Файл: Педагогический институт факультет дошкольного, начального и специального образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1443
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У « Б е л Г У » )
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедрадошкольного и специального (дефектологического) образования
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
очной формы обучения, группы 02021306
Скомороховой Дианы Геннадьевны
Научный руководитель:
ст. преподаватель
Л.З. Антонова
БЕЛГОРОД 2017
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
1.1 Понятие фонематического восприятия……………………………………... 6 1.2 Фонетико-фонематическое недоразвитие и его классификация…………..12 1.3 Особенности фонетико-фонематического недоразвития детей и методы формирования фонематического восприятия…………………………………..17 1.4.Анализ методических подходов к формированию фонематического восприятия………………………………………………………………………….23 ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
2.1 Организация и проведение исследования ………………………………..33 2.2 Обработка результатов исследования …………………………………….40 2.3.Методические рекомендации по работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием……………………………………………………………………... .49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..…54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….………………...…58 ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………….……………….64
4
ВВЕДЕНИЕ
Одна из наиболее многочисленных групп детей с нарушениями речи – это дети, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН). Данное недоразвитие является наиболее характерным для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет). К сожалению, в условиях специальных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи, данная категория детей получить соответствующую коррекционно-педагогическую помощь не может (т.к. в этих группах находятся дети с общим недоразвитием речи I-II уровней речевого развития), и большинстве случаев такие дети, если они не попадают на логопункт дошкольной образовательной организации, могут остаться без логопедической помощи. Перейдя на школьную ступень обучения, они уже приобретают проблемы с письменной речью и попадают в «группу риска по школьной дезадаптации»(20). Данные вопросы изучены такими ведущими учѐными Волковой Г. А., Каше Г. А., Колпоковской И.К., Левиной Р.Е., Ткаченко Т.Е., Чиркиной Е. Г., Фомичевой М.Ф., Филичевой Т.Б.., и др. и доказывают, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребѐнка и его возможностями овладения чтением и письмом(31).
Одна из главных задач в педагогике при работе с детьми, переживающими трудности в освоении грамоты, является формирование у них психологической готовности, определенного уровня общего развития и умственных способностей(21).В современной педагогической методике обучения грамоте неоспоримым является тот факт, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – важная предпосылка для овладения чтением, а в дальнейшем и письмом на языках, письменность которых выстроена по звукобуквенному принципу. Такие психологи, педагоги, лингвисты, как Лурия А.Р., Зайцева Е.С., Выготский Л.С., Эльконин Д. Б., в своих работах доказывают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребѐнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и
5
дикции(1). Логопедическая работа у детей с различными нарушениями развития должна быть своевременной, целенаправленной, осуществляться дифференцированно с учетом структуры дефекта, сохранности познавательной сферы и формы речевого расстройства(40).
Недостаточная изученность особенностей звукопроизношения в зависимости от фонетического контекста, с одной стороны, и необходимость определения условий повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием ставят данную проблему особенно остро. Проблема выявления детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в дошкольном возрасте и ранняя коррекция нарушений речи является актуальной и значимой на сегодняшний день.
Цель исследования - изучение особенностей формирования фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Объектом исследования являются особенности формирования
фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи
Предметом исследования является направления и содержание работы по формированию фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Задачами данного исследования
являются:
- изучение теоретических аспектов формирования фонематического восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием;
- проведения исследования по выявлению особенностей фонематического восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи будет эффективно при соблюдении следующих условий:
6
1) проведение систематической работы по формирования фонетико – фонематических процессов у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;
2) поэтапность в реализации содержания логопедического воздействия;
3) реализация комплексного коррекционно-педагогического сопровождения дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;
4) разработка рекомендаций по работе с детьми с фонетико – фонематическим недоразвитием.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по теме исследования; эмпирические: метод индивидуального комплексного обследования; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования. МБДОУ детский сад комбинированного вида № 64 г.Белгород.
Структура работы. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
1.1 Понятие фонематического восприятия
Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой
состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения.Сформировавшееся фонематическое восприятие составляет основу четкого произношения, проговаривания звуков, грамотной слоговой структуры слов и началом легкого усвоения грамматического строя языка, а значит благополучного освоения письма и чтения(7).
Фонема–важная единица языка, выполняющая перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (различительную), в редком случае и делимитивную (разграничительную) функции в тексте. В системном строе языка фонемы противопоставляются друг с другом. Причиной противопоставления являются разнообразные признаки, представляющие собой обобщение артикуляционных и/или акустических признаков звуков, поэтому фонему предстают в виде связки отличительных признаков - дифференциальных, определяющих оппозиции, в которые вступает данная фонема, и интегральных, не образующих оппозиций данной фонемы с другими(1).