ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 635
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выделение черт темперамента и характера в структуре личности имеет значение с точки зрения факторов, влияющих на формирование акцентуаций. В случае темперамента преобладают врожденные, генетически обусловленные факторы, в случае характера – факторы социального окружения, которые можно принять во внимание и хотя бы частично откорректировать в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности.
III. Практическое задание (выполнить письменно): 1. Определите тип акцентуаций характера по трем предлагаемым «портретам» и объясните, по каким основным признакам вы определили:
Практическое задание
1. Гипертимный тип – оптимист, живой человек, отличается предприимчивостью и активностью, общительный, харизматичный.
2. Экзальтированный тип - смена настроения, без существенных на то причин, тревожный, цикличность смены настроения.
3. Демонстративный тип – любит внимание к себе, всегда находится в центре внимания, общительный, добивается больших успехов, любит фантазировать.
Семинарско-практическое занятие № 16 по теме «Способности»
II. Выбрать одно из заданий и выполнить письменно:
Познакомьтесь с работой Б.М. Теплова «Психология индивидуальных различий». Выпишите основные идеи Б.М. Теплова, представленные в данной работе (в виде тезисов). Объем 1-2 страницы печатного текста
Наиболее полную и гипотетически стройную структуру свойств нервной системы предложил В. Д. Небылицын (1966). Он исходил из того, что существуют четыре первичных свойства нервной системы – сила, подвижность, динамичность и лабильность, которые характеризуют как возбуждение, так и торможение. Соотношение между нервными процессами по этим свойствам дает возможность говорить о четырех вторичных свойствах:
– балансу по силе,
– балансу по подвижности,
– балансу по динамичности,
– балансу по лабильности.
Таким образом, по В. Д. Небылицыну, существует 8 первичных свойств нервной системы (учитывая, что каждое относится и к возбуждению, и к торможению) и 4 вторичных – всего 12 свойств.
В. Д. Небылицын, проанализировав соответствующую научную литературу и собственные данные, пришел к выводу, что неправомерно связывать силу нервной системы с быстротой образования условных рефлексов, так как имелись работы, согласно которым рефлексы быстрее формировались у собак со слабой нервной системой или же вообще связь со свойством силы не обнаруживалась
При выработке «фотохимического условного рефлекса» у людей (методика, которая первоначально использовалась в лаборатории Б. М. Теплова в соответствии с классическими канонами школы И. П. Павлова, но затем уступившая место более кратким и экономным с точки зрения затрат времени методикам) В. Д. Небылицын также обнаружил, что эти рефлексы быстрее образовывались у лиц со слабой нервной системой.
В современной психологии выделяются три основные взаимопересекающиеся - и вместе с тем имеющие самостоятельный научный статус - области: общая психология, дифференциальная психология (или, иначе, психология индивидуальных, типологических и групповых различий) и социальная психология. Это деление носит довольно условный характер. Промежуточное положение дифференциальной психологии - и психологии личности как ее центральной части - обусловлено закономерностями человеческого филогенеза и онтогенеза. В первом случае имеется в виду иерархическое движение психики как саморазвивающегося феномена от эволюционно-генетических (биологических) законов к социокультурным (общественным) закономерностям. Во втором - трансформация в процессе жизненного пути индивидных, природно обусловленных свойств отдельного человека в личностные структуры, проявляющиеся в интегральных характеристиках взаимодействия индивидуальности с миром.
Внешний статус дифференциальной психологии оказывается неразрывно связан с ее внутренним статусом. Нет ничего удивительного в том, что без малого сто лет развития этой уникальной науки привели к образованию в ее структуре трех важнейших подразделов, касающихся соответственно изучения следующих видов человеческих различий: индивидуальных (производных от анализа общепсихологических закономерностей), типологических (собственно дифференциально-психологических) и групповых (изучаемых в контексте антропологических - биологических и социальных - наук).
Таким образом, психология индивидуальных различий - это самостоятельная область современной психологии, неразрывно связанная с такими дисциплинами как психофизиология, психология личности, возрастная психология, социальная психология, генетика поведения и другими.
Предмет, вопросы, цели дифференциальной психологии
Психология индивидуальных различий - область человекознания, которая анализирует структуру индивидуальности на основе изучения индивидуальных, типологических и групповых различий между людьми методом сравнительного анализа. Объективное количественное исследование индивидуальных различий в поведении и является предметом дифференциальной психологии.
Ещё один советский учёный Б.М. Теплов открыл новую главу в исследовании психофизических основ индивидуальных различий. Опираясь на учение Павлова о свойствах типа нервной системы, он выдвинул серьёзную программу диагностики типологических свойств. На основе этой программы сложилась крупная научная школа дифференциальной психофизиологии, важнейшим вкладом которой стало раскрытие свойств нервной системы, присущих человеку, и разработка теоретически обоснованных и опирающихся на объективную методику путей исследования индивидуально - психологических различий людей.
Также проблемами дифференциальной психологии и психофизиологии занимался видный отечественный психолог, доктор психологических наук, Мерлин В.С. Он выдвинул принцип «много-многозначной зависимости» психических явлений от физиологических, который позволил раскрыть сложный, опосредованный характер взаимоотношений между различными уровнями организации индивидуальных особенностей личности - нейродинамическим, психодинамическим и личностным. Исследования в этой области привели к созданию концепции темперамента человека.
III. Практическое задание. Выбрать одно из заданий и выполнить письменно:
Подобрать примеры проявления гениальности
Ньютон, которого мы знаем со школы, открыл земное притяжение, когда на него упало яблоко.
Галилей - закон свободного падения тел.
Коперник доказал, что наша планета вместе с другими вращается вокруг Солнца.
Леонардо да Винчи - гениальный и талантливый человек, только одна картина «Джоконда» чего стоит.
Колумб - первооткрыватель Америки.
Флеминг - изобрел первый антибиотик - пенициллин, чем помог человечеству в борьбе с инфекциями.
Моцарт - гениальный музыкант, обладающий феноменальным слухом.