Файл: Духовно нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2-й модуль: Национальные святыни как элемент духовно-нравственного воспитания подростков. Основной вид деятельности данного модуля - экскурсии в православные храмы. В ходе экскурсий учащиеся знакомятся с архитектурой, внутренним строением и убранством храмов, с православными традициями христиан и других конфессий. В прошлом учебном году ребята побывали в Сийском монастыре, храме Александра Невского, на Соловках. Проводятся беседы на нравственные темы: «Православные традиции на Руси», «Православная семья как основа сохранения народа», «Россия, армия, держава!», «Утраченные святыни земли Русской». Большое воспитательное значение имеют беседы отца Феодосия при храме Александра Невского на нравственные темы, заставляют задуматься над такими понятиями, как совесть, трудолюбие, лень, сила воли, доброта

3-й модуль: Культура и традиции народов России и мира как элемент духовно-нравственного развития. Основной деятельностью учащихся на занятиях является визуальное знакомство с материальной культурой народов России, с элементами традиционной народной культуры и промыслов: обереги, игрушки (куклы), предметы быта, украшения. Учащиеся 5-6 классов ознакомились с материальной культурой древних славян, ненцев, татар. Своими руками ребята изготовили обереги, кукол и представили их на школьной выставке. Тематика наших занятий разнообразна: «Северная деревня», «Поморский дом», «Поморская семья», «Северные иконы - северные письма» и т.д. Нашими уроками заинтересовались АО ИППК. Они неоднократно присутствовали на наших уроках. В качестве тем для выполнения исследовательских проектов ребята выбирали самые различные: «Храм Василия Блаженного», «Собор Парижской Богоматери (Париж) - жемчужина средневековой архитектуры», «Исаакиевский Собор Санкт-Петербурга как образец культового сооружения19 века», «Церковь Вознесения в Коломенском - шедевр древнерусского зодчества»и т.д.

4-й модуль: Добродетель и порок. На уроках обществознания и истории я стараюсь подбирать к уроку материал и с нравственным уклоном: «Повесть временных лет» (о месте истории Руси в мировой истории), «Повесть временных лет» (о выборе веры князем Владимиром), «Житие святых о Борисе и Глебе», об Антонии и Феодосии Печерских, о Серафиме Саровском, «Поучение Владимира Мономаха детям», «Задонщина», «Домострой», «Юности честное зеркало», произведения, раскрывающие русский патриотизм в разную эпоху. Например, при изучении духовной сферы использовалась музыкальная притча «Богатый и бедный», где большое внимание занимает духовное богатство. На уроке была организована дискуссия по обсуждению притчи, понимании его смысла и проблемных вопросов современного общества. Основное внимание уделяется просмотру мультфильмов, фильмов, с выявлением проблем и обсуждением путей их решения. Изучая литературные произведения (Притча о добре и зле, В. Осеева «Что легче?», В. Сухомлинский «Кому идти за дровами» др.), анализируя поступки героев, ребята дают им нравственную оценку, размышляют, как бы сами поступили на их месте и как можно достойно выйти из той или иной жизненной ситуации. Основное внимание уделяется просмотру мультфильмов, фильмов, с выявлением проблем и обсуждением путей их решения.


Темы по обществознанию, где также  можно использовать на уроках ПК. Это - цивилизационный подход, где можно более подробно рассмотреть тему «Россия - локальная цивилизация. Споры о русской цивилизации (Понять ли умом Россию?). Уроки дают возможность исследовать Российскую цивилизацию как православно - христианскую цивилизацию. Подумать, что является приоритетным в российской цивилизации. Изучая по обществознанию тему «Человек, индивид, личность», можно познакомить учащихся старших классов с православной точкой зрения на трехсоставность человека - дух, душа, тело. Тема свободы человека дает возможность изложить православную точку зрения на нее: это свобода выбора каждого между добром и злом. Изучая типы мировоззрения, можно предложить определить детям, какая, на их взгляд, модель мировоззрения им представляется наиболее верной: теоцентричная, антропоцентричная или рациоцентричная. При изучении темы «Семья» можно познакомить учеников с православной точкой зрения на семью по документу «Основы социальной концепции РПЦ». Этот же документ можно использовать при изучении темы «Глобальные проблемы человечества», темы «Права человека». «Политика и право».

Таким образом, духовно – нравственное воспитание на уроках истории носит очень широкий характер и дает учителю много возможностей, чтобы обучающиеся стали достойными гражданами своего Отечества, духовно-развитыми личностями. Русский философ И.А. Ильин сказал: «Мы должны передать нашим детям живую уверенность в том, что эти тропинки и эти дороги действительно ведут к великим свершениям и чудесным, еще невиданным возможностям; что быть русским — это дар и счастье, призвание и обетования; что в этом есть Божия благодать, зовущая к служению и подвигам. И затем мы должны указать нашему молодому поколению пути, ведущие к этому дару, и трудные задания, ожидающие его на этом пути».

-