Файл: 5. технологии развивающего обучения (4 часа) Лекция Технология портфолио. Личностноориентированные образовательные технологии. Технология портфолио. В современном образовательном пространстве становится востребованным и личностно значимым такие качества к.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 5. ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (4 ЧАСА) Лекция 5.1. Технология портфолио. Личностно-ориентированные образовательные технологии. Технология портфолио. В современном образовательном пространстве становится востребованным и личностно значимым такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность. Новые социальноэкономические условия нашей республики требуют повышения кадрового потенциала на основе модернизации системы непрерывного профессионального образования, ключевой фигурой в которой остается педагог -- личность активная, целеустремленная, деятельностно способная, совершенствующая профессиональные качества для решения задач, поставленных перед ней государством и обществом. Современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, обогащением направлений и содержания деятельности учителя, усилением требований к его личностным и профессиональным качествам, результатам труда. Следовательно, сегодня он должен быть готов гибко реагировать на изменения образовательной ситуации, быстро адаптироваться к новым условиям, учитывать специфику существующих педагогических систем, стремиться в полной мере реализовать свой личностно-профессиональный потенциал. Процесс модернизации общего среднего образования в Республике Беларусь ставит перед педагогической общественностью ряд новых задач, успешное решение которых будет способствовать обеспечению качества «конечного продукта»: − построение педагогом современных профессиональных ориентиров; − формирование (совершенствование) личностных пристрастий, построение собственной шкалы ценностей; − воспитание и развитие личностно-профессионального креативного мышления; − умение работать в смысловых полях, конструировать, создавать смысловые реальности; − умение работать с ситуацией, моделировать образовательные ситуации и находить эффективные пути их решения; − развитие коммуникативности, эмпатии, восприимчивости; − воспитание толерантности, интереса к иной культуре, способности вести диалог на различных уровнях. В решении этих и других задач, связанных с повышением качества подготовки учителя школы ХХI века, совершенствованием его профессионально-педагогической культуры, развитием профессиональной компетентности, большую роль играет система методической работы общеобразовательного учреждения. Методическая работа современной школы -- это система научно-практических мероприятий, базирующаяся на достижениях педагогики и смежных наук (психологии, методологии, методики, социологии и др.), идеях передового педагогического опыта и обеспечивающая профессиональную адаптацию, становление, развитие и саморазвитие личности педагога для качественного решения задач обучения, воспитания и развития учащихся. Одним из важнейших направлений общешкольной методической работы является самообразование, которое определяется как специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение прогнозируемых личностнопрофессиональных целей. Естественно, что значимым также является развитие механизмов самоопределения и самореализации педагога, включение его в продуктивную преобразующую деятельность на всех этапах осуществления образовательного процесса. Инновационные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип - ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. В качестве одного из способов и средств решения таких задач, и, следовательно, профессионального развития педагога, выступает индивидуальное портфолио. Понятие о технологии «Портфолио» Технология «Портфолио» (или «Портфель» - адаптация термина в русском языке, от латинских корней «port» - хранилище и «folium» - лист, такой термин используется в технологии критического мышления) пришла в педагогику, так же как и запрос на новую образовательную парадигму, из экономики и мира искусства. В экономике данным термином обозначаются источники, в которых рассредоточена собственность (всем
знакомы такие понятия, как “министерский портфель” или “портфель инвестиций”), в мире искусства - набор способов или средств, с помощью которых специалист может показать весь спектр направлений своей работы и свои достижения (например, у архитектора это может быть папка с набором фотографий готовых работ, макетов, инсталляций, планов и т.д.). В сфере образования «Портфолио» впервые стало применяться в Канаде и США в 80-е годы 20 века для отбора преподавателей университетов и колледжей при приеме на работу. Поскольку технология показала свою эффективность, сферу ее применения быстро расширили. В настоящее время во многих развитых странах «Портфолио» используется преподавателями высших и средних учебных заведений для: − мониторинга и рефлексии уровня своего профессионализма, − определения направлений профессионального развития, − представления своих возможностей при приеме на работу и лицензировании. Студентами и учащимися школ: − для оценки прогресса и успехов по различным предметам или сферам интересов, − как возможность продемонстрировать свои возможности и достижения при поступлении на учебу или приеме на работу. «Портфолио» предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование со стороны преподавателей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего профессионального уровня. «Портфолио» может собираться с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует. Есть различные подходы к определению понятия «Портфолио» - это: · Коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях. · Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету за данный период обучения. · Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию. · Способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения. · Антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самооценку и самоанализ. · Форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося. · Собрание материалов

государственных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность системы общего среднего образования, локальных документов, сопровождающих работу методической службы и педагога учреждения образования. · Технология саморазвития и самосовершенствования. · Средство самопрезентации и карьерного роста. · Средство мотивации и стимулирования творческой активности и саморазвития. · Способ иллюстрации усилий, достижений в различных областях профессиональной деятельности (учебно-воспитательной методической организационно-управленческой и др.). «Портфолио» представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции. «Портфолио» позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. «Портфолио» нечто большее, чем просто папка ученических работ; это - заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности. Эти факторы определяют актуальность проблемы, ее значимость для современной системы образования. Педагогическая идея «Портфолио» предполагает: * смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету; * интеграцию количественной и качественной оценок; * доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке. Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи: 1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; 2. формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; 3. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; 4. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку; 5. содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения; 6. создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников. Характеристики технологии «Портфолио» В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип «Портфолио»: «Портфолио документов» -- необходимые для работы педагога государственные и локальные нормативно-правовые документы, а также документы отражающие его личностно-профессиональный рост -- свидетельство о повышении квалификации свидетельство внештатного эксперта сертификат о присвоении квалификации «Эксперт-аудитор» и др. «Портфолио отзывов» -- рецензии на авторские учебные материалы; экспертная оценка образовательного процесса или результатов педагогического труда; другие материалы, характеризующие автора портфолио и уровень его профессионализма. «Портфолио процесса» -- материалы, характеризующие образовательный процесс: авторские материалы -- методическая и/или дидактическая системы; образовательные технологии; учебные программы и планы курсов по выбору, спецкурсов, факультативов; образовательные проекты, методические рекомендации; применяемые в учебновоспитательном процессе технологии, в том числе компьютерноинформационные, методики, методы, средства; дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одаренными детьми и др. «Портфолио результатов» --качественные и количественные непосредственные и опосредованные показатели результатов работы педагога: уровень профессионально-педагогической подготовки, уровень профессионально-педагогической деятельности, уровень профессиональнопедагогических результатов -- личностный рост педагога, уровень развития его учеников; объективность оценки результатов деятельности. Кроме того,
возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели. В зависимости от вида «Портфолио» различают его функции: − Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени. − Целеполагания - поддерживает учебные цели. − Мотивационная - поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей. − Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ. − Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году. − Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений. По составу портфолио бывают простые и комплексные. Простые -- это тематические портфолио: документальные, процессуальные. Комплексные портфолио отражают несколько позиций: отзывы и результаты; процессы и результаты. Практика работы учреждений образования свидетельствует о том, что педагоги чаще всего используют комплексные портфолио, позволяющие им обеспечивать системность того или иного реализуемого вида деятельности. Состав портфолио определяется конкретными задачами, которые ставит перед собой либо сам педагог, либо руководитель методического формирования. Структура и содержание Содержание «Портфолио» будет зависеть от его вида и цели, для достижения которой оно создается. Четкого списка материалов, необходимых для включения в «Портфолио», не существует. Каждый из людей, использующих данную технологию, самостоятельно отбирает способы показа своих работ и достижений. Если «Портфолио» создается всеми учащимися класса, то педагогу совместно с учащимися необходимо определить и зафиксировать перечень материалов, обязательных для представления в «Портфолио» для получения той или иной оценки. При этом приветствуется любая инициатива, расширяющая данный список или предлагающая равноценную замену перечисленным материалам. Все материалы рекомендуется распределять по четырем разделам: * «Портрет» * «Коллектор» * «Рабочие материалы» * «Достижения». Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об авторе портфолио. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты и т.п. Например, в портфолио достижений в этом разделе может быть краткая история успехов. В этот раздел портфолио обязательно помещается вступительная статья - обоснование, в которой сформирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают. В некоторых видах
портфолио в этот раздел помещаются комментарии, отражающие мысли автора по поводу представленных в портфолио работ. «Коллектор» содержит материалы, авторство которых не принадлежит самому автору. Это могут быть материалы, которые предложены ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации) или материалы товарищей по группе. Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы самим автором. В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению автора, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. При этом во вступительной статье или введении к портфолио необходимо дать обоснование того, почему именно эти материалы лучше всего отражают его достижения и какие именно. Вступительная статья или введение к портфолио несет основную смысловую нагрузку, именно в ней высказывается ожидание ученика в отношении своих дальнейших действий и собственных перспектив, именно здесь ученик делает вывод о своих способностях достигать определенные результаты, дает оценку своего продвижения и потенциала. Роль технологии в обучении Опыт работы с «Портфолио» дает возможность к числу достоинств отнести следующие: · в работе с «Портфолио» важен не только результат, но и процесс создания преподавателем, школьником любого возраста своего стиля работы; · «Портфолио» позволяет сохранить в нем индивидуальность обучающегося, придает особое значение титульному листу, отражающему авторство портфеля; · создание названий файлов - компонентов и работа с ними - это процесс творческий, ориентированный на самостоятельность выбора, воображение, открытие, поиск; · процесс создания портфеля, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность авторам осуществлять самооценку своей самостоятельной познавательной деятельности и совершенствовать ее. Реализация педагогом в практической деятельности технологии «Портфолио» будет способствовать разработке авторской методической системы, которая включает в себя следующие компоненты (по В. М. Монахову): педагогические цели (глобальные, этапные, оперативные), методический стиль (элементы -- когнитивный, мотивационный, содержательно-операционный индивидуально-творческий, рефлексивнооценочный, методический опыт), организационные формы (традиционные и инновационные). Использование этой технологии поможет администрации целенаправленно и системно осуществлять мониторинг индивидуального профессионального совершенствования и развития личности каждого педагога, иметь полную информацию о результатах деятельности специалиста, выявлять ценный опыт с целью его распространения среди коллег, а также эффективно управлять личностно-профессиональным ростом педагога, координировать коллегиальные усилия по повышению результативности работы учреждения образования. Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.