Файл: Учебного предмета домовдство для обучающихся с легкой умственной отсталостью.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание программного материала учебного предмета
«Домоводство» 8 класс
Личная гигиена и здоровье. Личная гигиена подростка, особенности личной гигиены подростка. Гигиена тела и уход за волосами. Выполнение утреннего и вечернего туалета, гигиена тела и уход за волосами. Расширение знаний о способах закаливания организма.
Внешний вид молодых людей. Знание требований к внешнему виду молодых людей с учётом возраста, индивидуальных особенностей, а также характера предстоящего мероприятия (посещение театра, дискотека, турпоход и т.д).
Значение зрения в жизни и деятельности человека. Повторение правил бережного отношения к зрению при выполнении различных видов деятельности.
Практические работы: Выполнение комплекса упражнений для глаз; составление комплекса утренней гимнастики.
Охрана здоровья. Виды медицинской помощи: доврачебная помощь и врачебная. Виды доврачебной помощи. Первая помощь при ушибах и травмах, обморожении, отравлении и солнечном ударе. Изучение способов оказания первой помощи при несчастных случаях в быту.
Экскурсия в медкабинет школы.
Практические работы: оказание первой помощи при ушибах и травмах: холодный компресс, тугая повязка, обработка ушибов и порезов дезинфицирующими средствами.
Жилище. Санузел и ванная комната. Оборудование ванной комнаты и санузла, его назначение. Правила безопасного поведения в ванной комнате. Уборка санузла и ванной комнаты, периодичность уборки. Чистящие и моющие средства для уборки. Мытьё кафельных стен, раковин.
Электробытовые приборы в ванной комнате. Стиральная машина. Правила пользования стиральной машиной. Ознакомление со средствами для машинной стирки, условными обозначениями на упаковках.
Магазины по продаже электробытовой техники (стиральных машин).
Экскурсия: Магазин по продаже электробытовой техники (стиральных машин).
Практические работы: мытьё кафельных стен, раковины с использованием чистящих средств и соблюдений правил безопасности.
Одежда и обувь. Ручная стирка изделий. Правила сушки белья из различных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках. Средства для ручной стирки. Повторение правил техники безопасности при использовании моющих средств.
Машинная стирка белья. Соблюдение правил техники безопасности при стирке в стиральной машине-автомат.
Способы выведения пятен с одежды в домашних условиях, виды пятновыводителей.
Химчистка. Услуги, предоставляемые химчисткой, правила приема и выдачи изделий. Изучение прейскуранта на услуги в зависимости от вида одежды. Предприятия бытового обслуживания. Ателье по ремонту обуви. Ремонт обуви. Виды услуг. Прейскурант. Правила подготовки обуви для сдачи в ремонт. Правила приема и получения обуви из ремонта.
Практические работы: стирка столового белья; чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья; выведения мелких пятен в домашних условиях с соблюдением правил техники безопасности;
Питание. Значение питания в жизни и деятельности людей, режим питания, влияние на их здоровье. Ужин. Блюда для ужина; холодный и горячий ужин. Составление меню холодного ужина. Отбор продуктов для холодного ужина.
Мука и крупы. Виды муки (пшеничная, ржаная, гречневая и др.); сорта муки (крупчатка, высший, первый и второй сорт). Правила хранения муки и круп. Виды круп. Вредители круп и муки.
Соль, сахар, пряности и приправы. Значение соли и сахара для питания. Использование соли и сахара при приготовлении блюд. Их польза и вред. Виды пряностей и приправ. Хранение приправ и пряностей.
Специализированные магазины по продаже продуктов питания. Виды товаров: фасованные, развесные и в розлив. Порядок приобретения товаров, сроки годности продуктов, стоимость.
Виды теста. Изделия из теста. Приспособления для приготовления теста, посуда, инструменты и приспособления, необходимые для приготовления теста и изделий из него.
Тесто для блинов. Составление и запись рецепта блинного теста, приготовление блинов.
Слоёное тесто и изделия из него. Приготовление слойки с сыром. Составление и запись рецепта.
Песочное тесто и изделия из него. Приготовление сахарного печенья из песочного теста. Запись рецепта.
Заготовка продуктов впрок. Способы заготовки продуктов впрок: сушка, соление, маринование, заморозка овощей, ягод, фруктов и зелени.
Экскурсия: Специализированный магазин по продаже продуктов питания.
Практические работы: составление меню холодного ужина; отбор продуктов для ужина; стоимость и расчет продуктов для ужина.
- составление и запись рецепта приготовления теста для блинов;
- просеивание муки, приготовление блинов;
- приготовление слойки с сыром;
- приготовление сахарного печенья из песочного теста;
- нарезка овощей для заморозки.
Транспорт. Междугородный автотранспорт. Назначение междугородного автотранспорта. Соблюдение правил безопасности при поездке в автобусе дальнего следования. Автовокзал, его назначение, службы автовокзала.
Водный транспорт. Назначение водного транспорта, отличие морского и речного транспорта. Речной вокзал. Порт, пристань.
Экскурсии: Автовокзал.
Практические работы: сюжетно-ролевая игра: приобретение билетов в кассе автовокзала; тестирование по правилам безопасного поведения в общественном транспорте.
Средства связи. Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования.
Виды почтовых отправлений: посылка. Виды упаковок, правила и стоимость отправления посылок. Написание адреса на бланке отправления посылки.
Виды телефонной связи - проводной (фиксированной), беспроводной (сотовой). Ознакомление с информацией о влиянии на здоровье излучений мобильного телефона.
Сотовая связь. Сотовые операторы, правила оплаты различных видов телефонной связи, тарифы сотовых операторов.
Экскурсия: Почтовое отделение связи «Почта России».
Практические работы: написание адреса отправителя и получателя на бланке посылки; сюжетно-ролевая игра по культуре общения «Разговор по телефону».
Предприятия, организации, учреждения. Учреждения дополнительного образования. Основные направления работы учреждений дополнительного образования.
Отделы соцзащиты населения. Многофункциональные центры их назначение. Ближайшие адреса нахождения.
Экскурсия:
Семья. Состав семьи, родственные отношения в семье. Семейный досуг. Досуг как источник получения новых знаний, как средство укрепления здоровья. Хобби.
Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды источников дохода семьи. Основные статьи расходов семьи. Сбережения семьи. Цель сбережений.
Практические работы: заполнение таблицы: «Моя семья»; определение суммы дохода семьи за определённый период времени.
Личностные результаты освоения учебного предмета
«Домоводство» в 8 классе
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельностью, овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия.
К личностным результатам освоения АООП вариант 1 относятся:
-
осознание себя как гражданина России; -
чувство гордости за свою Родину; -
уважительное отношение к истории и культуре России, ее государственным символам; -
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; -
адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; -
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; -
социально-бытовые навыки, используемые в повседневной жизни; -
навыки коммуникации и нормы социального взаимодействия; -
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; -
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; -
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -
эстетические потребности, ценности и чувства; -
соответствующие возрасту этические чувства, проявление доброжелательности, -
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, -
проявление сопереживания к чувствам других людей; установка на безопасный, здоровый образ жизни; -
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; -
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения учебного предмета
«Домоводство» в 8 классе
Предметные результаты освоения АООП вариант 1 включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность к их применению. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП вариант 1 определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по АООП вариант 1.
Минимальный уровень (обязательный):
-
знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам, понимание их значения для здорового образа жизни человека; -
приготовление бутербродов под руководством учителя; -
представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; -
соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; -
знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; -
соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; -
знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; -
представления о различных видах средств связи; -
знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
Достаточный уровень:
-
знание способов хранения и переработки продуктов питания; -
самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; -
соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; -
соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; -
представления о морально-этических нормах поведения; -
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, мытье посуды и т. п.); -
пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач;