ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ "СИНЕРГИЯ"
Доклад
Тема: Структура правоотношений в сфере образования.
Студент группы ВБПОо-202фзк:
Давыдов Роман Олегович
Москва 2023
Оглавление
Введение
1. Предмет и пределы правового регулирования в сфере образования
2. Правоотношения в сфере образования
Заключение
Используемая литература
Введение
Образовательная сфера - одна из динамично развивающихся областей общественных отношений. Образовательные учреждения являются своего рода "спусковым крючком", который подталкивает развитую часть общества в ее стремлении к прогрессу. Назначение образования - в развитии талантов детей и взрослых для их собственной выгоды и для выгоды общества в целом. Это - крупномасштабные инвестиции в будущее. Вследствие принятия нового интегрированного закона "Об образовании в Российской Федерации" большой интерес исследователей вызывает проблема правового регулирования сферы образования. Данная сфера включает в себя многогранные общественные отношения, представляющие собой формы социального взаимодействия, регулируемые нормами различных отраслей права. В нашей стране вводятся новые федеральные государственные стандарты, многоуровневая система высшего образования, возникает сеть национальных исследовательских и федеральных университетов, формируются условия для выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий, улучшаются механизмы развития непрерывного образования, благодаря чему в системе образования происходят глобальные изменения. В этих условиях можно утверждать, что возникающие в сфере образования новые "действующие лица" приводят к изменению соотношения публичных и частных интересов в этой области, значительному усложнению образовательных и иных, связанных c ними общественных отношений. Для формирования целостного механизма правового регулирования в сфере образования следует знать, что такое общественные отношения, как они связаны с другими правоотношениями, возникающими в данной сфере; каким образом меры, принимаемые государством и его органами в области образования, влияют на образование как на социальный институт. Эти вопросы требуют тщательного изучения и научного обоснования. Изучение данной проблематики имеет значение как для теории государства и права, методологии правового регулирования деятельности, объединяющей разнородные, по своей природе, отношения, так и для практической работы органов государственной власти при решении задач модернизации системы образования. Данные обстоятельства определили выбор темы курсовой работы. Цель исследования: раскрыть сущность общественных отношений, возникающих в сфере образования Объект исследования: отношения в сфере образования Предмет исследования: нормы законодательства Российской Федерации и ее субъектов, регулирующие отношения в сфере образования Задачи:
1)Установление механизма правового воздействия на образовательные отношения;
2)выявить содержание предмета и пределов правового регулирования отношений в сфере образования;
3)охарактеризовать современное состояние системы нормативных правовых актов об образовании;
4)выявить содержание, сущность и характерные особенности образовательных отношений;
Методы исследования:
1)теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2)формально-юридический метод при изучении системы законодательства;
3)сравнительно-правовой метод для рассмотрения норм, регулирующих отношения в сфере образования.
-
Предмет и пределы правового регулирования в сфере образования
Для определения предмета правового регулирования в сфере образования следует обратиться к понятию "правовое регулирование". Ф.Н. Фаткуллин под правовым регулированием понимает "специфическую деятельность государства, его органов и уполномоченных на то общественных организаций по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм, в необходимых случаях путем вынесения индивидуальных решений в соответствии с этими нормами по поводу персональных участников этих отношений". Как видно, в это определение правового регулирования, в качестве его предмета, не входит деятельность непосредственных участников общественных отношений, направленная на поиск и привлечение средств юридического регулирования для согласования своего поведения с правом. Большая группа исследователей (С.С.Алексеев, А.И.Бобылев, В.М.Горшенев, И.Ю.Дюрягин, Т.В.Кашанина, В.В.Лазарев, А.В.Малько, Н.И.Матузов, Ю.Г.Ткаченко, А.Ф.Черданцев и др.) рассматривают правовое регулирование (с теми или иными вариациями) как юридическое воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения в соответствии с общественными потребностями. В качестве примера можно привести определения: "осуществляемое всей системой юридических средств воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения" , "регулирование общественных отношений при помощи норм права и других юридических средств" , "осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и.т.д.) результативное, нормативно организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития) в соответствии с общественными потребностями" и другие. Ряд исследователей (Н.А. Лукашева, М.Ф. Орзих, Л.С. Явич и др), определяя правовое регулирование, акцентируют внимание на юридическом воздействии не на общественные отношения в целом, а на субъекты этих отношений. Тем самым на первый план выходит личностный аспект общественных отношений. Так, под правовым регулированием понимаются "различные формы юридического воздействия государства на поведение субъектов общественных отношений", "определение границ волевого поведения людей, подчинение воли субъекта нормам права", "все виды воздействия права на сознание и поведение людей: воспитательное, ценностно-мотивационное, специфически - юридическое", "механизм нормативного упорядочения, организации и деятельности субъектов права и формирования устойчивого правопорядка" , "целенаправленное текстуальное воздействие (информационно - ценностное) на субъекты правовой коммуникации, вызывающее их ответное поведение, адекватное воздействующему; ориентация поведения субъектов права на соответствующие нормативные установления". Есть группа авторов (Г.К Варданянц, В.П. Казимирчук, СВ. Боботов, Ю.И. Новик и др), которые считают правовое регулирование разновидностью социального управления. Так, например, Г.К. Варданянц полагает, что правовое регулирование представляет собой разновидность социального регулирования, характеризующаяся стабилизирующим воздействием на социальную систему, в то же время правовое регулирование представляет собой разновидность социального управления, основанного на правовой формализации социальных интеракций. Недостатки приведенных выше определений в том, что, во-первых, неверно оценена диалектика сфер жизни общества и правового регулирования, во-вторых, следует рассматривать правовое регулирование как часть целостной системы социального регулирования, в-третьих, нужно учитывать связь правового регулирования с поведением людей, общественными отношениями, социальным управлением, в-четвертых, нельзя упускать из внимания тот факт, что в наши дни происходит сближение внутригосударственного и международного правового регулирования. Исходя из вышесказанное, вытекает следующее определение: правовое регулирование — это сложное многогранное явление, часть системы социального регулирования, взаимодействующая со всеми сферами жизни общества в целях упорядочения поведения людей и общественных отношений. Таким образом, предметом правового регулирования отношений в сфере образования является совокупность общезначимых, волевых, длящихся, много субъектных, многоаспектных, непосредственно представительных, устойчивых образовательных отношений, а также связанных с ними иных отношений, возникающих в процессе государственного регулирования, управления, контроля и надзора исполнения законодательства об образовании, контроля (оценки) качества образования, а также осуществления финансового, научно-методического, ресурсного, производственного и информационно-технологического обеспечения образовательной деятельности, функционирования и развития системы образования. Иные отношения в сфере образования обычно предшествуют образовательным, либо сопутствуют им и должны быть урегулированы нормами права. Кроме того, они могут возникать в процессе деятельности по обеспечению права на образование. Образовательные отношения находятся в непрерывном взаимодействии c основными сферами жизни общества. Соответственно, в предмет правового регулирования общественных отношений входят такие виды общественных отношений, как социальные, политические, экономические и духовные. Кроме сферы правового регулирования, существует еще одна категория, имеющая важную роль - это пределы правового регулирования. Они представляют те границы, рамки, в которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Пределы правового регулирования зависят, прежде всего, от предмета правового регулирования. Общественные отношения, не подвергающиеся внешнему контролю, не могут регулироваться правом.
Пределы бывают 2 видов:
1)Объективные - определяются самими общественными отношениями, зависят от тех факторов, которые делают невозможным воздействие на предмет права;
2)Субъективные - определяются самим законодателем, а именно его волей и желанием.
Огромное значение при определении пределов правового регулирования имеет то, кто выступает в качестве субъекта: государство, образовательные организации, общественные объединения, семья и т.д. Также пределы зависят от временного и пространственного факторов: в условиях разного времени и места необходимо регулирование разного характера. Роль государства как созидателя права имеет строго ограниченные рамки.
2. Правоотношения в сфере образования
Правоотношение традиционно понимается как разновидность общественного отношения, урегулированная нормами права. Правоотношение представляет собой юридическую связь между субъектами, возникающую на основании норм права. В образовательной сфере переплетаются различные правоотношения, которые обладают такими общими признаками, как закрепление взаимного поведения участников; связь конкретных, всегда определенных лиц, причем связь, как минимум, двусторонняя, между лицом, являющимися управ омочённым, и лицом обязанным (однако правоотношения нередко имеют сложную структуру, когда каждая из сторон является и управ омочённой, и обязанной); гарантия осуществления при помощи принудительных мер государства. Но в то же время указанным правоотношениям присущи и специальные признаки. Так, Т.В. Твердова выделяет в качестве главного специального признака правоотношений в области образования их конституционною природу; далее - взаимозависимость - их регулирование нормами публичного и частного права; принадлежность к различным отраслям права. М.Т. Тучков указывает и на своеобразие правоотношений в сфере образования, проявляющееся во взаимной ответственности государства и гражданина, т.е. во встречном характере их прав и обязанностей. Теория образовательного права различает на первый взгляд тождественные понятия "правоотношения в сфере образования" и "образовательные правоотношения". Различие состоит в том, что первое характеризует все виды правоотношений, существующих в образовательной сфере, которая носит всеобщий характер, а присущие ей отношения - практически нормами всех отраслей права. Второе применяется для обозначения правоотношений, составляющих непосредственный предмет образовательного права, его ядро как самостоятельной отрасли права. Именно эти правоотношения наиболее полно и ярко отражают специфику образовательной сферы, ее функции и место в системе процессов и явлений современного гражданского общества. Образовательные отношения предстают прежде всего, как отношения, в которые вступают в процессе обучения и воспитания обучающиеся и образовательные учреждения. Общеизвестно, что правоотношение - урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством. Правоотношение имеет сложный состав, а его элементами выступают субъекты, объекты, содержание. При этом нужно различать понятие "субъекты правоотношений" и участников образовательного процесса. К субъектам мы относим администрацию школы, учащихся, органы государственной власти и органы управления образованием. Что касается участников образовательного процесса, то к ним относятся лица, которые выступают на стороне какого-либо субъекта. На стороне учащихся выступают их родители (законные представители), а сторону общеобразовательного учреждения представляют, как правило, педагоги и администрация. Не существует единой точки зрения по субъектному составу правоотношений. Так, по мнению Е.А. Киримовой к субъектам образовательных отношений относятся обучающиеся, педагогические работники и образовательные учреждения, в частности общеобразовательные. Она подчеркивает, что характерной особенностью образовательных отношений является их трехсторонность. Собственно, сами образовательные отношения, которые связывают обучающегося и педагога, возникают только при участии общеобразовательного учреждения. Если же они оформляются, минуя общеобразовательное учреждение, напрямую, то являются предметом иной отрасли, но не образовательной. Дополняя перечень субъектов образовательных правоотношений, Спасская В.В. относит к ним родителей (законных представителей), которые призваны решать вспомогательные организационные вопросы и имеют собственные права и обязанности. Роль родителей заключается в разъяснении детям их целей и задач в образовательном правоотношении, а также в оказании им посильной помощи в освоении общеобразовательной программы.
Состав субъектов современных образовательных правоотношений не ограничивается только участниками образовательного процесса. Сюда также входит система образовательных организаций, задача которых заключается в обеспечении реализации права на образование, а именно в предоставлении качественного образования. Поскольку для выполнения этой задачи всегда необходимы определенные условия, то функции общеобразовательного учреждения как обязанной стороны образовательных правоотношений сводятся к созданию таких условий. Это подразумевает подготовку соответствующих помещений, приглашение педагогических и иных работников. Правовое положение субъектов определяется всеобщностью и обязательностью общего образования для всех граждан РФ и правом граждан на получение иных видов и форм образования. К особенностям правового положения общеобразовательных организаций можно отнести то, что, во-первых, в качестве общеобразовательной организации может выступить только та организация, которая реализует государственные образовательные стандарты, что юридически закрепляется выдачей свидетельства о ее государственной аккредитации.
Во-вторых, общеобразовательная организация при вступлении в административные, финансовые, имущественные и иные отношения, действует исключительно в интересах обучаемых. В-третьих, проведение промежуточной и итоговой аттестации входит в обязанности педагогических работников и не является элементом компетенции общеобразовательной организации.
Объектом правоотношения является то, ради чего возникает само правоотношение, то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности:
1)материальные блага
2)нематериальные (личные) блага
3)поведение, действие субъектов
4)продукты духовного творчества
5)ценные бумаги, официальные документы
Интересна точка зрения Спасской В.В. о том, что объектом идеальной конструкции образовательных отношений являются духовные блага, и интерес правомочной стороны в рамках процесса обучения и воспитания направлен на овладение ими. Системные, политематические знания, навыки и умения, приобретенные гражданином в процессе обучения и воспитания, уровень которых отвечает требованиям государственного образовательного стандарта и удостоверяется документом о соответствующем образовании - в качестве объекта образовательных отношений выделяет Сырых В.М.9. Причем в качестве объекта они могут выступать "прежде всего в условиях, характерных для образовательных правоотношений, которые складываются между образовательными учреждениями и обучающимися в процессе их обучения и воспитания". Образовательные отношения состоят из совокупности прав и обязанностей педагогов и обучающихся, которые носят исторически развивающийся, изменчивый характер и зависят от многих социально-политических факторов. Понятие юридического содержания правоотношения имеет тесную связь с понятиями субъективного права и юридической обязанности. Последние понятия являются равнозначными элементами системы правоотношения. Субъективному праву всегда соответствует установленная объективным правом обязанность, потому что права одних лиц удовлетворяются через обязанности других. Благодаря принадлежности субъективного права и юридической обязанности субъект приобретает статус либо управ омочённого, либо прав обязанного, и таким образом, индивидуализируется в своем правоотношении. В образовательном правоотношении субъективное право и юридическая обязанность имеют своеобразный состав и характеристики. В полномочия обладателя субъективного права, представляющие собой правовые возможности, помимо права требования исполнения юридической обязанности и права на свои собственные положительные действия, включается долженствование, обязывающее управ омочённую сторону совершать активные положительные действия по обучению.
Специфика основной юридической обязанности образовательной организации и педагогических работников проявляется в том, что ее выполнение не представляется возможным без наделения указанных субъектов дополнительными правовыми свойствами, каковым является право требования в отношении управ омочённой стороны. Это правомочие призвано обеспечить исполнение управ омочённой стороной ее долженствования. То есть в образовательном правоотношении право требования может принадлежать не только управ омочённой, но и прав обязанной стороне, и быть направлено соответственно не на юридическую обязанность, а на исполнение долженствования управ омочённой стороны. Содержание образовательных отношений определяет метод правового регулирования образовательного права. Так, применительно к образовательному праву В.М.Сырых отражает в качестве метода правового регулирования особое сочетание императивного и императивно-диспозитивного методов.
Он приводит примеры, демонстрирующие реализацию указанного сочетания методов правового регулирования в сфере образования, а также примеры "тупиковых ситуаций", возникающих в случае неприменения специфических методов образовательного права. Элементы правоотношений в сфере образования (субъект, объект и содержание правоотношения) имеют свои характерные черты. Для них свойственна особая конструкция субъективного права и юридической обязанности - обе стороны обладают одновременно и правомочиями, и обязательствами. Объектом образовательных отношений выступают духовные блага (в виде знаний, умений, навыков, ключевых компетенций), содержание которых определяется образовательной программой соответствующего уровня и направленности. Субъектами образовательных отношений выступают организации, осуществляющие образовательную деятельность; лица, осуществляющие педагогическую деятельность; педагогические работники; обучающиеся и их родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся. Кроме того, отличительным элементом образовательных отношений выступают требования, предъявляемые к субъектам (к примеру, для ведения образовательной деятельности образовательная организация должна иметь лицензию; к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена по приговору суда или по медицинским показаниям; обучающиеся в образовательном отношении с самого раннего детства приобретают полную дееспособность). Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что отношения в сфере образования имеют различную природу и однозначного мнения, среди ученых, занимающихся этими вопросами нет.