Файл: Позиции для рассмотрения Ответ обучающегося.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План – схема ответа


Позиции для рассмотрения

Ответ обучающегося

I. Определение проблемы и условий развития ребенка

1. Возрастные особенности Ребенка (характеристика возраста, что должно быть в норме?)

  • Особенности социальной ситуации развития

  • Ведущий вид деятельности

  • Центральные психологические новообразования

  • Особенности развития личностной сферы

  • Особенности развития познавательной сферы

  • Возрастной кризис

2. Личностные особенности ребенка (Что представлено с ситуации?)

  • Особенности развития личностной сферы:

  • уровень самооценки (адекватная/неадекватная, завышенная/заниженная);

  • уровень притязаний;

  • уровень тревожности;

  • ответственность (локус контроля ‒ внешний/внутренний);

  • направленность личности (выражается в его потребностях и мотивах);

  • структурированность системы нравственных ценностей;

  • акцентуированные черты личности

  • и т.п.

  • Особенности развития познавательной сферы:

  • произвольность познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия;

  • развитие мышления в операционном и динамическом аспектах;

  • критичность мышления;

  • гибкость/ригидность мышления;

  • и т.п.

  • Особенности развития эмоциональной сферы:

  • осознание своих эмоций и управления эмоциональным состоянием, функции самоконтроля и саморегуляции;

  • аффективная возбудимость, впечатлительность;

  • импульсивность, непосредственность проявлений эмоций;

  • реактивность (податливость к внушениям);

  • легкость переключения от одной эмоции к другой;

  • и т.п.

3. Позиция взрослого

Поддерживающий автономию стиль. Цель учителя на уроке и межличностный тон общения ‒ понимание. Учитель стремится максимально понять, учесть и способствовать развитию интересов, предпочтений и отношений учащихся, чтобы поддержать их добровольную включенность в учебный процесс.

Вовлеченный стиль предполагает совместное участие в учебном процессе. Учитель определяет интересы и предпочтения детей, вступая с ними в диалог и предлагая им внести свой вклад в учебный процесс, учитывает их предложения. По возможности учитель стремится предлагать ученикам выбор способа деятельности на уроке и отслеживает их темп работы.

Подстраивающийся стиль ‒ учитель заботится об интересах и предпочтениях учеников, стремясь найти способы сделать задания интереснее, пытается понять происходящее с позиции обучающихся; дает необходимые пояснения, позволяет ученикам работать в их собственном темпе.
Структурирующий стиль. Цель учителя и межличностный тон общения ‒ осуществление руководства. Оценив возможности и способности учеников, учитель предлагает им стратегии, помощь и поддержку, чтобы они могли ощущать себя компетентными в освоении учебного предмета.

Направляющий стиль ‒ учитель выступает как наставник, заботится о прогрессе учеников, предоставляя соответствующую помощь и поддержку, когда они необходимы; следует по этапам, необходимым для решения задач, чтобы учащиеся их впоследствии усвоили, проводит совместную рефлексию сделанных ошибок.

Объясняющий стиль ‒ учитель объясняет, сообщает свои ожидания ученикам ясным и понятным образом; знакомит учеников с тем, что они могут ожидать от урока, и отслеживает их прогресс в достижении заранее поставленных целей.
Контролирующий стиль. Учебная цель учителя и межличностный тон общения ‒ давление и доминирование. Учитель стремится добиться того, чтобы ученики вели себя, думали и относились к ситуациям строго так, как он им предписывает, навязывая им свою собственную повестку и выдвигая требования независимо от того, что они думают.

Требовательный стиль ‒ учитель требует дисциплины от учеников, используя активный командный язык общения, указания, не терпит возражений, угрожает санкциями, если те не подчиняются.

Доминирующий стиль ‒ учитель демонстрирует ученикам свою власть, чтобы заставить их подчиняться его указаниям; подавляет учеников, вызывая у них чувства вины и стыда.
Хаотичный стиль. Учебная цель учителя и межличностный тон общения ‒ попустительский. Учитель отстраняется от учеников, что дезориентирует их, поскольку им важно понять, что нужно делать и как развивать свои умения и навыки.

Отстраняющийся стиль ‒ учитель, по сути, отказывается от учеников, позволяя им все делать самостоятельно, ссылаясь на то, что, в конечном счете, им все равно придется научиться брать на себя ответственность.

Ожидающий стиль ‒ учитель предлагает «свободное» обучение, поддерживая климат, в котором инициатива полностью принадлежит ученикам; склонен ждать, предполагая увидеть, как спонтанно будет развиваться ситуация, не планируя многого и позволяя всему идти своим чередом.

4. Проблема

Причина, которая привела к конфликту, напряжению….

Примеры (!):

  • эмоционально-личностные нарушения (высокий уровень агрессии, нестабильность эмоционального фона);

  • деструктивный стиль родительского воспитания, приведший к нарушениям поведения у ребенка;

  • затянувшийся кризис 3-летнего возраста;

  • эмоционально-личностные проблемы: низкий уровень самооценки, высокий уровень личностной и (или) ситуативной тревожности;

  • низкий уровень речевого развития;

  • деструктивный стиль воспитания: несоответствие типа детско-родительского взаимодействия возрастным особенностям сына;

  • наличие негативного психотравмирующего опыта публичных выступлений в прошлом;



  • и т.п.

5. Параметры для оценки. Что необходимо изучить? Как и с помощью чего это будет сделано?

Примеры (!!):

1. Проведение психолого-педагогической диагностики эмоционально-личностных особенностей ребенка, выявление уровня агрессии, выявление причин агрессивного поведения;

2. Организация проективной игры и наблюдение за ее ходом (для выявления поведенческих особенностей ребенка);

3. Наблюдение за совместной деятельностью родителя/учителя (каждого в отдельности) и ребенка с целью анализа способов детско-родительского взаимодействия/взаимодействия с учителем/сверстниками;

4. Провести психолого-педагогическую диагностику с целью определения уровня познавательного и речевого развития;

5. Исследовать эмоциональное состояние ребенка, личностные особенности, а также изучить внутрисемейные отношения.
И т.п.

6. Необходимые специалисты для решения проблемы и их содержание работы

Примеры (!!):

  • логопед;

  • социальный педагог;

  • невролог;



7. Прогноз развития: если условия изменяются в лучшую сторону, если условия остаются прежними, если условия усугубляются




II. Разработка программы сопровождения

1. Психолого-педагогическая технология, которая будет использована для сопровождения ребенка




2. Цель и задачи педагога




3. Этапы, содержание, форма и предполагаемый результат работы педагога




4. Специалисты, необходимые для сопровождения и их задачи.




III. Формулирование рекомендаций




IV. Заключение

Результат взаимодействия специалистов:

Общее заключение специалистов (о чем?)

Рекомендации (кому?)

  • Требуется углублённая диагностика.

  • Требуется обращение к врачу.

  • Требуется работа с родителями.

  • Др.




Педагогическая ситуация (пример)
В 6-м классе два месяца назад появился новый ученик Вася, он перешел из другой школы. Отношения с ребятами у него не складываются. Вася в основном один, почти ни с кем не общается, его разговоры с одноклассниками носят формальный характер, ему сложно найти общий язык с другими. В один из дней на перемене Вася взял ножницы и стал размахивать ими, кричал, что поранит Вову, если тот подойдет к нему. Позже выяснилось, что Вова исподтишка обзывал Васю.
Дополнительные данные

Вася сменил уже несколько школ. До этого его общий уровень успеваемости также был невысоким, он демонстрировал конфликтное поведение.

Вова показывает высокий уровень успеваемости по предмету, однако иногда имеет сложности с поведением, нарушает дисциплину, болтает на уроках.

Папа Васи военный, поэтому семье часто приходится переезжать. Мама – домохозяйка. Родители Вовы врачи.