ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Лицей №5 имени Героя Российской Федерации А.Ж.Зеленко»

Мини-проект

на тему

«Хохлома»

Выполнил:

Ученик 2 «Б» класса

Лизиков М.В.

Учитель:

Семенова И.В.

г. Оренбург

2022-2023

Оглавление

  1. Введение

  2. Конструирование как средство развития учащихся.

  3. Хохлома особенности росписи.

  4. Чем выполняется роспись хохлома.

  5. Роспись хохлома основные цвета.

  6. Приемы росписи хохлома.

  7. Элементы хохломской росписи.

  8. Хохлома техника росписи.

Заключение

Приложение

Введение

Невозможно представить себе русское народное искусство без промысла, которым восхищаются далеко за пределами России. Хохломская роспись стала одним из брендов своей страны, вознеся художественное декорирование деревянных изделий на высочайший уровень. О том, как появилась хохлома, как она развивалась и чем живет в сегодняшние дни, с какими именами связан расцвет промысла, а также о секретах технологии традиционной хохломской росписи вы сможете узнать из моей проектной работы.

Хохлома – разговорный термин, обозначающий расписные изделия, традиционный русский народный промысел. Декорировали чаще всего деревянную посуду. Золотой фон или золотой орнамент в сочетании с сочными насыщенными цветами и витиеватой технологией росписи позволяли создать поистине эффектное изделие.

Однажды я увидел посуду с хохломской росписью и мне захотелось попробовать повторить рисунок и узнать больше о истории создания этой росписи.

Актуальность проекта. Хохломская роспись знаменита не только в России но и во всем мире. Иметь в доме изделие с хохломской росписью - значит ценить традиции славянских наодов. Хохлома украсит каждый дом и принесет в него уютный семейный очаг.

Цель проекта: Изучить историю возникновения хохломы и попробовать повторить элементы росписи.

Гипотеза проекта: Если изучить технику выполнения хохломской росписи, то можно самому создавать уникальные по своей красоте рисунки для росписи изделий.


Задачи проекта:

1.Познакомиться с хохломской росписью.

2.Изучить историю ее возникновения.

3.Самому создать эскиз рисунка.

4.Научиться рисовать применяя технику хохломской росписи, чередуя элементы.

Предмет проекта: Хохлома.

Методы проекта: пробный, частично-поисковый, исследовательский, творческий.

Определение хохломы как росписи.

Словом «хохлома» называют декоративную роспись деревянной мебели или посуды золотистыми, зелеными и красными красками на черном фоне. Существует два основных типа росписи: «верховая» — красным и черным на золотистом фоне, и «под фон» — золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне. При этом заволжские мастера не используют в работе золото. Они вытачивают предметы из дерева, грунтуют их раствором глины и покрывают олифой и порошком олова. Затем выполняют растительный узор, лакируют и обжигают превысокой температуре в печи.

Этот русский народный художественный промысел возник во второй половине XVII века в деревнях, расположенных на левом берегу Волги. Готовые изделия везли для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии, отчего роспись и получила свое название. Благодаря удачному расположению села на торговых путях хохломские изделия быстро обрели популярность. С Нижегородской ярмарки купцы развозили их по всей России, а также продавали в страны Азии и Западной Европы. Над становлением хохломской росписи работали целые династии мастеров, наиболее известными из которых были Лушины, Гущины и Красильниковы.

История хохломской росписи.

Появилось это художественное направление в 17 веке, в Нижегородском округе. Поволжское село Хохлома прославилось на столетья вперед, и именно развивающийся там промысел росписи деревянной посуды принес славу небольшому поселению.

Мастера Поволожья и до появления хохломы занимались декоративной обработкой дерева: резьбой, например, в определенном смысле ставшей предтечей росписи. Известна эта местность и иконописцами, потому есть предположение, что золотистый цвет хохломской 

деревянной посуды – заимствование способа золочения рам у иконописцев.

Возможно, знаменитому промыслу была бы уготована более скромная судьба, но удачное расположение региона способствовало, как сказали бы сегодня, эффективному маркетингу. На ярмарки в Поволжье собиралось так много людей, что слава об отливающих золотом расписных изделиях понеслась далеко за пределы Нижегородчины.

Окраску «под золото» часто связывают со старообрядцами Заволжья. Они преследовали «старую веру» и селились в чаще глухих лесов. Среди них было немало талантливых художников, которые посредством тонкого кистевого рисунка писали иконы и украшали древние книги. Жители Заволжья преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Слияние двух традиций и породило рождение хохломского промысла. Он вобрал в себе богатую подачу и вычурность иконописцев, а также традиционность форм и безупречность линий мастеров Заволжья.

Существует также несколько красивых легенд. Одна из них об иконописце Андрее Лоскуте, который в свое время бежал из столицы из-за реформ патриарха. Он нашел себе укрытие в глухом лесу и продолжал писать иконы «по старинке. Однако, патриарху донесли о местонахождении беглеца и о том, что он учит «старому» иконному письму жителей близлежащих сел. Иконописец-бунтарь сжег себя добровольно в костре, перед этим завещая своим ученикам сохранить его мастерство.

Согласно другой легенде в чаще леса жил никому не известный мастер, которым сам придумал столь роскошное письмо по дереву. Время от времени он одаривал жителей близлежащих деревень своими творениями. Спустя некоторое время слава о дивном мастере дошла до царя. Тот немедленно отправил своих подчиненных в лес, чтобы те привели основателя хохломы в палаты. Однако, мастер не захотел идти в подчинение к царю. Талантливого незнакомца так и не нашли. Так у простых людей  и не отобрали простой промысел.

Хохлома. Особенности росписи.

Издавна в хохломской росписи использовались три цвета: красный, чёрный и золотой, которые сохранились и поныне. Сложился и особый тип орнамента: «травка» – красные и чёрные стебли травы; «пряник» – ромб на донце чашки, блюдца, тарелки, выполненный чёрной и красной краской толстыми линиями; «кудрина» – цветок с вьющимися стеблями и завитками; «под листок», «под ягодку» – изображение ягод и листьев. Но был и символический смысл. Золотые и серебряные листья, травы, цветы являли для русского человека богатую, счастливую жизнь, несли в себе свет и добро.

В народных представлениях цветовой строй хохломской росписи имел непосредственное отношение к цвету неба и небесным явлениям: его свечению и румянцу. Красный цвет в народной символике понимался не только в значении красивого, прекрасного. Был он также символом огня, не случайно в народе его называли «жарким». Много места мастер оставлял золотому фону, который в сочетании с киноварью воздействовал с большой красочной силой.

Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII в. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое. Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок.

Классический пример «верхового» письма –   «травка».
«Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти.
Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее – вишня, клубника, крыжовник, виноград.

В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: роспись «под фон» и роспись «кудрину». Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки» ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс, и не каждый мастер справится с такой работой.

«Кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет.


Чем выполняется роспись хохлома.

Штампики используются для выполнения большого количества одинаковых элементов. Они изготавливаются из шляпного войлока, гриба-дождевика и других пригодных для этого материалов, удерживающих краску и позволяющих отпечатать рисунок на изделии. Кисти. Роспись ведется кистями № 1-6 из беличьего ворса. Для каждой краски необходимо иметь несколько различных кистей. Они должны быть узкими, с длинным упругим ворсом .

Смоченная в воде кисть должна иметь каплевидную форму с заостренным кончиком. Каждый мастер особенно серьезно подходит к выбору этого инструмента. Плохой кистью и мазок пластичный не положить, и тонкую линию не провести. Поэтому, прежде чем использовать купленную кисть, мастер ее перебирает. Для этого ворс кисти кладется на стекло или кафельную плитку (обязательно светлую, чтобы ворсинки были хорошо видны), так, чтобы черенок кисти находился к ней под углом 50-60°. Небольшими вращательными движениями ворс укладывается в виде веера. Тонко отточенной палочкой перебирается волосок за волоском. Убираются все жесткие волоски, сломанные, а также вставленные "пеньком", то есть те, которые вставлены наоборот, кончиком волоска в патрон кисти. Перебирают кисть в льняном масле или скипидаре. После того как кисть перебрана, ее укладывают в нормальное положение и проверяют. Кончик ее должен напоминать острие иголки. Наиболее качественные кисти мастера собирают из беличьего хвоста или шерсти кошки.

Опытные мастера выполняют роспись без предварительного рисунка или образца. С учетом формы мастера виртуозно выписывают различные виды узоров, изменяя цветовые сочетания. Постоянно импровизируя, художники находят все новые и новые композиции.
Мастера хохломского промысла имеют характерную позу при письме. Поэтому для удобства нужна небольшая скамеечка.
Практически вся роспись ведется на весу.

Пролуженную заготовку опирают о колено, придерживая левой рукой, правой ведут роспись. Такое положение позволяет мастеру легко поворачивать изделие в любую сторону и под любым наклоном. Рядом на столе удобно располагают кисти, краски, растворители, масло  другие материалы и инструменты, необходимые для выполнения росписи. Кисточку держат вертикально к расписываемой поверхности. Берется она тремя пальцами почти у самого основания. На последние фаланги большого и указательного пальцев правой руки мастер кладет кисть и придерживает ее подушечкой большого пальца. Это позволяет вращать кисть во время письма. Выполняя роспись, иногда слегка опираются на мизинец, прикасаясь им к изделию в тех местах, где еще не нанесена роспись. Кисть с тонким кончиком, поставленную вертикально, ведут к себе, немного вращая в ту сторону, куда изгибается мазок. Это помогает движению ворса кисти, и элемент получается длинный и пластичный.