделать вывод о том, какого человека можно назвать честным?
-Это ваше мнение. А я предлагаю заглянуть в толковый словарь Ожегова и найти объяснение значения слова «честный».
-Сделаем вывод: «Честный человек всегда говорит правду, не обманывает, не лжет. Честный человек признается в своем поступке, никогда не будет обвинять другого в чём-либо.
-Какое же хорошее качество человека мы возьмём с собой в путь? («ЧЕСТНОСТЬ»)
Учитель:
-Я прочитаю вам небольшой рассказ. Вы подумайте, как можно озаглавить этот рассказ?
Учитель читает рассказ Л.Н.Толстого «Правда всего дороже»
Беседа
- Почему отец сказал такие слова?
-Хорошо ли Петя поступил? Как бы вы поступили на месте мальчика?
-Возьмём мы его с собой в дорогу? (Буратино прикрепляет картинку мальчика на следующий вагончик поезда).
-Как вы думаете, какому человеку легче жить на свете, который всегда говорит правду или который лжет и обманывает?
-Попробуем угадать второе слово темы нашего занятия, ответив на вопрос:
-Какое слово будет близким по значению к слову «честность»? («правдивость»).
-Это хорошее качество мы тоже возьмём с собой.
4.Проблемная ситуация.
Инсценировка. Внимательно посмотрите и потом постарайтесь ответить на вопрос: «Как бы в этой ситуации поступил ты?»
Стоит в коридоре Миша – первоклассник, плачет и трёт кулачками глаза. Он на перемене бегал и потерял деньги.
1 ситуация
Никита находит деньги, оглядывается, никого нет, кладёт их к себе в карман и бежит в буфет. По дороге Никита сталкивается с первоклассником.
Никита: Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?
Первоклассник: Никто не обидел. Я деньги потерял.
Никита: А где ты их потерял?
Первоклассник: Не знаю.
Никита: Ну так иди ищи свои деньги! (Смеётся и убегает, но деньги не отдаёт).
2 ситуация
Эрик находит деньги в коридоре, берёт их, идёт дальше и видит, стоит первоклассник у стены и плачет. Подходит к нему и спрашивает.
Эрик: Ты что двойку получил?
Первоклассник: Нам не ставят оценки в первом классе.
Эрик: Тогда почему ты плачешь?
Первоклассник: Просто я деньги потерял.
Эрик: Не плачь! Так вот же они, я их в коридоре нашѐл – два пятачка. Бери скорее!
Первоклассник: Спасибо тебе! И убегает.
Учитель:
-Мы увидели разные ситуации. Подумайте и поднимите руки те, кто считает, что первый мальчик Никита поступил правильно.
- А теперь поднимите руки, кто считает, что второй мальчик поступил правильно.
Учитель:
-Почему вам понравился поступок Эрика? Какие качества он проявил?
Ребята! Кого из мальчиков мы возьмём с собой в дорогу? Помните, что мы берём с собой только хорошее! (мальчика Эрика).
5. Продолжение путешествия
Учитель:
-Едем дальше, поём веселее…
-Хочу предложить для дальнейшей беседы в поезде ещѐ один рассказ Л.Н.Толстого «Лгун». (Читает сам учитель).
Беседа
-Как вы думаете, ребята, почему люди не прибежали на помощь мальчику в последний раз?
-О каком качестве человека здесь говорится?
-Хорошо это или плохо врать, обманывать?
- А вы попадали в подобные ситуации?
Учитель:
-Обман и ложь – это очень плохо. Возьмём мы с собой в дорогу ложь и обман?
6. Продолжение путешествия. Работа с пословицами
Учитель:
- Ребята! А какие вы знаете пословицы о правдивости и честности? (детям предлагаются несколько пословиц, из которых они выбирают относящиеся к теме занятия)
«Правда в огне не горит, и в воде не тонет»
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»
- Как вы понимаете смысл каждой пословицы?
- Возьмём мы их с собой в дорогу?
«В мире открытий». Выставка детских книг
Продолжение путешествия - Я хочу предложить вам, ребята, прочитать рассказы Льва Николаевича Толстого. Именно они очень поучительны, заставляют задуматься над своими поступками.
(Несколько слов о книгах)
7. Рефлексия
«На свете так бывает,
Порой не разберёшь:
С тобою правда рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Как в этом разобраться?
Как научиться жить,
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?
Бывает ложь красива,
А правда так горька,
Но человеку честному
Та горечь не страшна!»
Хором: «Давайте мы, ребята,
На свете честно жить,
Не будем лгать, а только
Правду говорить!»
Учитель:
- Молодцы! Вот и заканчивается наше путешествие. Что нам удалось хорошего взять с собой?
- Я хочу дать вам еще несколько простых советов:
1) Не трать напрасно время своё и других!
2) Не бери без спроса чужое!
3) Не перекладывай свою вину на другого!
4) Не обманывай себя и взрослых!