ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 9
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭТИКА»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-11 КЛАССОВ
Обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью элементарным сведениям о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, их направленная ориентация на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека, такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность и др., является основным смыслом учебно-воспитательного процесса.
Цель учебного предмета «Этика»: достижение сознательной самооценки своих поступков и себя как личности, формирование нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте учащихся.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- формирование практических действий, реальных дел, необходимых для устойчивого поведения подростков с умственной отсталостью;
- развитие социального опыта;
- развитие когнитивной и эмоциональной сферы учащихся;
- формирование нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте учащихся.
Содержание учебного предмета «Этика и психология семейной жизни»
Введение. Знакомство с содержанием курса. Роль этических норм и правил в жизни человека. Эволюция этических взглядов, норм и правил в разное историческое время (обзорно; на примере отдельных понятий). История происхождения некоторых этических правил (краткий обзор).
Этика. Этика – наука о нравственной жизни человека. История возникновения этических правил. Роль этических норм и правил в жизни человека
Основные понятия этики. Поведение и поступки, как проявление личности. Вежливость, доброжелательность. Гордость, гордыня. Индивидуальные особенности человека. Развитие речи и мышления Развитие речи и мышления. Честность и правдивость Правила честного человека. Пословицы о честности. Даю честное слово. Спешите делать добро. Доброе слово лечит, а худое калечит. Учимся доброте. Доброта украшает человека. Добро и зло. Добро и зло. Совесть, мораль, долг. Главное украшение человека – чистая совесть. Стыд, вина, извинения Самопознания «Голос совести». Портрет счастливого человека
Этикет. Понятие этикет. Этика взаимоотношений между людьми. Взаимоотношения человека и общества. Речевой этикет. Формулы речевого этикета. Речевой этикет, как средство характеристики человека. «Заговори, чтоб тебя увидел…!». Хорошие манеры: знакомства, приветствия. Этикет и вежливость. Культура поведения и общения подростков между собой. Школьный этикет. Мобильный этикет. Сетевой этикет. Правила для всех. Пословицы. Табу, запрет. Вето.
Пойми и познай себя. Человек как биологический вид. Единство всех людей. Индивидуальные особенности каждого человека. Индивидуальные психологические особенности личности. Определение направления личности. Тест Б. Федоришина. Темперамент. Типы темперамента. Определение типа темперамента. Какой у вас характер. Выявление коммуникативных и организаторских способностей (КОС). Определение уровня самооценки. Самооценка. «Мой портрет». Речевая тревожность в общении. Речевой практикум. Выявление потребности в общении. Характеристика особенностей личности.
Этика межличностных отношений. Учимся создавать условия для доверительных отношений. Развитие умений высказываться и принимать обратную связь. Уметь воспринимать себя и окружающих людей. Развитие навыков адекватного эмоционального реагирования. Развитие навыков адекватного эмоционального реагирования. Особенности эмоционального состояния. Развитие коммуникативных умений. Формирование уверенности в себе. Формирование уверенности в себе. Развитие эмоциональной устойчивости. Формирование адекватной самооценки. Учимся регулировать свои действия и поступки. Учимся управлять своим эмоциональным состоянием. Выработка навыков социального поведения. Невербальное общение. Особенности невербального общения
Отношение товарищества. . Дружба – основные понятия. Дружба и порядочность. Типы дружеских отношений (детская, юношеская, взрослая). Юношеские представления о дружбе. Дружба истинная и ложная. Правила дружбы. Конфликтные ситуации между друзьями. Друг – это…. Пословицы о дружбе.
Мораль и право. Мораль и нравственность. Свобода выбора и мера ответственности человека за свои поступки.
Наказание за поступки. Мораль и право. Семейное, уголовное, административное право. Нравственное и безнравственное поведение человека
Семья. Что такое семья? Значение семьи в жизни человека. Общность взглядов, привычек в семье. Традиции в семье. Обязанности членов семьи. Психология отношений в семь. Атмосфера в семье. Доброта в отношениях. Правильный и здоровый образ жизни в семье. Отказ от вредных привычек. Социально-бытовые навыки необходимые в семье. Родственники и родственные отношения. Забота и уважение. Ближние и дальние родственники. Правовые основы семьи
Создание семьи. Причины создания семьи (нравственная, материальная, физиологическая готовность). Представления о семейном счастье. Психологическая готовность к браку. Критерии выбора спутника жизни. Нравственные качества девушки вступающей в брак. Нравственные качества юноши вступающего в брак. Дружба, влюбленность, любовь. Нравственность и сексуальность. Принятие решения о вступлении в брак. Основы для будущего благополучия. Сообщение родителям о своем решении. Семейный кодекс. Основные положения .
Взаимодействие в молодой семье. Семья и семейные ценности. Права и обязанности супругов. Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые в семейной жизни. Нравственные качества и жизненные умения девушки вступающей в брак. Нравственные качества и жизненные умения юноши вступающего в брак. Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие). Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки). Освоение новой социальной роли «муж». Забота о жене. Освоение новой социальной роли «жена». Забота о муже. Привыкание к особенностям характера партнера, уважение, терпимость
Быт и экономика молодой семьи. Понятие «экономика семьи». Доходы и расходы семьи. Потребности семьи: естественные (питание, одежда, отдых) и ложные (вещизм). Понятие «быт семьи». Организация семейного хозяйства. Отдых и развлечения в семье. Атмосфера в семье. Нравственные правила взаимоотношений: доброта, взаимопонимание. Отношение с родителями
. Отношения с друзьями. Правильный и здоровый образ жизни будущих родителей. Портрет будущей семьи. Пословицы о семье
Ребенок в семье. Что нужно знать молодым родителям ожидающим ребенка. Климат в семье: добрые отношения между родителями. Подготовка к будущим обязанностям. Значение родителей для ребенка. Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка. Что такое материнство? Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку. Что такое отцовство? Роль отца, его обязанности по отношению к ребенку. Особенности воспитания ребенка в различные периоды его жизни. Стиль отношений родителей к детям и его влияние на последующие взаимоотношения родителей и детей. Взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста. Особенности детей дошкольного возраста. Взаимодействие родителей с детьми школьного возраста. Школьные проблемы. Взаимодействие родителей с подростками. Особенности подросткового возраста. Права несовершеннолетнего ребенка
Проблемы сиротства и детства (лишение родительских прав, опекун, приемная семья)
Конфликты в семье. Понятие «Семейный конфликт». Виды конфликтов(экономический, социальный, бытовой). Стратегии поведения в конфликтах. Причины конфликтов в семье. Предотвращение конфликтов. Определение типа поведения в конфликте. Нравственные способы разрешения конфликта. Правила бесконфликтного общения. Правила для конфликтных людей. Разбор конфликтных ситуаций
Конфликты с родителями. Необходимость формирования единой системы воспитания ребенка. Стили отношений (авторитарный, дружеский, попустительский). Причины конфликтов (непонимание родителями особенностей развития ребенка). Предупреждение и преодоление конфликтов. Типы конфликтов. Как вести себя в конфликтной ситуации. Беседа о причинах и вреде конфликтов. Разбор конфликтных ситуаций. Памятка. Обобщающий урок
Этика деловых отношений. Деловой этикет. . Культура делового общения. Правила делового разговора по телефону
. Невербальное общение. Особенности невербального общения. Деловой стиль одежды. Построение профессионального плана.«Хочу-могу-надо». Составление резюме, презентации. Деловое письмо