Файл: Коррупция как угроза экономической безопасности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- порождение социального неравенства, "расслоения доходов", вызывающих очень серьезное ухудшение жизни населения и социальное напряжение. Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастание социальной напряженности в стране;

- дискредитацию права как основного института регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан перед преступностью и перед лицом власти, а это прямая угроза правовому государству, демократическому устройству страны, правам и свободам граждан и в конечном итоге стратегической стабильности и национальной безопасности страны.

В политической сфере отрицательные последствия коррупции проявляются в подрыве престижа страны на международной арене, способствовании ее политической и экономической изоляции и пр.

Результаты влияния коррупции на социальную сферу выражаются прежде всего в существовании резкого различия между официально декларируемыми и фактическими, т.е. реальными, ценностями. Это приводит к укоренению двойных стандартов; всеобщим критерием в обществе становятся деньги; значимость человека определяется размером его личного благосостояния независимо от способов его приобретения; происходит девальвация и слом моральных регуляторов поведения людей.

Коррупция в связке с организованной преступностью превращается в устойчивую систему, способную развиваться и самовоспроизводиться. Она вырабатывает и создает механизмы, делающие ее живучей в условиях противодействия со стороны контрольных, надзорных и правоохранительных и правоприменительных органов. Пораженная коррупцией часть чиновников смыкается с преступным миром, чтобы сообща и целенаправленно разлагать, подкупать и подчинять как раз те органы государства и общества, которые должны обеспечивать их безопасность, - судебную систему и прокуратуру, органы госбезопасности и представительную власть. Для этих целей используются и средства массовой информации, которые скупаются или подкупаются, а в случае несговорчивости подвергаются физическим и иным мерам негативного воздействия. Коррупция в связке с организованной преступностью способна не только разлагать устои государственности, но также и физически устранять тех, кто мешает их криминально-коррупционным альянсам. В подобной ситуации возникает особо опасная неформальная теневая власть со своими теневыми законами и правилами, теневыми охранными структурами и карательным аппаратом. Коррумпированные политики и чиновники на верхних уровнях власти могут формировать международные коррупционные сети, также становящиеся частью международной организованной преступности.


Серьезную угрозу стратегической стабильности и экономической безопасности субъектов Федерации представляет сращивание коррупции с крупными хозяйствующими субъектами в регионе и фактическое возникновение на этой основе своего рода государственных монополий.

Одной из современных особенностей проявления коррупции, и прежде всего в субъектах Федерации, является создание крупных коммерческих структур при органах региональной власти, фактически представляющих собой региональные монопольные бизнес-образования, которые подавляют всякую конкуренцию в сфере своей деятельности. Сам по себе монополизм, когда он складывается по естественным законам рынка и является следствием концентрации и централизации капитала, хоть и несет в себе угрозы ограничения конкуренции, все-таки является объектом антимонопольного регулирования и в принципе находится под контролем соответствующих антимонопольных органов государства.

Вместе с тем там, где монополизм возникает как государственная монополия, хозяйственные структуры, осуществляющие свою деятельность при органах исполнительной власти, что особенно характерно для региональных и муниципальных органов власти, там всегда есть место для монопольных злоупотреблений и произрастания коррупции.

В последние годы участились случаи появления крупных хозяйственных структур в сфере региональных систем жизнеобеспечения, городского транспорта, ЖКХ и др., как правило, ведущих свою хозяйственную деятельность при органах исполнительной власти, а зачастую наделенных функциями органов государственной власти. Такие коммерческие организации наделяются эксклюзивными правами по производству, распределению товара в определенной сфере (работы, услуги) и/или доступа к ограниченному ресурсу. Подобная деятельность при всесторонней поддержке органа исполнительной власти не поддается контролю со стороны соответствующих антимонопольных органов, хотя и однозначно расценивается как ограничивающая конкуренцию на товарных рынках. Региональная коррупция обеспечивает административное сопровождение и поддержку создаваемым под эгидой власти предприятиям-монополистам и, соответственно, получает часть выгоды от реализуемых монопольных сверхдоходов.

Большинство исследователей коррупции считают, что одной из важнейших причин ее распространения является "излишнее" государственное вмешательство в экономику, то есть различные необоснованные ограничения, регулирующие и контролирующие правила, накладываемые на свободных экономических агентов. Необходимо особо оговорить, что само по себе государственное вмешательство в регулирование экономики еще не ведет автоматически к коррупции. Однако в тех субъектах Федерации, где отсутствуют четкое законодательство и нормативно-правовое обеспечение, регламентирующие деятельность институтов государственного регулирования, государственной службы, а также жесткое антикоррупционное законодательство, институты государственного и гражданского контроля, правоохранительный и судебный контроль, там действительно постоянно сохраняются угрозы чрезмерного вмешательства государства в экономику, ограничения рынка и рыночной конкуренции и возникновения и расползания коррупции как формы злоупотребления государством, конкретно представителями его аппарата, возложенными обществом на него функциями и данными ему компетенциями.



Таким образом, коррупция превратилась в системную угрозу экономической безопасности, стала нормой соответствующих практик в политике, экономике и общественной жизни, поскольку:

- государственная политика прямо диктуется частными и корпоративными интересами олигархических групп;

- теневые доходы составляют основную и необходимую часть доходов большей части чиновников;

- повсеместно чиновниками не соблюдаются нормы законов, происходит систематическое уклонение от их соблюдения, отдельные нормы законов используются в антисоциальных целях;

- исполнительная власть активно использует неформальные и нелегальные (теневые) формы мобилизации доходов и стимулирования граждан, бизнеса и нижестоящих чиновников для достижения желаемых результатов;

- как социальное явление российская коррупция возникает и поддерживается на уровне неформальных социальных связей, составляющих основу общества;

- коррупция проявляется на всех уровнях управления государством, бизнесом и обществом;

- фактически коррупция в России стала частью образа жизни общества. Чаще к участию в коррупционной деятельности людей вынуждает власть, но нередко и сами граждане с готовностью используют коррупционные способы решения своих проблем.

Обеспечение экономической безопасности регионов России как федеративного государства наряду с обеспечением экономической безопасности муниципальных образований, общественных организаций, предпринимательских структур и отдельных категорий граждан является одной из важнейших составляющих социально-экономической политики государства.

А.Л.Еделев

К. ю. н.,

заместитель Министра

внутренних дел России

Подписано в печать

17.01.2008