Файл: Сельское хозяйство в годы Великой Отечественной войны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Валева Арина МФ-21

Эссе

«Сельское хозяйство в годы Великой Отечественной войны»

Обстановка, сложившаяся в первые месяцы Великой Отечественной войны была

крайне тяжелой для нашей страны. Основная тяжесть по производству продуктов

сельского хозяйства легла на плечи тружеников Урала, Сибири, Казахстана и

Средней Азии.

На фронт уходила основная рабочая сила: опытные производственники,

трактористы, комбайнеры, пастухи, чабаны, полеводы. Количество трудоспособных

колхозников резко сократилось. В то же время резко уменьшилось, особенно в

сельском хозяйстве, количество машин, тракторов, комбайнов и другого

хозяйственного инвентаря, а также рабочих лошадей. В этой сложной и трудной

обстановке предстояло не только сохранить прежний уровень производства, но и

резко увеличить выпуск сельскохозяйственной продукции, чтобы обеспечить

армию и страну всем необходимым.

На территории Онгудайского района к 1941 году было 32 колхоза и 1 совхоз. Все

труженики района были охвачены единым порывом – любыми средствами помочь

фронту, прежде всего, своим героическим трудом. В 1942 году район сдал

государству на 122 652 пуда зерна больше, чем в 1941 году или выполнил план на

125, 8 %.

Во время хлебосдачи учителя всех 32 школ района подняли учащихся на сбор

колосков, и результаты были внушительными. Когда обмолотили колоски, то

получили 150 пудов хлеба, который отправили на фронт.

Вместе с тем, 1942 год для района был чрезвычайно трудным в связи с засушливой

весной. Естественные травы дали по 3-4 центнера с гектара. Было заготовлено всего

около 50 % кормов. В результате этого, зимовка 1942-1943 годов оказалась сложной:

бескормица, нехватка сена и зернофуража, вспышка эпидемии ящура. Все это

сильно повлияло на основную отрасль хозяйства района – животноводство.

В 1943 году район сдал 7689 ц. хлеба или на 24 % больше, чем в 1942 году. В счет 1944

года было сдано 81 % мяса, по крупному рогатому скоту (на 102 %), молодняка - на

227 %, овчины – на 110 %.

В 1944 году большинство колхозов аймака организованней и лучше завершили


уборку, и поэтому добились некоторого повышения качества сельскохозяйственных

культур, что и обеспечило увеличение валового сбора зерна, количество валовых

поставок и досрочный расчет аймака с государственными поставками по хлебу.

Валовой сбор зерна в 1944 году составлял больше, чем в 1943 году по ячменю на 2560

центнеров, по овсу на 880 центнеров.

Большую помощь в колхозном и совхозном производстве оказывали подростки. По официальным данным, ежегодно в колхозах было занято от 13,9 тыс. до 14,7 тыс. человек в возрасте 12-16 лет. Работая на полях и фермах, они в 1,5-2 раза перекрывали повышенный на время войны обязательный минимум трудодней, например, в 1944 году по сравнению с 1941 годом это превышение составило 13,5 раза.

К трудностям военного времени прибавились также последствия сильной и продолжительной засухи, охватившей почти все главные земледельческие и животноводческие районы республики, где была сосредоточена значительная часть посевной площади зерновых культур и основная масса рогатого скота и лошадей. Например, в 1941 году от засухи погибло около 12%, в 1942 году – 32% посевов зерновых культур. В отдельных районах – Чурапчинском, Усть-Алданском, Мегино-Кангаласском и Амгинском погибли почти все посевы зерновых культур. Травостой, выращенный узкой полосой только по берегам озер и в поймах невысохших речек, подвергался нашествию сибирской саранчи. Из-за бескормицы остро встала угроза массового падежа скота в колхозах.

В первые годы войны большинство колхозов не могли получить урожай зерновых. Постановлением бюро Якутского обкома ВКП(б) в сентябре 1942 года 41 колхоз Чурапчинского района с населением 5 тысяч человек был реорганизован в рыболовецкие артели и полностью переселен в северные районы республики – Кобяйский, Жиганский и Булунский. Совершенно не знакомые с техникой подледного лова чурапчинские колхозники не смогли обеспечить выполнения плана добычи рыбы. Экономически мощные до переселения колхозы были доведены до нищеты. Положение усугублялось крайне тяжелыми материально-бытовыми и жилищными условиями. В результате этой акции, навсегда вошедшей в историю Якутии как одна из наиболее трагических ее страниц, от голода, болезней и непосильного труда погибло около 2 тысяч человек. 



В годы войны особое значение придавалось животноводству.  В целом в годы войны в результате падежа скота, нехватки кормов поголовье крупного рогатого скота  сократилось на 15%, поголовье лошадей более чем на треть. Крайне низкой продолжала оставаться и продуктивность скота

Особенно неблагополучно обстояло дело с поголовьем скота, находившегося в личной собственности колхозников, которое в первые годы войны сократилось на 67%. Из-за нехватки кормов население было вынуждено забивать скот, при этом рост общественного стада в колхозах происходил в основном за счет его покупки у населения. 

Значительны были потери скота от падежа. К концу 1942 года у колхозников осталось лишь 29% поголовья крупного рогатого скота и 10% лошадей от того поголовья, что принадлежало им  в 1940 году. 

                                                            

    На 1 января 1943 года 51% хозяйств колхозников были бескоровными. В Верхневилюйском районе такие хозяйства составляли 67%, в Кобяйском — 57%, в Таттинском — 54%, в Усть-Алданском — 58%, в Чурапчинском — 66%, в Алданском округе — 91%.

В первые годы войны колхозам Чурапчинского, Усть-Алданского, Таттинского, Мегино-Кангаласского и ряда других районов пришлось организовать заготовку сена в таких дальних районах, как Кобяйский, Горный, и даже в южной части Саккырырского района, где заготовка кормов проходила в сложных условиях.

Часть колхозов, пострадавших от засухи, заготовляли сено в Намском, Орджоникидзевском, Олекминском и других районах, используя земли государственного фонда и излишние земли местных колхозов, выделявшиеся с разрешения общих собраний колхозников

Государство предоставляло колхозникам, в первую очередь семьям красноармейцев, кредит для обзаведения скотом. Бескоровным колхозникам продавали и выдавали телят на трудодни, отводили для сенокошения неиспользуемые участки государственного земельного и лесного фондов, а также оставшуюся после сеноуборки часть естественных сенокосов. В результате поголовье скота в личной собственности колхозников за 1943 год выросло на 10,6%. Эта работа успешно продолжалась и в последующие годы.

В апреле 1942 года Наркомзем ЯАССР издал приказ «Об организации фонда «Лошадь Красной Армии», в соответствии с которым в  годы войны республика выделяла фронту лошадей. 


В тяжелом положении находилась и отрасль растениеводства. В первые годы войны урожай зерновых был особенно низким. В среднем по республике с гектара было получено почти в 1,5-2 раза меньше зерновых, чем в 1940 году, в колхозах Усть-Алданского, Таттинского, Мегино-Кангаласского и Амгинского районов урожай был еще ниже.

    В этих же колхозах, а также в некоторых других центральных районах валовой сбор зерновых культур не обеспечивал нормы поставок государству по хлебу и засыпки семенных фондов. Практически половина колхозов не имела хлеба для распределения по трудодням. 

В 1943 году, впервые за последние годы, сельское хозяйство Якутии получило удовлетворительный урожай в среднем 5,6 ц. с гектара, а отдельные колхозы – по 10-15 ц, что дало возможность досрочно выполнить план хлебопоставок. Были также расширены посевы картофеля и овощей. Так, в 1945 году посевы картофеля увеличились по сравнению с посевами 1940 года на 80,7%.

Несмотря на все трудности, в эти годы колхозы своевременно выполняли обязательства по поставкам сельскохозяйственных продуктов, заготовкам и продаже государству пушнины и рыбы. Сдача мяса увеличилась с 596 тонн в 1941 году до 1316 тонн в 1945 году. Всего за эти годы государству сдано 5,2 тысяч тонн мяса, 62,2 тысяч тонн молока.