Файл: Учебного предмета домовдство для обучающихся с легкой умственной отсталостью.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви. Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов для чистки обуви; их назначение. Сушка обуви. Правила ухода за обувью из различных материалов.
Предприятия бытового обслуживания. Ремонт обуви. Виды услуг. Прейскурант. Правила подготовки обуви для сдачи в ремонт. Правила приема и выдачи обуви.
Обувь и здоровье человека. Значение правильного выбора обуви для здоровья человека.
Питание
Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.
Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование. Гигиена приготовления пищи.
Виды продуктов питания. Молоко и молочные продукты: виды, правила хранения. Значение кипячения молока. Виды блюд, приготовляемых на основе молока (каши, молочный суп).
Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого хлеба. Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе.
Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи.
Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения. Виды растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения. Места для хранения жиров и яиц.
Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные продукты.
Мука и крупы. Виды муки (пшеничная, ржаная, гречневая и др.); сорта муки (крупчатка, высший, первый и второй сорт). Правила хранения муки и круп. Виды круп. Вредители круп и муки. Просеивание муки.
Соль, сахар, пряности и приправы. Соль и ее значение для питания. Использование соли при приготовлении блюд. Сахар: его польза и вред. Виды пряностей и приправ. Хранение приправ и пряностей.
Чай и кофе. Виды чая. Способы заварки чая. Виды кофе. Польза и негативные последствия чрезмерного употребления чая и кофе.
Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах. Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности). Специализированные магазины. Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив.
Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Срок годности продуктов питания (условные обозначения на этикетках). Стоимость продуктов питания. Расчет стоимости товаров на вес и разлив.
Рынки. Виды продовольственных рынков: крытые и закрытые, постоянно действующие и сезонные. Основное отличие рынка от магазина.
Прием пищи. Первые, вторые и третьи блюда: виды, значение.
Завтрак. Блюда для завтрака; горячий и холодный завтраки. Бутерброды. Каши. Блюда из яиц (яйца отварные; яичница-глазунья). Напитки для завтрака. Составление меню для завтрака. Отбор необходимых продуктов для приготовления завтрака. Приготовление некоторых блюд для завтрака. Стоимость и расчет продуктов для завтрака. Посуда для завтрака. Сервировка стола.
Обед. Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов. Овощные салаты: виды, способы приготовления. Супы (виды, способы приготовления). Мясные блюда (виды, способы приготовления). Рыбные блюда (виды, способы приготовления). Гарниры: овощные, из круп, макаронных изделий. Фруктовые напитки: соки, нектары. Составление меню для обеда. Отбор необходимых продуктов для приготовления обеда. Стоимость и расчет продуктов для обеда. Посуда для обедов. Праздничный обед. Сервирование стола для обеда. Правила этикета за столом.
Ужин. Блюда для ужина; холодный и горячий ужин. Составление меню для холодного ужина. Отбор продуктов для холодного ужина. Приготовление несложных салатов и холодных закусок. Стоимость и расчет продуктов для холодного ужина. Составление меню для горячего ужина. Отбор продуктов для горячего ужина. Стоимость и расчет продуктов для горячего ужина.
Изделия из теста. Виды теста: дрожжевое, слоеное, песочное. Виды изделий из теса: пирожки, булочки, печенье и др. приготовление изделий из теста. Составление и запись рецептов. Приготовление изделий из замороженного теста.
Домашние заготовки. Виды домашних заготовок: варка, сушка, соление, маринование. Глубокая заморозка овощей и фруктов. Меры предосторожности при употреблении консервированных продуктов. Правила первой помощи при отравлении. Варенье из ягод и фруктов.
Транспорт
Городской транспорт. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте.
Проезд из дома в школу. Выбор рационального маршрута проезда из дома в разные точки населенного пункта. Расчет стоимости проезда.
Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички. Стоимость проезда. Расписание.
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы: назначение, основные службы. Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение. Основные автобусные маршруты. Расписание, порядок приобретения билетов, стоимость проезда.
Водный транспорт. Значение водного транспорта. Пристань. Порт.
Авиационный транспорт. Аэропорты, аэровокзалы.
Средства связи
Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования.
Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка.
Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма. Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылки.
Бандероли. Виды бандеролей: простая, заказная, ценная, с уведомлением. Порядок отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.
Посылки. Виды упаковок. Правила и стоимость отправления.
Телефонная связь. Виды телефонной связи: проводная (фиксированная), беспроводная (сотовая). Влияние на здоровье излучений мобильного телефона. Культура разговора по телефону. Номера телефонов экстренной службы. Правила оплаты различных видов телефонной связи. Сотовые компании, тарифы.
Интернет-связь. Электронная почта. Видеосвязь (скайп). Особенности, значение в современной жизни.
Денежные переводы. Виды денежных переводов. Стоимость отправления.
Предприятия, организации, учреждения
Образовательные учреждения. Дошкольные образовательные учреждения. Учреждения дополнительного образования: виды, особенности работы, основные направления работы. Посещение образовательных организаций дополнительного образования.
Местные и промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Названия предприятия, вид деятельности, основные виды выпускаемой продукции, профессии рабочих и служащих.
Исполнительные органы государственной власти (города, района). Муниципальные власти. Структура, назначение.
Семья
Родственные отношения в семье. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества ближайших родственников; возраст; дни рождения. Место работы членов семьи, должности, профессии. Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности.
Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки и др. правильная, рациональная организация досуга. Любимые и нелюбимые занятия в свободное время. Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии, прогулки, посещения музеев, театров и т. д.
Досуг как средство укрепления здоровья: туристические походы; посещение спортивных секций и др.
Досуг как развитие постоянного интереса к какому-либо виду деятельности (хобби): коллекционирование чего-либо, фотография и т. д.
Отдых. Отдых и его разновидности. Необходимость разумной смены работы и отдыха. Отдых и бездеятельность. Летний отдых. Виды проведения летнего отдыха, его планирование. Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху: выбор места отдыха, определение маршрута, сбор необходимых вещей.
Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и источники дохода. Определение суммы доходов семьи на месяц. Основные статьи расходов. Планирование расходов на месяц по отдельным статьям. Планирование дорогостоящих покупок.
Планируемые результаты освоения АООП образования обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
учебного предмета «Домоводство» для 5–9 классов
Личностные результаты | Предметные результаты | |
Минимальный уровень (обязательный) | Достаточный уровень | |
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; проявление готовности к самостоятельной жизни. | представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; приготовление несложных видов блюд под руководством учителя; представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение типовых практических задач под руководством педагога посредством обращения в предприятия бытового обслуживания; знание названий торговых организаций, их видов и назначения; совершение покупок различных товаров под руководством взрослого; первоначальные представления о статьях семейного бюджета; представления о различных видах средств связи; знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); знание названий организаций социальной направленности и их назначения; | знание способов хранения и переработки продуктов питания; составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.); навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого); пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач; знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета; составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения; |
Описание места учебного предмета «Домоводство»
в учебном плане
Учебный предмет «Домоводство» входит в предметную область «Человек и общество» и относится к обязательной части учебного плана ГКОУКО «Обнинская школа-интернат «Надежда».
На изучение учебного предмета «Домоводство» отводится:
класс | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год | ||
Обязательная часть | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | |||
5 класс | 1час в неделю | 1 час в неделю | 68 | |
6 класс | 1 час в неделю | 1 час в неделю | 68 | |
7 класс | 2 часа в неделю | - | 68 | |
8 класс | 2 часа в неделю | - | 68 | |
9 класс | 2 часа в неделю | - | 68 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета «Домоводство» для 7-9 классов
1. Учебно-методическое обеспечение:
Линия УМК: Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др. Издательство «Дрофа»
2. Учебно-практическое оборудование: наглядные пособия, дидактический и раздаточный материал, презентации по разделам программы. Специально отведённые места для проведения с учащимися практических работ на уроках Домоводства: электроплита, кухонные столы, посудомоечная и стиральная машина; места для столовых приборов и посуды и пр.
3. Технические средства обучения: персональный компьютер для учителя, интерактивная доска.
4. ЭОР: http://old.prosv.ru/ - Издательство «Просвещение»
Содержание программного материала учебного предмета
«Домоводство» 7 класс
Личная гигиена и здоровье. Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека.
Особенности ухода за кожей лица подростка. Правил ухода за кожей лица в зависимости от типа кожи (сухая, жирная, нормальная). Определение типа кожи.
Закаливание организма. Способы закаливания: воздушные и солнечные процедуры; водные процедуры для закаливания.
Уход за волосами. Ознакомление со средствами ухода за волосами: шампуни, кондиционеры, ополаскиватели, видами шампуней в зависимости от типов волос. Средства для борьбы с перхотью и выпадением волос у человека.
Охрана здоровья. Виды медицинской помощи: доврачебная помощь и врачебная. Виды доврачебной помощи при травмах. Изучение способов оказания первой помощи при ушибах и травмах.
Вирусные и простудные заболевания человека.
Виды доврачебной помощи при вирусных и простудных заболеваниях.
Домашняя аптечка. Лекарственные препараты первой необходимости в домашней аптечке: виды, название, способы хранения, сроки годности.
Лекарственные растения. Приготовление лечебных отваров и настоев.
Виды врачебной помощи на дому. Вызов врача на дом по телефону.
Практические работы: вызвать врача на дом по телефону, сообщить все необходимые сведения.
Жилище. Ежедневная уборка жилого помещения. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Виды уборки жилища. Инвентарь, электробытовые приборы для уборки помещений. Значение чистого воздуха для здоровья человека.
Сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры и дома к зиме, лету.
Виды моющих средств. Распылители, аэрозоли. Правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств.
Оборудование кухни. Электробытовые приборы на кухне. Назначение, правила использования и ухода, техника безопасности.
Мебель для кухни, названия и назначение.
Мебель в жилых помещениях. Правила ухода за корпусной и мягкой мебелью с помощью пылесоса, моющих средств.
Экскурсия: Магазин по продаже мебели (виртуальная).
Практические работы: Сухая и влажная уборка помещения с использованием пылесоса.
Одежда и обувь. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения, способа ношения и сезона. Магазины по продаже различных видов одежды.
Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды; правила хранения. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка.
Ручная и машинная стирка изделий. Приёмы сортировки белья перед стиркой – белое отдельно от цветного. Особенности стирки цветного и белого белья. Чтение условных обозначений на этикетках. Правила пользования моющими средствами для стирки белья.
Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов, правила использования.
Правила и приемы глажения белья (белья, брюк, блузок и рубашек).
Прачечная: виды услуг. Правила приема белья в прачечную. Прейскурант услуг.
Уход за обувью. Правила ухода за обувью в зависимости от материалов. Чистка, сушка и правила хранения.
Практические работы: по сортировке белья перед стиркой; чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья; глажение постельного белья, брюк, рубашек.
Питание. Значение питания в жизни и деятельности людей, режим питания, влияние на их здоровье.
Приготовление пищи. Гигиена приготовления пищи. Гигиенические требования к месту приготовления пищи. Требования к оборудованию кухни.
Виды жиров растительного и животного происхождения, растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения.
Питательная ценность овощей и фруктов. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные продукты.
Прием пищи. Первые, вторые и третьи блюда: виды, значение. Завтрак. Блюда для завтрака. Горячий и холодный завтраки. Чай и кофе. Виды кофе. Польза и негативные последствия чрезмерного употребления чая и кофе. Составление меню завтрака.
Обед. Овощные салаты из свежих овощей, правила приготовления.
Гарниры – виды и способы приготовления. Виды гарниров (овощные, из круп, макаронных изделий) и их польза для правильного питания.
Фруктовые напитки: компоты, морсы.
Продуктовые магазины и их отделы - магазины по продаже продуктов питания, основные отделы, порядок приобретения товаров (с помощью продавца и самообслуживание).
Виды рынков: постоянно действующие и сезонные. Основное отличие рынка от магазина (на рынке возможно торговаться).
Экскурсия: Продовольственный магазин; рынок.
Практические работы: составление меню завтрака; приготовление салата из капусты и свежих огурцов; отваривание картофеля; приготовление компота, морса.
Транспорт. Междугородный железнодорожный транспорт:назначение и основные службы вокзалов. Знакомство с понятием: платформа, перрон, путь. Виды пассажирских вагонов (плацкарт, купе, СВ), особенности и отличия.
Железнодорожные вокзалы Санкт-Петербурга, местоположение (привязка к станциям метрополитена), история появления.
Экскурсии: Железнодорожный вокзал.
Практические работы: выбор рационального маршрута междугородного железнодорожного транспорта (поезд дальнего следования) в разные населенные пункты.
Средства связи. Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования.
Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России».
Виды бандеролей. Порядок их отправления, упаковка, стоимость пересылки.
Экскурсия: Почтовое отделение связи «Почта России».
Практические работы: написание адреса отправителя и получателя и индекса на бланке бандероли.
Предприятия, организации, учреждения. Образовательные учреждения. Дошкольные образовательные учреждения (детские ясли и детский сад) и учреждения дополнительного образования: особенности и основные направления работы. Их необходимость и назначение.
Экскурсия: в учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества Приморского района СПб.
Семья. Состав семьи, родственные отношения в семье. Состав семьи учащегося. Взаимоотношения между родственниками.
Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки. Досуг, как источник получения новых знаний, как средство укрепления здоровья.
Практические работы: составление рассказа о составе своей семьи (фамилия, имя, отчество, возраст всех членов семьи); составление рассказа о досуге своей семьи.
Личностные результаты освоения учебного предмета
«Домоводство» в 7 классе
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельностью, овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия.
К личностным результатам освоения АООП вариант 1 относятся:
-
осознание себя как гражданина России; -
чувство гордости за свою Родину; -
уважительное отношение к истории и культуре России, ее государственным символам; -
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; -
адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; -
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; -
социально-бытовые навыки, используемые в повседневной жизни; -
навыки коммуникации и нормы социального взаимодействия; -
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; -
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; -
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -
эстетические потребности, ценности и чувства; -
соответствующие возрасту этические чувства, проявление доброжелательно-сти, -
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, -
проявление сопереживания к чувствам других людей; установка на безопасный, здоровый образ жизни; -
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; -
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения учебного предмета
«Домоводство» в 7 классе
Предметные результаты освоения АООП вариант 1 включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность к их применению. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП вариант 1 определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по АООП вариант 1.
Минимальный уровень (обязательный):
-
представления о разных группах продуктов питания; -
знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; -
понимание их значения для здорового образа жизни человека; -
приготовление бутербродов под руководством учителя; -
представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; -
соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; -
знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; -
соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; -
знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; -
представления о различных видах средств связи; -
знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
Достаточный уровень:
-
знание способов хранения и переработки продуктов питания; -
самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; -
соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; -
соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; -
представления о морально-этических нормах поведения; -
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, мытье посуды и т. п.);
пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач;
Описание места учебного предмета «Домоводство»
в учебном плане 7 класса
Учебный предмет «Домоводство» входит в предметную область «Человек и общество» и относится к обязательной части учебного плана ГКОУКО «Обнинская школа-интернат «Надежда».
На изучение учебного предмета «Домоводство» в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 учебные недели).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебного предмета «Домоводство» для 7 класса
1. Учебно-методическое обеспечение:
Линия УМК: Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др. Издательство «Дрофа»
2. Учебно-практическое оборудование: наглядные пособия, раздаточный материал, схемы, таблицы по разделам программы. Специально отведённые места для проведения с учащимися практических работ на уроках Домоводства: электроплита, кухонные столы, посудомоечная и стиральная машина; места для столовых приборов и посуды и пр.
3. Технические средства обучения: персональный компьютер для учителя, проектор, экран.
4. ЭОР: http://old.prosv.ru/ - Издательство «Просвещение»