Файл: Проблемы юридического образования в россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ


Идущий в России процесс последовательной демократизации общества, установления правовых основ государственного строительства, укрепления правопорядка и законности, более полного обеспечения прав и свобод человека все ближе подвигают общeство к этапу завершения формирования подлинно правового государства.

Понимание этих процессов и реалий, происходящих на правовом поле - это неотъемлемая обязанность каждого сознательного гражданина.

Право сопровождает человека с момента рождения и до окончания жизненного пути. Трудно назвать сферу отношений между людьми, которая вообще выпадала бы из правового поля.

Правовая подготовка необхoдима везде: в быту, на работе, в решении имущественных или земельных вопросов в транспортном, страховом, банковском деле и т.п. Профессор Н.А. Духно, считает, что «...взгляды на юридическое образование нужно менять. Оно стало востребованным не только для подготовки юристов, но и всеми другими специалистами, руководителями, стремящимися продуктивно работать в новых условиях».[1]

Основы права должен знать каждый человек. Обучение необходимо начинать в средней школе так как многие права, в том числе и в сфере образования должны знать даже школьники - будущие студенты. Уже давно назрела необходимость в разработке Концепции развития юридического образования. Юридическое образование необходимо разделить на несколько этапов:

  1. начальное - обучение общим основам права следует начинать с общего образования в школах

  2. высшее - профессиональное обучение в ВУЗе и в неюридических ВУЗах.

В профессиональном образовании по любой специальности целесообразно преподавать цикл правовых дисциплин, ориентированных на специфику конкретной профессии.

Во многих ВУЗах, при применении новых технологий обучения уже формируют у студентов правовые знания, которые необходимы в избранной профессии. Необходимо разрабатывать Концепцию, которая будет включать разработку комплексных учебных дисциплин используемых для обучения в ВУЗе по разным профессиональным направлениям. Например, такие учебные дисциплины как «Информационное право», «Транспортное право», «Жилищное право», «Стрoительное право», «Горное право», «Трудовое право и д.р., учитывая профессиональную направленность.


В начале нового тысячелетия, Президент РФ отметил понимание важности единства образования, науки и производства в новых условиях построения инновационной экономики. Было сказано, что «формирование национальной инновационной системы требует решения следующих основных задач: совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышeния квалификации производственного персонала».

В настоящее время принимаются определенные шаги для создания нормативно-правовой базы и экономических условий развития национальной инновационной системы. Приняты различные поправки к действующим нормативным актам, стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации. В связи с изменениями и дополнениями в законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» появились предпосылки соединения науки и профессиональной юридической деятельности. От правовых знаний и государственных служащих, и рядовых граждан в значительной степени зависят совершенство законов, их исполнение, эффективность реформирования и прогресс развития нашего общественного и государственного строя. Юридическое образование - фундамент правового просвещения и воспитания россиян, непреходящее условие поддержания требуемой законности и правопорядка в нашей стране. Соответственно, если не уделять ему должного внимания, правовые реформы не дадут желаемого эффекта и могут породить врeдные социальные последствия, вызывающие недовольство граждан.

В соответствии с Указом Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» был опрeделен целый комплекс мероприятий по совершенствованию качества подготовки юридических кадров в стране. В котором указано, что, необходимо не только сохранить все квалификационные требования к уровню подготовки юриста, которые социально обоснованы и прописаны в Госстандарте по юриспруденции 2000г., но и принципиально изменить постановку задачи: в обучении делать ставку не только на расширение формального объема новых знаний и умений, а на самого человека, на развитие его личностных качеств и способностей, чтобы молодой профессионал мог быстро и самое главное самостоятельно адаптироваться к новым юридическим реалиям и запросам рынка труда. Для этого надо в юридических программах увеличить блок дисциплин, направленных на развитие таких качеств, как юридическое мышление, юридическая логика, навыки научного анализа, юридическая этика. Выступаем за все это потому, что настоящий юрист, выражаясь словами В.В. Путина, - это человек с филoсофским взглядом и в то же время с огромным

количеством фактического материала в той области, в которой он специализируется. Высокообразованные юристы в государстве - это профессионализм во всех сферах практического применения права, оперативность и высокий уровень решения возникающих в юридической практике вопросов и проблем. Это надлежащий контроль над обеспечением законных интересов и конституционных прав граждан. Грамотное использование правовых норм - гарантия сохранения должного уровня законности принимаемых решений и динамичности действующей правовой сферы и доверия к ней граждан. Это и достойная оплата за выполненный труд, и заинтересованность в его результатах, гордость за принадлежность к категории людей, избравших для себя эту отнюдь не простую сферу деятельности и законное уважение со стороны коллег и населения, минимальный уровень волокиты, бюрократизма и предвзятости. В противном случае, в прямом и переносном смысле этого слова, происходит нечто совершенно противопoложное. Поэтому следует уже в вузе строить учебный процесс таким образом, чтобы с учетом специализации студентов обеспечить не только нивелирование недостатков их довузовской подготовки, но и негативное влияние семьи, создающей отрицательные либо излишне комфортные условия существования, не встречающиеся в реальной жизни.

Обучаемый должен обладать не только знаниями, умениями и практическими навыками типичных действий, но и обязан владеть умением самостоятельно решать задачи и проблемы.

Познавательная деятельность студентов по юридическим дисциплинам более результативна и эффективна, когда лекционный материал максимально сопровождается по всем наиболее значимым и проблемным вопросам краткими и доступными для понимания примерами из практической деятельности оперативных, слeдственных, экспертно-криминалистических подразделений, судебной практики и других источников правоприменительной сферы.

С учетом этого в учебных целях в лекционный материал не только допустимо, но и крайне важно включение как реальных примеров успешного применения соответствующих способов и приемов использования научно-технических средств и методов
, применяемых в реальной практике, так и создаваемых с помощью метода научно-абстрактного моделирования, использования мультимедийных технологий подачи и изложения материала Надо признать, что грамотные практические примеры в контексте лекции поднимают в сознании и памяти обучающихся блоки знаний из других изучаемых дисциплин. Они же вводят в процесс их усвоения личный жизненный опыт студентов, включая множественные ассоциативные связи, формируя личностный ролевой обрaз характера и значимость изучаемой частной дисциплины в общем процессе обучения. Тем самым обеспечивается

избирательный характер точечного воздействия как на каждого из учащихся, так и на степень усвоения ими изучаемого материала.

Сегодня главная задача высших учебных заведений - повышать качество обучения и готовить квалифицированных спeциалистов.

Список литературы

  1. Духно, Н.А. Необходимость развития форм юридического образования /Н.А. Духно // Юридическое образование и наука. - 2009 - № 4. - С. 13-14.

  2. Свистунов, А.А., Субботин В.Н. Развитие юридического образования и

науки: проблемы и перспективы/ А.А. Свистунов, В.Н. Субботин // Юридическое образование и наука. - 2008. - № 3. С.27-32.