Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 2
В целом, можно сделать вывод о том, что наибольшие угрозы для деятельности компании таит в себе дестабилизация экономической ситуации в стране, что повлечёт за собой не только снижение платёжеспособного спроса, но и увеличение затратной части бизнеса (сырье, топливо, энергоресурсы и пр.).
Кроме того, серьезные опасения в себе таит тенденция к популяризации здорового образа жизни и отказа от «вредных» напитков, а также ужесточение требований государства и возможность введения «ответных санкций».
Не менее важна и сфера технологий. Сегодня прогресс не стоит на месте; каждый год появляются новинки, существующие технологические процессы оптимизируются и совершенствуются, качество повышается, исходное сырье расширяется. Развивать технологии, значит быть на шаг впереди. Кроме того, факторы технологического развития способны оптимизировать затратную часть деятельности компаний-производителей. Поскольку исследуемая компания занимается производством продукции, экологический фактор оказывает существенное влияние на ее деятельность. В настоящее время в мире наблюдает повсеместная тенденция к экологичности и повышенном внимании к охране окружающей среды. Осознавая всю важность данного направления компания «Кока-Кола» всячески пытается сократить воздействие своего бизнеса на окружающую среду. Ее деятельность в данной области сконцентрирована на трех основных направлениях, наиболее подверженных влиянию со стороны бизнеса: защита водных ресурсов, защита климата и энергетическая эффективность, а также переработка отходов производства и упаковки.
Правовая сфера характеризуется возможностью законодательного регулирования сфер деятельности компании, что может также оказать влияние на ее существование и развитие. Таким образом, благодаря использованию методики PEST-анализа нам удалось проанализировать общие тенденции отрасли (макроокружение).
Для оценки микроокружения компании «Кока-Кола» воспользуемся 5-факторной моделью Майкла Портера, которая позволит понять возможности и существующие угрозы, характерные для отрасли, а кроме того определить ключевые факторы успеха. Данная методика предполагает определение основных конкурентных сил, сосредоточившись на которых компания сможет добиться успеха в своей отрасли.
Основные выводы по анализу 5 сил Майкла Портера отразим в таблице № 3:
Барьеры для входа в отрасль довольно высоки, а появление новых конкурентов – маловероятно. Особую опасность для компании «Кока-Кола» таят в себе существующие компании-конкуренты, в частности – ООО «Пепсико Холдингс», и возможность появления товаров заменителей на рынке.
Таблица 3.
Факторы, определяющие конкурентные силы компании «Кока-Кола»
Угроза появления новых конкурентов (потенциальные участники) |
Угроза появления товаров или услуг-заменителей |
|
|
|
|
РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ ПОСТАВЩИКА |
РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ |
|
|
|
|
Уровень конкуренции в отрасли |
||
|
Выводы по таблице № 2 представим далее:
Рыночная власть поставщиков умеренная. В основе построения отношений с ними лежит принцип партнерства и взаимовыгодных условий. Аудитория потенциальных потребителей крайне обширна, лояльность к бренду – высока. Степень их влияние носит средний характер. Особое значение приобретает выбор стратегии, соответствующей требованиям внешней среды и внутренним возможностям компании, направленной на долгосрочный устойчивый рост и развитие – однозначно это стратегия партнёрства с ключевым конкурентом. Функционируя в условиях рынка и внешней среды компания «Кока-Кола» обладает специфическими, присущими лишь ей характеристиками и особенностями. Именно они определяют внутреннюю среду организации. В целом ее можно разделить на сильные и слабые стороны (преимущества и недостатки). А опираясь на проведенный выше анализ внешней среды, синтезируем имеющиеся данные в виде матрицы SWOT-анализа с целью определения основных проблем и дальнейших перспектив развития компании «Кока-Кола» (см. табл. № 4):
Таблица 4.
Исходная матрица SWOT-анализа компании «КОКА-КОЛА»
Внутренние факторы |
Внешние факторы |
---|---|
Сильные стороны:
|
Возможности:
|
Внутренние факторы |
Внешние факторы |
Слабые стороны:
|
Угрозы:
|
Рассмотрим и сравним структуру затрат в разрезе основных экономических элементов двух конкурирующих между собой компаний – «Кока-Кола» и «ПепсиКо» без учета изменения остатков незавершенного производства и готовой продукции. Для этого воспользуемся приложением к бухгалтерскому балансу (см. Приложения к курсовой работе - № 5 и № 6). Полученные результаты представим в таблице № 5.
Из таблицы № 5 видно, что в ООО «КОКА-КОЛА ЭЙЧБИСИ ЕВРАЗИЯ» большая часть производственных затрат (порядка 56,9%) приходится на материальные затраты и амортизационные отчисления – см. рисунок № 7:
Таблица 5.
Структура затрат на производство ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» и ООО «ПепсиКо Холдингс», в руб.
Наименование показателя |
Кока-Кола |
ПепсиКо |
||
Величина затрат |
Удельный вес, % |
Величина затрат |
Удельный вес, % |
|
Материальные затраты |
26838594 |
35,74 |
41876234 |
42,93 |
Расходы на оплату труда |
14463800 |
19,26 |
18684055 |
19,16 |
Отчисления на социальные нужды |
4483778 |
5,97 |
5532441 |
5,67 |
Амортизация |
15889353 |
21,16 |
10887821 |
11,16 |
Прочие затраты |
13419297 |
17,87 |
20559792 |
21,08 |
Итого |
75094822 |
100,00 |
97540343 |
100,00 |
Рис. 7. Структура производственных затрат
ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»
Расходы на оплату труда сотрудников предприятия составляют порядка 19,26% всех производственных затрат. Отчисления на амортизационные отчисления составляют около 5,97%. На долю прочих затрат приходится около 17,87%. В целом, можно говорить о том, что высокая доля амортизационных отчислений в составе затрат, характерна для всей отрасли общественного питания, а большой вес материальных затрат объясняется особенностям производственной деятельности предприятия. Сюда включается стоимость приобретаемых со стороны сырья и материалов, комплектующих и полуфабрикатов, используемых в производственном процессе. Несколько иначе выглядит структура затрат компании «ПепсиКо» (см. рисунок № 8):
Рис. 8 Структура производственных затрат ООО «ПепсиКо Холдингс»
Преобладающая доля расходов также относится на категорию материальных затрат (42,93%). При этом величина амортизационных отчислений составляет около 11,16% от общей величины затрат, что на 10% ниже аналогичного показателя конкурента. Это может свидетельствовать о наличии меньших производственных возможностей и оборудования либо о более низкой их стоимости. Удельный вес прочих затрат на производство составляет немногим более 21%. Доля расходов на оплату труда и социальные отчисления аналогичны показателям конкурента.
Данные бухгалтерского баланса позволяют говорить о том, что обе рассматриваемые компании несут убытки в результате производственной деятельности. Так, величина производственных затрат превышает выручку от реализации в среднем на 2,1% в том и в другом случае, в результате чего обе компании несут убытки от продаж.
Сравнительная оценка обобщенных показателей затрат двух компаний «Кока-Кола» и «ПепсиКо» представлена в таблице 8. Опираясь на данные бухгалтерского баланса (см. Приложения к курсовой работе № 1-6), рассмотрим показатели и характер их изменения применительно в каждой из организаций (см. таблицы № 6 и № 7):
Из таблицы № 6 видно ООО «КОКА-КОЛА ЭЙЧБИСИ ЕВРАЗИЯ» ухудшила качественные показатели своей деятельности. Несмотря на количественное увеличение выручки от реализации продукции на 2,8% или 2 млрд. руб. в денежном выражении, прибыль компании сократилась более, чем в 1,5 раза. При том, себестоимость производства сократилась на 1,8% - см. таблицу № 6:
В основе сокращения объемов прибыли ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» лежало резкое увеличение объемов коммерческих и управленческих расходов, величина которых выросла на 18,2% за отчетный период.
Удельный вес себестоимости в выручке от реализации за отчетный период сократился на 2,2%, достигнув по итогам отчетного периода 46,99%. Сокращение себестоимости свидетельствует об оптимизации производственных затрат.
Рентабельность продаж в отчетном периоде снизилась на 5%, фактически приобретя отрицательное значение. Это означает, что в отчётном периоде ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» понесла 2,14 коп. убытков в расчете на каждый рубль выручки от реализации – см. таблицу № 6:
Таблица 6.
Показатели управления затрат ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»
Показатель |
Формула расчета |
Базисный год |
Отчетный год |
Абсолютное отклонение показателя |
Темп изменения, % |
1. Выручка от реализации |
стр. 2110 ф. 1 |
73435563 |
75483770 |
2048207 |
2,8 |
2. Себестоимость |
стр. 2120 ф. 1 |
36129212 |
35472016 |
-657196 |
-1,8 |
3. Валовая прибыль |
п.1 – п.2 |
37306351 |
40011754 |
2705403 |
7,3 |
4.Коммерческие и управленческие расходы |
стр. 2210 ф. 1. + стр. 2220 ф.1 |
35200925 |
41624470 |
6423545 |
18,2 |
5. Прибыль от продаж |
п.3 – п. 4 |
2105426 |
-1612716 |
-3718142 |
-176,6 |
6. Чистая прибыль |
стр. 2400 ф. 1 |
1462349 |
-1119389 |
-2581738 |
-176,5 |
7. Доля себестоимости в выручке от реализации, % |
п.2. / п. 1. |
49,20 |
46,99 |
-2,21 |
- |
8. Рентабельность продаж прибыли от продаж, % |
п. 5 / п. 1 |
2,87 |
-2,14 |
-5,00 |
- |
9. Рентабельность производства, % |
п. 5 / п. 2 |
5,83 |
-4,55 |
-10,37 |
- |
10. Рентабельность активов, % |
п. 6 / стр. 1600 |
3,96 |
-3,03 |
-6,99 |
- |
11. Рентабельность собственного капитала, % |
п.6 / стр. 1300 |
8,32 |
-6,64 |
-14,96 |
- |