Файл: Контрольная работа Вариант 2 Государственный долг Вологодской области.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольная работа
Вариант 2
Государственный долг Вологодской области
Таблица 1 – Основные показатели государственного долга области
| 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год |
Государственный долг, млн. руб. | 29052,1 | 32225,9 | 34878,9 | 34345,7 | 31172,3 |
Отношение объема государственного долга области к объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, % | 87,9 | 91,5 | 99,8 | 97,0 | 71,3 |
Таблица 2 – Динамика государственного долга, млн. руб.
| 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | Темп роста, % |
Государственный долг, млн. руб. | 29052,1 | 32225,9 | 34878,9 | 34345,7 | 31172,3 | 107,3 |
Государственные гарантии области | 5574,5 | 5220,5 | 3350,4 | 2574,3 | 2241,7 | 40,2 |
Государственные ценные бумаги области | 7110,0 | 6608,0 | 4935,0 | 2802,0 | 920,0 | 12,9 |
Бюджетные кредиты, привлеченные в областной бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ | 7384,6 | 6519,1 | 14001,5 | 15145,7 | 10141,2 | 137,3 |
Кредиты, полученные областью от кредитных организаций | 8983 | 13878,3 | 12592 | 13823,7 | 17869,4 | 198,9 |
Рисунок 1 – Государственный дол, млн. руб.
Государственный долг области по состоянию на 1 января 2018 года составил 32225,9 млн.руб., или 99,9 % к утвержденному верхнему пределу государственного внутреннего долга области, в том числе по государственным областным гарантиям – 5220,5 млн.руб., или 99,5%. На 1 января 2020 года долг составил 31172,3 млн. руб.
Таблица 3 – Структура государственного долга, млн. руб.
| 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | Темп роста, % |
Государственный долг, млн. руб. | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | х |
Государственные гарантии области | 19,2 | 16,2 | 9,6 | 7,5 | 7,2 | 37,5 |
Государственные ценные бумаги области | 24,5 | 20,5 | 14,1 | 8,2 | 3,0 | 12,1 |
Бюджетные кредиты, привлеченные в областной бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ | 25,4 | 20,2 | 40,1 | 44,1 | 32,5 | 128,0 |
Кредиты, полученные областью от кредитных организаций | 30,9 | 43,1 | 36,1 | 40,2 | 57,3 | 185,4 |
Рисунок 2 – Структура государственного долга, %
Значительную долю занимают средства, полученные посредством кредитов (50-70%), из них доля кредитов, полученных от кредитных организаций, составляет 30-40%, а доля бюджетных кредитов – 25-36%. Общий объем средств, полученных за счет кредитов, вырос с 16,4 млрд. руб. в 2016 г. до 26,6 млрд. руб. в 2016 г. (прирост - 62,5%).
Объем бюджетных кредитов увеличивается, поскольку они наиболее выгодны. Так, если по банковским кредитам средневзвешенная процентная ставка в 2018 году составляла 9,24% годовых (была уменьшена благодаря тесному сотрудничеству области с банковскими организациями), то бюджетные кредиты из федерального бюджета были привлечены с годовой процентной ставкой 0,1%.
В результате оказания федеральным бюджетом данной финансовой помощи удалось минимизировать стоимость обслуживания государственного долга и улучшить его структуру. Расходы на обслуживание Государственного долга в 2018 г составляли 1,9 млрд. руб. (4,08% от общей структуры расходов). Данный показатель меньше предельного норматива в 15%, установленного Бюджетным кодексом.
В период с 2016 по 2018 гг. уменьшены обязательства по государственным областным гарантиям: с 5,6 млрд. руб. в 2017 г. до 3,4 млрд. руб. в 2016 г. (уменьшение на 39,9%) и по государственным ценным бумагам: с 7,1 млрд. руб. в 2016 г. до 4,9 млрд. руб. в 2018 г. (уменьшение на 30,6%).
В 2018 г. структуре государственного долга области государственные областные гарантии составляют 16,0 %, кредиты кредитных организаций - 43,0%, бюджетные кредиты из федерального бюджета – 20,0%, государственные ценные бумаги области – 21% к общей сумме государственного долга. На погашение государственного долга в 2018 году направлены собственные доходные источники областного бюджета в сумме 3,2 млрд. руб. По состоянию на 1 января 2019 года объем долга сокращен до 31,2 млрд. руб. Отношение объема государственного долга в объем фактически полученных в 2020 году налоговых и неналоговых доходов областного бюджета (43,7 млрд. руб.) составило 71,3%. Бюджетные заимствования в структуре государственного долга значительно превысили рыночные обязательства. По состоянию на 1 января 2020 года доля бюджетных кредитов в объеме государственного долга области увеличилась до 58 %, они составляют 17,9 млрд. руб., доля рыночных обязательств сокращена до 35,5% , это 11,0 млрд. рублей (кредиты кредитных организаций – 32,5% или 10,1 млрд. руб., государственные ценные бумаги 3,0% или 0,9 млрд. руб.). Обязательства по государственным гарантиям области составляет 7,2% или 2,2 млрд. руб. к общему объему государственного долга. Таким образом, за 2020 год доля рыночных заимствований области сократилась с 50,7% до 25,3 % от объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета (на 25,4%).
В условиях увеличения объема государственного долга особую значимость приобретает политика управления государственным долгом.
В структуре Департамента финансов выделено отдельно Управление государственного долга и финансовых активов. Одной из задач данного управления является ведение Долговой книги области. Долговая книга содержит общую информацию о долговых обязательствах, принятых областью.
В рамках государственной программы Вологодской области «Управление региональными финансами Вологодской области на 2015-2020 годы» реализуются мероприятия, направленные на сокращение объема государственного долга области, уменьшение доли рыночных долговых обязательств, минимизацию стоимости государственных заимствований области, осуществление контроля за показателями долговой устойчивости, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Одной из мер, которая могла бы способствовать более рациональному управлению государственным долгом и его сокращению, может стать разработка финансового проекта по обслуживанию и погашению муниципального долга, который содержит не которое количество временных периодов: на месяц, квартал, год и на долговременную перспективу.
Присутствие аналогичного плана допускает принимать быстрые и правильные управленческие заключения в случаях изменения условий с поступлением средств в бюджет, важных для обслуживания долга; аккумулирование средств, поступающих от реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет привлечения заемных средств, и от использования собственности, которая создана в ходе данных проектов, для дальнейших расчетов по погашению и обслуживанию долговых обязательств.
Предельный объем государственного долга субъекта РФ, установленный статьей 107 БК РФ1 , является недостаточным для обеспечения безопасного уровня государственного долга субъекта РФ. Сложившаяся на данный момент региональная нормативная база управления долгом практически полностью копирует соответствующие положения БК РФ. В итоге главным, а во множестве случаях единственными нормами, которые применяются в процессе управления региональным долгом, считаются правила федерального законодательства.
Тем не менее федеральное законодательство регулирует сферу управления государственным долгом субъектов РФ только в общих свойтствах. Поэтому, действующие нормативные акты недостаточны для принятия как стратегических, так и оперативных решений по управлению государственным долгом области, что влечет за собой необходимость модернизации практически каждой составляющей системы управления долгом. БК РФ исчерпывающим образом определяет структуру государственного долга субъектов РФ.
Субъекты РФ не могут изменить состав обязательств, включенных в государственный долг соответствующего уровня, т.к. БК РФ говорит о том, что долговые обязательства субъекта РФ не могут существовать в иных видах. Закон Вологодской области «О бюджетном процессе Вологодской области» определяет цель (обеспечение безусловного исполнения долговых обязательств
, принятых областью) и принципы управления государственным долгом области, к числу которых относит:
- сохранение размера муниципального долга на экономически устойчивом уровне (с учетом всех вероятных рисков);
- обеспечение исполнения обязательств по государственному долгу в полном объеме и в установленные сроки;
- поддержание минимально возможного уровня расходов на обслуживание государственного долга.
На наш взгляд, было бы правильным закрепить норму о том, что если по окончании финансового года имеются просроченные прямые обязательства за исключением просроченной кредиторской задолженности, то такие заимствования должны быть или немедленно погашены за счет имеющихся средств, или рефинансированы, либо должна быть проведена их пролонгация или реструктуризация. Это будет способствовать, с одной стороны, экономии средств, а с другой – повышению кредитной привлекательности соответствующего субъекта РФ.
Список используемых источников
1. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: учебник для вузов / Е. Ф. Борисов. – Москва: Юристъ, 2004. – 567 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – Москва: Издательство «Омега-Л», 2014. – 246 с.
3. Гаретовский, Н. В. Финансово-кредитный словарь: в 3 т. Т. 3 / Н. В. Гаретовский. – Москва: Финансы и статистика, 1988. – 511 с.
4. Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области [Электронный ресурс]: офиц. сайт. Режим доступа: http://www.vologda-agro.ru.
5. Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.vologdarec.ru.
6. Департамент финансов Вологодской области [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.df35.ru.
7. Комитет государственного заказа Вологодской области [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: http://szvo.gov35.ru.
8. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 – 2006 годах [Электронный ресурс]: постановление Правительства от 22.05.2012 №249 // КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «КонсультантПлюс».
9. Лызлов, Д. В. Преимущества и недостатки ВВП как показателя социально-экономического развития страны / Д. В. Лызлов // Российский внешнеэкономический вестник. – 2009. - №2. – С. 32-41.