Файл: Урок изобразительного искусства по теме "Сложный мир исторической картины".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок изобразительного искусства по теме "Сложный мир исторической картины"
Цель: способствовать развитию и формированию интеллектуальной и духовно-нравственной сферы ребенка.
Задачи:
-
Сформировать представление о сложном мире исторической картины. -
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории, любовь к искусству. -
Формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике живописи. -
Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к истории родной страны. -
Определить авторское и личностное отношение к изображаемым событиям, к победе русских воинов, проникнуться чувствами, на которые рассчитывал автор, помочь осознать красоту лермонтовских строк.
Тип урока:
-
по дидактической цели - комбинированный; -
по способу организации - интегрированный (изобразительное искусство, литература, музыка).
Оборудование:
1. Зрительный ряд:
-
"Бородинская битва" - Ф. Рубо -
"Автопортет" - М. Ю. Лермонтов -
"Герцог Лермонд" - М. Ю. Лермонтов -
"Отстреливающийся всадник" - М. Ю. Лермонтов -
"Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой" - М. Ю. Лермонтов -
"Эпизод из сражения при Валерик" - М. Ю. Лермонтов -
Иллюстрация к стихотворению "Бородино" - Н. В. Кузьмин -
Иллюстрация к стихотворению "Бородино" - Н. Н. Побединская -
Иллюстрация к стихотворению "Бородино" - А. В. Кондратьев
2. Музыкальный ряд:
-
"Торжественная увертюра. 1812 год" - П. Чайковский -
Гимн-марш "Славься" из оперы "Иван Сусанин, эпилог" - -
М. Глинка -
"Бородино" - Русская народная песня (слова М. Ю. Лермонтова)
3. Литературный ряд:
-
"Бородино" - М. Ю. Лермонтов -
"Поэт" - М. Ю. Лермонтов
План урока:
-
Погружение в тему (2 мин.) -
Движение сюжета урока (7 мин.) -
Объяснение нового материала (8 мин.) -
Самостоятельная работа (15 мин.) -
Презентация работ (10 мин.) -
Оценка урока (2 мин.)
Ход урока
Учитель
Сегодня мы изучаем картины исторического жанра.
Станковое искусство - это раздумье художника, поиск ответа на поставленную жизнью проблему.
- Какую проблему сегодня решают наши художники?
(Нам необходимо передать мужество и храбрость российских воинов, участвовавших в Бородинской битве.)
Мы невольно вспоминаем строки стихотворения М. Ю. Лермонтова "Бородино". В нём впервые в русской литературе простой русский солдат делится воспоминаниями о ходе величайшего сражения и даёт ему оценку. Именно солдата и считает Лермонтов героем войны.
Во дни торжеств и бед народных.
О своём долге перед Родиной и о любви к ней поэт размышлял с юных лет. Он родился через два года после Бородинского сражения в 1814 году. С детства слышал он воспоминания участников о великой битве. Их рассказы о подвигах наших воинов, их любви к родной земле и к её сердцу - Москве волновали и заражали мальчика. Эти чувства вложил он в стихотворение "Бородино". Всё вокруг говорило Лермонтову об Отечественной войне 1812 года. И ещё неотстроенная Москва, и пушки, отбитые у неприятеля, грудь ветерана, увешанная крестами, пустой рукав инвалида.
Отец Лермонтова, капитан в отставке, в 1812 году вступил в ополчение. Четверо братьев бабки поэта избрали военную службу. Стихотворение "Бородино" он написал в 23 года к 25-летию исторического сражения. Бородино - поле русской боевой славы. Оно находится в 150 км от Москвы. Здесь в 1812 году произошла великая битва между французами и русскими.
Отделкой золотой
Блистает мой кинжал.
Клинок надёжный, без порока.
Булат его хранит
Таинственный закал -
Наследье бранного востока.
По-моему сознание человека, живущего в 21 веке, заново творит для себя Лермонтова: поэт, офицер, художник. Как говорят, Михаилу на роду было написано стать офицером, ведь на юного Лермонтова с фамильных портретов смотрели офицеры и генералы.
На экране слайд "Георг Лермонд" - М. Ю. Лермонтов.
На экране слайд "Отстреливающийся всадник" - М. Ю. Лермонтов.
Ни в одном из боевых действий Лермонтов не расставался с альбомом и карандашом. Его смело можно назвать мастером батального жанра.
Вопрос: - Батальный жанр является частью какого жанра?
(Исторического).
На экране слайд "Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой" - М. Ю. Лермонтов.
Рисунки Лермонтова очень разнообразны: отстреливающиеся всадники и боевые схватки, эпизоды походной жизни. Рисунки эти всегда предельно выразительны, темпераментны и остры. Одна из главных отличительных особенностей Лермонтова - умение в обобщённом и лаконичном рисунке подметить живое и индивидуальное.
На экране слайд "Эпизод из сражения при Валерик" - М. Ю. Лермонтов.
Этот рисунок относится к лучшим работам Лермонтова. Ему пришлось быть не только очевидцем, но и участником кровопролитного боя у речки Валерик (по-грузински: река смерти). Смертельная схватка происходит на фоне прозрачного и нежного, но в то же время величественного пейзажа. Вся композиция, построенная по диагонали, очень динамична. Острая эмоциональность, выразительность поз, контрасты разнообразных чувств.
Художники разных эпох, разных художественных направлений и стилей, общественных и эстетических позиций, разной степени таланта обращались к творчеству поэта, черпая вдохновение в созданиях его мысли и фантазии. При жизни Лермонтова не было создано ни одной иллюстрации, лишь в 1840-ые годы стали появляться первые иллюстрации.
В нашем зале исторических картин присутствует фрагмент панорамы "Бородинская битва" Ф. Рубо.
Вопрос: - Что вы себе представляете под словом "панорама"?
(Панорама - художественное произведение, поэтому её автор вправе отобрать из множества эпизодов что-то главное, особенно характерное для всей битвы и сделать это смысловым центром картины.)
Такой узловой сценой, наиболее драматичной, острой, предельно напряжённой, как бы собирающей в себе смысл и значение всего события, является ожесточённый бой у батареи, которой командовал генерал Раевский. Именно сюда Наполеон двинул основные силы пехоты и кавалерии, направил огонь четырёхсот орудий. Пологий холм, на котором укрепилась батарея, окутан пороховым дымом и устлан телами людей.
Остатки защитников батареи продолжают отбивать яростные атаки неприятеля. Но уже на помощь им спешат русские полки.
Вопрос: - Как, какими живописными средствами художник воплотил в произведении торжественную, величественную приподнятость событий, им отображённых?
(Живописностью подмосковного пейзажа - сочной зеленью лугов, осенним багрянцем деревьев, жёлтыми россыпями песка на склонах оврагов, прозрачной водой речушек, отражающих бездонную голубизну неба. Романтическую взволнованность создаёт и парадная пестрота - белого, красного, синего.)
Но бой есть бой. Это и жестокость, и горе, и смерть. Трагический мотив также введён художником в произведение. Какой противоестественный контраст между пальбой пушек, взрывами гранат, телами павших солдат - и мягкой зеленью травы, красочностью осенней листвы, голубизной безмятежного неба, наконец, золотом ржаного поля!
Грандиозное зрелище! Картина Рубо написана широко, с размахом, с блестящим использованием техники перспективы.
Обратите внимание на таблицу:
Этап - большие плоскости закрыты.
Этап - ввести объекты, закрыть линию горизонта.
Этап - высветлить небо у линии горизонта, уплотнить передний план.
Звучит "Торжественная увертюра. 1812 год" - П. Чайковский.
Дети заканчивают композицию в цвете.
Учитель
- Как вы понимаете фразу Э. Кузнецова "Исторический живописец должен быть сродни учёному"?
Учитель
Глядя на ваши работы вспоминаю строки:
И нерушимою стеной
Гвардейцы встали под Москвой,
Поэта повторив сердцами:
Ребята, не Москва ль за нами?
Домашнее задание:
Найти произведение Лермонтова о мужестве патриотов Отечества.
Звучит гимн-марш "Славься" из оперы "Иван Сусанин, эпилог" - М. Глинка.