Файл: Коррупция как угроза экономической безопасности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


министерство образовАния и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ивановская государственная текстильная академия»
(ИГТА)



Кафедра экономики
Контрольная работа по курсу «Институциональная экономика»

на тему: «Коррупция как угроза экономической безопасности»

Выполнила: студентка Поспелова Е.А

. Проверила: Воробьева Е.В.

Оценка __________________

Дата ____________________

г. Вичуга


Статья: коррупция как системная угроза стабильности и экономической безопасности российской федерации ("налоги" (журнал), 2008, специальный выпуск, январь)
КОРРУПЦИЯ КАК СИСТЕМНАЯ УГРОЗА СТАБИЛЬНОСТИ

И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Быстрые темпы современных процессов глобализации и ускоренное развитие рыночных отношений в Российской Федерации обусловливают трансформацию существующих и появление новых угроз экономической безопасности. Наиболее опасными угрозами являются коррупционные угрозы, которые проявляются во всех сферах экономической деятельности, управления и приобрели черты системной угрозы экономической безопасности государства.

Коррупция как системная угроза экономической безопасности представляет собой рынок теневых услуг, тесно взаимосвязанный с другими социальными институтами - политическими, экономическими, культурологическими. Современная коррупция характеризуется наличием регулярных и долговременных социальных действий, определенных коррупционных проявлений, часть из которых представляет собой уже известные теневые схемы, экономические преступления, финансовые махинации, используемые преступниками для отмывания "грязных" денег, а также другие уникальные в видовом отношении процессы.

О становлении коррупционных действий как регулярных и долговременных процессов и переходе на рыночную основу свидетельствуют следующие факторы:

- выполнение коррупцией ряда социальных функций - упрощение административных связей, ускорение и упрощение принятия управленческих решений, консолидация и реструктуризация отношений между социальными классами и группами, содействие экономическому развитию путем сокращения бюрократических барьеров, определенное регулирование экономики в условиях дефицита ресурсов и др.;


- наличие вполне определенных субъектов коррупционных взаимоотношений (продавец, предоставляющий коррупционные услуги, - покупатель, пользующийся коррупционными услугами), распределение социальных ролей (потребитель коррупционных услуг (например, взяткодатель); коррупционер (взяткополучатель); посредник);

- наличие определенных неформальных норм, регулирующих коррупционные отношения, известных субъектам коррупционной деятельности;

- сложившийся "этикет" коррупционных отношений (определенное поведение, например некая символика в действиях, жесты);

- установившийся и известный заинтересованным лицам, в том числе при определенном участии средств массовой информации (СМИ), прейскурант цен на услуги. Например, публикуемые "таксы" поборов различных должностных лиц, размеры взяток за поступление в вузы, размеры платежей в сфере "правоохранительной деятельности", стоимость назначения на должность, в том числе федерального уровня.

Теневая экономика одновременно является питательной средой для коррупции, способствует развитию теневой экономической деятельности. Предприниматели теневой сферы вынуждены использовать незаконные услуги чиновников как на уровне исполнительной, так и на уровне законодательной власти, вознаграждая их услуги. Тем самым теневая экономика подпитывает чиновников-коррупционеров, создавая спрос на их услуги, что в условиях объективной ограниченности предложений приводит к росту равновесной цены на данный вид услуг. Тем самым повышается привлекательность данного коррупционного бизнеса и растет число коррумпированных чиновников. С другой стороны, недобросовестные чиновники увеличивают издержки для предприятий легального сектора, например, ставя их в условия, когда они вынуждены давать взятки. Тем самым они снижают конкурентоспособность предприятий легального сектора, стимулируя их к уходу в теневой сектор 1. Таким образом, создается положительная обратная связь между коррупцией и теневой экономикой, которая делает неустойчивой всю национальную экономику.
1. Регионы России: основные социально-экономические показатели городов. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2006; Россия в цифрах. М.: Госкомстат России, 2001 - 2006 гг.

Другим не менее значимым коррупциогенным фактором является терроризм. В свою очередь, так же как и разрастание теневой экономики, живучесть терроризма тесно связана с коррупцией и в определенной мере обусловливается наличием приближенности террористов к властным структурам, использующим в своих политических или иных целях ту или иную террористическую организацию и не заинтересованным в реальном раскрытии своих технологий. Такой подход прослеживается, например, в докладе Международной организации по вопросам социальных наук и их роли в борьбе с насилием и экстремизмом в исламских обществах (Каир, 1998 г.). Коррупция и некоторые проявления теневой экономики "создают благоприятную среду для разворачивания террористических операций"

2, подчеркивается в 24-й Рекомендации, содержащейся в Письме Генерального секретаря ООН на имя Председателя Генеральной Ассамблеи ООН и Председателя СБ ООН от 1 августа 2002 г.
2. Письмо Генерального секретаря от 1 августа 2002 г. на имя Председателя Генеральной Ассамблеи и Председателя Совета Безопасности. ООН. ГА. СБ. A/57/273-S/2002/875.

Средства, получаемые в результате коррупционной деятельности (так же как и средства, получаемые в теневой экономике), могут широко применяться в целях "политического инвестирования" 3 для финансирования террористических операций. Коррумпированные чиновники (особенно в субъектах Федерации Южного федерального округа) расходуют часть средств, незаконно изъятых из казны или полученных в качестве взяток, на оплату полукриминальных групп, терроризирующих население.

3. Гевелинг Л.В. Коррупционные формы политического финансирования: материальная основа распространения терроризма. Финансовый мониторинг потоков капитала с целью предупреждения финансирования терроризма / Под ред. С. Годдарда, А.Т. Никитина, Л.Л. Фитуни. М.: Изд-во МНЭПУ, 2005.

Развитие коррупции в России вошло в стадию создания обширных и устойчивых интегрированных структур с сетевой формой организации - организованных преступных сообществ, созданных для совместного извлечения дохода из коррупционной деятельности. Участники таких сообществ объединяются не только для извлечения прибыли из своей противоправной деятельности, но и эффективного осуществления инвестиций в расширение коррупции как особого рынка криминально-коррупционных услуг. Коррупционная деятельность при этом превращается в бизнес, когда коррупционер относится к своей должности как к бизнесу, пытаясь максимизировать "доход".

В составе коррупционных сетевых структур можно выделить три характерных элемента:

- группы государственных чиновников, обеспечивающих принятие выгодных для "заказчиков" решений;

- коммерческие или финансовые структуры ("заказчики"), реализующие получаемые выгоды, льготы, доходы, превращая их в деньги;

- группы защиты деятельности коррупционных сетевых структур, которую осуществляют должностные лица из числа представителей правоохранительных, контрольно-надзорных и судебных органов.

От единичных разрозненных сделок коррупционеры переходят к организованным и скоординированным действиям, объединяясь в преступные сообщества, образующие коррупционные сети... В последние годы наметился переход коррупции на более высокий уровень, когда именно коррупционные сети и являются основой и наиболее сильным инструментом коррупционных сделок. Деятельность коррупционных сетей проявляется в формировании взаимосвязей и взаимозависимостей между чиновниками по вертикали управления... а также по горизонтали на различных уровнях управления между разными ведомствами и структурами. Эти взаимосвязи и взаимозависимости направлены на систематическое совершение коррупционных сделок, как правило, с целью личного обогащения, распределения бюджетных средств в пользу структур, входящих в коррупционную сеть, повышения прибылей, их максимизации, или получения конкурентных преимуществ финансово-кредитными и коммерческими структурами, входящими в коррупционную сеть. Руководителями коррупционных сетей часто являются самые высокопоставленные российские чиновники и политики
4.

4. Крюков С. Декриминализация действий, связанных с незаконным оборотом наркотиков // сайт NARCOM.ru.

Хорошо известно, что часть средств, получаемых в результате экспорта нефти, газа и металлов, функционирования транспорта, связи, энергетики, лесного хозяйства, от оптовой торговли и финансирования оборонных заказов, экспорта вооружений, - там, где это связано с теневым воздействием на принятие важнейших государственных экономических решений в области цен, тарифов, квот, таможенных пошлин, инвестиций, недр, земли, недвижимости, - также распределяется по коррупционным сетям.

В отличие от нормального рыночного хозяйства, где коррупция является инородным элементом, для советской системы коррупционные отношения были естественны. Именно они являлись основным источником благосостояния значительной части людей в условиях запрета на обычную рыночную деятельность и господства "социальной уравниловки". Служебное положение в рамках этой системы ценилось именно за предоставляемые им дополнительные возможности влияния и теневого обогащения.

Деньги не играли в советской системе роли всеобщего эквивалента. Важнее было наличие "блата", властных привилегий, "особого статуса". Повышение уровня жизни было неотделимо от продвижения по служебной лестнице.

Многие эксперты, в первую очередь зарубежные, подчеркивают, что расцвет коррупции в России в современных масштабах был бы невозможен без влияния "зарубежной" и "международной" коррупции.

Ослабление государства при переходе к рынку, превращение экономики страны в гигантский рынок по распродаже бывшей государственной собственности СССР превратили сферы публичной политики в масштабный рынок услуг по лоббированию принятия "нужных" законов и политических решений, что объективно создало на старте экономических реформ новые мощные предпосылки для укоренения в России международной коррупции, проникновения в нее международной преступности и их давления на органы государственной власти. В 90-х годах процветала широкомасштабная и фактически бесконтрольная со стороны российского государства раздача иностранными государствами и организациями средств по линии международной экономической и гуманитарной помощи в форме грантов, в виде кредитов "технической помощи", иностранных инвестиций на невыгодных для страны условиях (например, на условиях раздела продукции), трата которых не контролировалась государством, хотя и ложилась бременем на его бюджет и увеличивала внешний долг. Значительные средства направлялись группам чиновников и политиков, которых на Западе считали своими политическими союзниками и партнерами по интересам и которые фактически являлись агентами влияния иностранных государств и спецслужб.


Международный бизнес зачастую использует коррупцию как инструмент проникновения на рынок и закрепления на нем. Так, многие государства позволяют своим корпорациям выводить расходы на подкуп зарубежных чиновников из-под налогообложения, рассматривая их как столь же необходимые для производства, как и затраты на приобретение сырья и материалов.

Экономические потери от коррупции колоссальны. Прямые экономические потери от этого вида противоправной деятельности, по оценкам различных специалистов и организаций, составляют от 20 до 40 млрд долл. США в год. Косвенные экономические потери и вовсе не поддаются точным оценкам, однако в реальности масштаб их, безусловно, так же велик.

Негативное воздействие коррупционной угрозы на экономику проявляется в том, что она обусловливает:

- расширение масштабов криминального сектора теневой экономики, коррупция - один из основных механизмов его воспроизводства;

- взаимодействие коррумпированной власти с криминальным бизнесом, организованной преступностью, которые, взаимодействуя с коррумпированными группами чиновников, усиливаются еще больше с помощью доступа к политической власти и благодаря возможностям для отмывания "грязных" денег;

- нарушение конкурентных механизмов рынка, снижение эффективности рыночных механизмов. Зачастую в выигрыше оказывается не тот, кто объективно конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки, как результат - возникновение монополий и недобросовестной конкуренции в экономике, соответственно - снижение эффективности ее функционирования;

- замедление появления эффективных частных собственников, особенно среднего уровня;

- неэффективное использование бюджетных средств, в частности при распределении государственных заказов и кредитов, как результат - воспрепятствование эффективной реализации правительственных программ;

- рост цен за счет издержек, связанных с "платными услугами чиновников". Коррупция поднимает не только стоимость товаров, увеличивается стоимость инвестиций и инвестиционных проектов. Из-за коррупции общая цена инвестиционного проекта увеличивается на 10 - 20% за счет взяток, а иногда и на все 100%, когда решается проблема по нецелесообразному и непроизводительному инвестиционному проекту;

- снижение доверия экономических субъектов, в том числе и субъектов Федерации, к способности государства контролировать ситуацию, уменьшение эффективности государственного управления и бизнеса, стимулов к инвестициям, снижение инвестиционной привлекательности страны в целом. Коррупция - один из социально-политических факторов государственного риска, высокий уровень коррупции снижает конкурентоспособность страны на мировой арене;