Файл: Степаненкова Э. Я.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 488

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.4.2. ВИДЫ ГИМНАСТИКИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

В системе физического воспитания ребенка дошкольного воз­раста выделяются различные виды гимнастики: общеразвиваю-щая (к ней относятся — основная гимнастика, гигиеническая и др.), гимнастика со спортивной направленностью, включающая в себя элементы, доступные детям и направленные на повыше­ние их общей физической подготовленности (к ней относятся художественная гимнастика, атлетическая и др.), прикладная, или лечебная.

Основная гимнастика. Основная гимнастика направлена на ук­репление здоровья, общей физической подготовленности, зака­ливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем (сердечно-сосудистой, дыхатель­ной, эндокринной).

В содержание основной гимнастики входят строевые (упражне­ния в построении и перестроении), общеразвивающие и основ­ные движения. Выполнение физических упражнений проводится на гимнастических снарядах и с использованием физкультурного инвентаря. Под влиянием основной гимнастики улучшается дея­тельность внутренних органов, усиливается обмен веществ, ук­репляется нервно-мышечный аппарат. Отечественные ученые счи­тают гимнастику важным фактором повышения работоспособно­сти, лучшим средством отдыха.

Гимнастика позволяет подобрать упражнения, избирательно вли­яющие на развитие любых групп мышц, суставов, органов и их систем. Занятия гимнастикой содействуют образованию навыков различной сложности и тем самым предъявляют высокие требова­ния к нервной системе и функциям анализаторов. Для гимнастики характерна точная, дозированная нагрузка, определяемая харак­тером упражнений, темпом их выполнения, анализом и числом Движений, особенностями исходных положений.

Гимнастические упражнения могут быть: I а) динамичными (направленными на более полное исполь­зование всех движущих сил при выполнении физических упраж­нений и одновременное уменьшение сил тормозящих);

б) статическими (они связаны с неподвижным сохране­нием какого-либо положения тела и его позы).

143

Гимнастические упражнения могут носить анаэробный и аэроб­ный характер (т.е. упражнения, выполняемые при минимальном или максимальном потреблении кислорода).

Гигиеническая гимнастика направлена на укрепление здоровья ребенка, воспитание правильной осанки, совершенствование функ­циональных систем организма. Средствами гигиенической гимна­стики являются общеразвивающие упражнения в сочетании с за­каливающими: водными, воздушными и солнечными процедура­ми; массажем и самомассажем.

Гигиеническая гимнастика рекомендуется для всех возрастных

групп детей.

Гимнастика со спортивной направленностью имеет целью повыше­ние общей физической подготовленности человека. В работе с детьми дошкольного возраста можно применять только ее элементы.

Художественная гимнастика включает в себя упражнения со спортивной направленностью. Это могут быть упражнения без пред­метов или с предметами, а также упражнения с неопорными прыж­ками. Отличительной особенностью художественной гимнастики яв­ляется связь с музыкой и элементами танца, эмоциональная выра­зительность движений, их красота и грациозность, что в значитель­ной мере способствует эстетическому воспитанию. Задача педагога состоит в том, чтобы упражнения художественной гимнастигаг ста­ли доступными детям, а их движения гармоничными, естественны­ми и грациозными. Сочетание движения и музыки, танцевальный характер упражнений придают им яркую динамическую структуру. Для художественной гимнастики характерны упражнения в рав­новесии, повороты, танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков, эле­менты народного танца, упражнения с предметами (мяч, обруч, лен­ты, скакалки, булавы, флажки и т.д.). Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений. Они выполняются с разнообразной скоростью и различным напряжением мышц.

В художественной гимнастике широко используется художе­ственное движение — система физических упражнений пре­имущественно танцевального характера, отличающихся ритмич­ностью, пластичностью, выразительностью, утонченностью дви­жений. Они органично связаны с музыкой, развивают способность к импровизации. В художественное движение включаются шаги, повороты, вращения, прыжки; при этом создаются композиции, сочетающиеся с определенной музыкой. В дошкольных учреждени­ях можно использовать доступные элементы художественного дви­жения при проведении разных форм организации двигательной

деятельности.

К спортивным видам гимнастики относится акробатика (от греч. — «подымающийся вверх»). В дошкольных учреждениях исполь-

144

зуются отдельные элементы акробатики, в основном это подводя­щие к акробатическим упражнениям движения, которые подготав­ливают ребенка к выполнению упражнений в школьном возрасте.

Особого внимания педагога требует выполнение упражнений на растяжку и кувырков. Ряд исследователей подчеркивают необ­ходимость осторожного подхода педагогов к обучению ребенка ку­выркам (М. Н. Поняев, О. Сытель и др.). Многие специалисты в об­ласти физического воспитания ребенка рекомендуют в целях охра­ны позвоночника, особенно шейных его отделов, надевать ребен­ку шейный воротник (Т.Доман, Д.Доман, Б.Хаги и др.) или сте­лить мягкий коврик (И.Борисова).

В раннем возрасте акробатические движения выполняются вме­сте со взрослыми (мамой, папой, воспитателем). К акробатичес­ким видам упражнений относятся упражнения типа: «Стрекоза», «Самолетик», «Ласточка», «Рыбка», «Окошко» и др.

Ритмическая гимнастика представляет собой систему физичес­ких упражнений, выполняемых под музыку. Ритмическая гимнас­тика способствует развитию у детей мышечной свободы, вырази­тельности, красоты, грациозности, ритмичности движений. Она развивает музыкальность, формирует чувство ритма.

Ритмическая гимнастика в дошкольных учреждениях включается в разные формы двигательной деятельности: в утреннюю гимнасти­ку, в вводную часть физкультурных занятий или как ритмические блоки в основную их часть и другие виды деятельности.

Прикладная гимнастика. К прикладной гимнастике относится лечебная гимнастика, или лечебная физкультура, направлен­ная на восстановление здоровья. Она используется для улучшения состояния нервной системы, повышения тонуса организма, сня­тия отрицательных эмоций, улучшения телосложения, исправле­ния осанки.

2.4.3. ОСНОВНАЯ ГИМНАСТИКА В СИСТЕМЕ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание основной гимнастики составляют основные дви­жения, общеразвивающие и строевые упражнения.

Основные движения

Основные движения — это жизненно необходимые для ребенка Движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: пол­зание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.

145


Формирование основных движений — одна из важнейших про­блем теории и практики физической культуры. Ее изучение неот­делимо от всей проблематики развития произвольных движений в онтогенезе человека. Сопровождая ребенка с раннего детства, ос­новные движения естественны и содействуют оздоровлению орга­низма, а также всестороннему совершенствованию его личности. Методологическая основа научного изучения основных движе­ний заложена в фундаментальных физиологических исследовани­ях, проведенных И.М.Сеченовым, И.П.Павловым, А.А.Ухтом­ским, В.М.Бехтеревым, Л.А.Орбели, а также их учениками и по­следователями.

Они положили начало обоснованию закономерностей в разви­тии моторики ребенка, выявлению роли произвольных движений в психической регуляции поведения человека. В их исследованиях показана рефлекторная природа двигательных актов, вскрыты их своеобразие и многоплановость, определена интегрирующая роль мозга в управлении двигательными действиями, подчеркнута роль осознанности и упражняемости двигательных функций с точки зрения физиологического механизма построения движений. Осо­бое внимание в этом процессе уделяется координационным спо­собностям ребенка в овладении двигательными умениями и навы­ками, а также психологическим основам управления движения­ми, в которых приоритетная роль отводится слову.

В последующих исследованиях сформулирован важный вывод о том, что физический рост и нервно-психическое развитие ребен­ка взаимообусловлены и направляются поведением, которое пре­имущественно складывается из многообразия двигательных актов. В понимании сущности основных движений, их значения, за­кономерностей развития важная роль принадлежит положениям о психофизическом единстве человеческой природы.

Рассматривая целостный двигательный акт как сенсомоторное единство, следует подчеркнуть, что развитие основных движений должно производиться не ради приобретения двигательных навы­ков, а для формирования умения использовать их в повседневной практической деятельности, производя при этом наименьшие фи­зические и нервно-психические затраты. Конечная цель формиро­вания навыков основных движений состоит в том, чтобы научить каждого ребенка: 1) сознательно управлять своими движениями; 2) самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуа­ции, выбирая наиболее эффективный способ реализации двига­тельного поведения применительно к конкретным условиям взаи­модействия с окружающими; 3) понимать особенности каждого вида основных движений, преимущество их использования; 4) навыкам точных мышечных ощущений правильного выполне-

146

Кия движения, творческому использованию этих движений в по­вседневной жизни. Решение поставленных задач возможно только ■дагодаря упражнениям в основных движениях в условиях двига-■тельной активности самого ребенка, а также в процессе организо­ванного обучения.

Рассматривая роль движений в общем развитии ребенка-до­школьника, Е.А.Аркин писал: «...двигательная деятельность в те­чение не только первых лет, но всего дошкольного периода зани­мает одно из первых мест как в области физической жизни, так и в области духовных переживаний ребенка. При помощи движений... ребенок знакомится с окружающим миром. ...Именно движения впервые знакомят ребенка с самим собою, открывают ему части его собственного тела; ...при помощи движений он научается вы­делять свое "Я"...» [45, с.55]. Формирующееся при этом самосо­знание позволяет ребенку лучше понять свой организм, прочув­ствовать выполняемые двигательные действия, полнее реализовать намерения двигательного поведения в различных видах детской деятельности с помощью адекватно выбранных средств.

По мнению П.Ф.Лесгафта, основные движения развивают «ки­нестетические ощущения, которыми ребенок постепенно науча­ется владеть и руководствоваться при всех своих действиях» [46, с.41]. Каждый двигательный акт сопровождается кинестетически­ми ощущениями, уточняющими представления ребенка о его вы­полнении. В то же время они содействуют точному восприятию и осознанному воспроизведению двигательных действий в ходе его двигательной активности.

Установлено, что формирование комплексной чувствительно­сти организма детей (кинестетических ощущений) происходит в результате направленной двигательной деятельности ребенка. Оно включает в себя восприятие движений, кожно-мышечную чувстви­тельность, представление движений, работу дистантных анализа­торов (зрения, слуха). Имея двоякую направленность, кинестети­ческие ощущения, с одной стороны, сами развиваются в процес­се основных движений. А с другой стороны, — более высокий уро­вень развития кинестетических ощущений позволяет совершенство­вать качество движений за счет дифференцированного контроля за ходом его выполнения и производить срочную коррекцию по итогам анализа поступающей информации.

Упражнения в основных движениях повышают тонус коры го­ловного мозга, оказывая влияние на его функциональные возмож­ности. Так, установлено, что в скелетной мускулатуре находятся пРоприорецепторы, стимулирующие импульсы, идущие в кору го­ловного мозга. Они несут информацию о производимых мышеч­ных усилиях организма: натяжении мышц, связок, сухожилий.

147


Поступающие данные анализируются, и на их основе вырабатыва­ется ответная реакция, опосредованно активизирующая и коррек­тирующая работающие мышцы. Этот процесс имеет замкнутую кольцевую систему реагирования, что обеспечивает его непрерыв­ность и стабильность.

Указывая на важность эстетического развития ребенка при вы­полнении основных движений, следует отметить, что в психоло­го-педагогической литературе подчеркивается, что стремление к «красоте тела, к красоте движений, к красоте и выразительности в проявлении чувств» в ходе выполнения движений должно быть естественными и постоянными, составлять сущность любой дви­гательной активности (В.В.Гориневский).

В процессе выполнения движения активизируется мыслитель­ная деятельность как необходимое условие овладения саморегу­ляцией движения. Анализируя и сопоставляя результаты движе­ний, ребенок, сначала под руководством педагога, а затем и са­мостоятельно, способен делать простейшие обобщения, выделять наиболее эффективные способы выполнения, осознанно их применять с учетом конкретных условий. При правильной орга­низации обучения движению старшие дошкольники способны оценивать как свои собственные достижения, так и достижения своих товарищей. В основных движениях развиваются и волевые усилия.

Е.А.Аркин отмечал, что под воздействием упражнений в ос­новных движениях совершенствуется не только строение тела, функциональные возможности организма, но и изменяется харак­тер ребенка. Свободные, раскрепощенные движения порождают свободу личности, воспитывают смелость и решительность, рас­кованность и активность поведения, доброжелательные отноше­ния со сверстниками. Правильно организованные основные дви­жения укрепляют как тело, так и душу ребенка, научают владеть собственным поведением, эмоциями, чувствами, что, по мнению Е.А.Аркина, является одним из высших проявлений воли.

В исследовании А.И.Быковой показано, что развитие произ­вольных движений у детей дошкольного возраста должно иметь преимущественно воспитательную направленность, с учетом за­кономерностей формирования важнейших качеств личности и по­ложительных черт характера. Отмечается, что дети значительно бы­стрее и лучше овладевают двигательным умением, если попутно воздействовать на развитие у них ловкости, смелости, активно­сти, если воспитать в детях волю, более устойчивое внимание, уверенность в своих силах [47, с. 156].

Основные движения требуют понимания ребенком сущности выполняемых двигательных действий, умения выполнять их пра-

148

рильно и осознанно. Они повышают функциональные возмож­ности организма; развивают познавательные, волевые, эстети­ческие, нравственные качества личности; способствуют позна­нию собственного тела; обеспечивают ориентировку в простран­стве и во времени, осуществление целенаправленной деятель­ности в соответствии с окружающими условиями. Выполнение основных движений гармонизирует отношения с окружающим миром, является ступенью в познании и формировании двига­тельной культуры.

Основные движения делятся на циклические и ациклические.

Циклическими называются движения, в которых наблюдается повторяемость одних и тех же фаз в строгой последовательности. К циклическим движениям относятся различные локомбции, в том числе ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде и т. п. Отли­чительной чертой циклических движений является их быстрая усвояемость и способность автоматизироваться. Автоматизация дви­гательной деятельности характеризуется тем, что при выполнении привычных, повторяющихся действий человек заранее не обду­мывает каждый их элемент, мельчайшие детали, — мысли челове­ка в это время могут быть заняты чем-либо другим.

И. П. Павлов писал, что при автоматической деятельности воз­буждение некоторых участков коры больших полушарий головно­го мозга, ответственных за регуляцию выполняемых движений, понижено. Их функцию при этом выполняют ранее выработанные рефлексы, стереотипно возникающие при наличии соответствую­щих раздражителей [24, кн. 1, с. 248].

Последовательность циклов, связанная с чередованием движе-

§ий и соответствующими мышечными ощущениями при повторе-ии их, вырабатывает ритм данного движения.

Движения ациклического типа не имеют повторных циклов. Та­кие движения заключают в себе строгую последовательность дви­гательных фаз, имеют определенный ритм выполнения отдельных фаз. К ациклическим движениям относят метание, прыжки. Они характеризуются сложной координацией движений, сосредоточен­ностью и волевым усилием.

Основные движения формируются постепенно с первых меся­цев жизни ребенка. Последовательность их построения характери­зуется выдвинутым Н.А.Бернштейном положением о том, что про­цесс развития последовательности основных движений повторяет путь, которым прошло человечество в ходе эволюции.

Построение движений направлено на то, чтобы каждое пред­шествующее основное движение подготавливало кору больших по­лушарий головного мозга и опорно-двигательный аппарат к воз­никновению последующего.

149


Одними из первых основных движений у ребенка являются схва­тывание, хватание, бросание, позднее перерастающие в различ-ньте манипуляции с мячом, метанием и ловлей. Манипуляции с погремушкой, мячом в значительной степени влияют на развитие психики, моторики ребенка.

А. В. Запорожец писал, что особое значение для развития пси­хики ребенка имеет овладение движениями рук — от самых при­митивных и до наиболее сложных, так как именно руки реализуют намерения человека. Трудясь или просто манипулируя, он приоб­ретает, проверяет и уточняет свои знания о мире. Движения и вы­зываемые ими ощущения представляют для ребенка большую цен­ность, и сами по себе являются для него, по свидетельству многих специалистов, непрерывным источником радости, особенно на ранних ступенях онтогенеза, причем развитие кисти руки в этом процессе чрезвычайно важно для нормальной его психической де­ятельности. Появление комплекса оживления является первым яс­ным свидетельством общения ребенка со взрослым. На этой осно­ве в дальнейшем формируются хватательные движения рук, речь и эмоциональные реакции. Настоящая реакция хватания впервые проявляется лишь в 4—5 месяцев. Многие авторы, исследующие эту проблему, характеризуют хватание как сенсомоторную, а не предметную реакцию.

Развитие движений рук чрезвычайно важно для общего психи­ческого развития ребенка, так как позволяет ему перейти от чисто созерцательного, зрительного восприятия мира к активному, дей­ственному и потому неизмеримо более полному и точному его познанию. Движение пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие.

Известно, что у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки. Если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который впоследствии позволит выполнять движения сознательно.

Упражнения в бросании, метании

Мяч — первая детская игрушка — еще до того, как ребенок научится сидеть. В мяче ребенок находит общее выражение всякого предмета, а равно и самого себя как целого и замкнутого в себе единства. Он выбирает мяч как средство для своего развития. Ребе­нок стремится охватить нечто целое, а не довольствоваться одной только частью целого. Ребенка в этом стремлении удовлетворяет мяч. Он приспособлен носить в себе изображение всего и в то же

150

время отдельных предметов (например, яблока). Все, в чем нужда­ется ребенок в жизни и деятельности, дает мяч, так как мяч, буду­чи замкнутым в себе целым, является заместителем, общим выра­жением всякого другого целого; ребенок видит в нем самого себя, может сделать из него целое, наделить его своим собственным об­разом.

Каждая рука ребенка устроена так, чтобы обнять мяч. Необхо­димо давать малютке мячик с самого рождения для того, чтобы он обхватил его, изучил округлую форму и научился владеть им. Ма­нипулируя мячом, он укрепляет мускулы пальцев, кисти рук. Мяч сначала для ребенка един с рукой. Необходимо вначале, чтобы мяч был привязан за веревку и мать должна отнимать его у дитя, а ребенок при этом будет поднимать руки; затем мать отпустит шну­рок, и рука ребенка под силой тяжести упадет вниз. У ребенка появится желание проявить силу, что принесет ему удовольствие. В этом заключается начало игры с помощью мяча. Из этой игры вытекает другая: мяч, выскользнув из рук ребенка, начинает ка­чаться перед его глазами, и зарождается новое чувство — чувство восприятия предмета. Чувство единения и разъединения ребенок испытывает вне себя, он понимает сущность единичного суще­ствования предмета. Когда мать прячет мяч, у ребенка развивается представление обратного появления предмета, обратного овладе­ния предметом. Здесь развиваются три крупных вида восприятия: предмета, пространства и времени (настоящего, прошедшего и будущего). Мяч, таким образом, воздействует не только на его тело, но и на психику.

Простейшие манипуляции с мячом ребенка преддошкольного возраста перерастают в овладение им метанием.

Метание — движение ациклического типа. Оно оказывает огромное физиологическое воздействие на организм ребенка: ме­тание способствует развитию мозга, глазомера, равновесия. По дан­ным психолого-педагогических исследований, манипуляции с мя­чом оказывают благотворное воздействие на центральную нервную систему, снимают мышечные зажимы, переводят деструктивную агрессию в конструктивную. По данным Г. Аммон, если в процессе воспитания подавляется конструктивная агрессия ребенка, обес­печивающая ему возможность освоения и изменения мира, разви­тия творчества и творческой самореализации, гармоничного со­вершенствования, то тогда проявляется деструктивная агрессия. Как Конструктивная, так и деструктивная агрессия предохраняет ре­бенка от психосоматических заболеваний. Социальные последствия этих двух форм поискового поведения совершенно различны.

Анализ особенностей обучения метанию ребенка дошкольного Возраста проводилось многими исследователями (А.И.Басаевой,

151


Е.Н.Вавиловой, Е.Г.Леви-Гориневской, Т.И.Осокиной, З.И.Не­стеровой, Д.В.Хухлаевойидр.). Они показывают, что ребенок про­ходит значительный путь в освоении метания: у ребенка трех лет отсутствует подготовительная фаза, бросок слабый, нередко слу­чайный, направление броска не выдерживается.

По данным Е.Г.Леви-Гориневской, только 10% мальчиков в этом возрасте правильно выполняют метание правой рукой. Де­вочки вовсе не обладают навыками броска. Даже в 4 года умение правильно метать встречается у девочек очень редко.

Возможности бросания и ловли предмета на пятом году жизни повышаются в связи с увеличением силовых качеств, развитием координации движений и глазомера. С развитием силы мышц, в том числе плечевого пояса, растет дальность броска ребенка.

У ребенка 5—6 лет нарастает длина броска вдаль. Количествен­ные результаты мальчиков и девочек, а также результаты броса­ния правой и левой рукой незначительны.

Исследованиями выявлены высокая корреляционная связь между дальностью метания и кистевой динамометрией, а также с други­ми признаками физической подготовленности. У мальчиков наи­более ярко эта связь выражена со скоростно-силовыми характери­стиками. Точность метания в горизонтальную цель с возрастом От четырех до семи лет повышается, но метание в вертикальную цель удается с трудом.

Дифференцировка мышечных усилий повышается у детей с 5 лет под влиянием специальной тренировки и использования зри­тельно-моторного контроля (17—25 тренировок). А.И.Басаева от­мечает наиболее интенсивный прирост точности движений на на­чальном этапе тренировочного процесса. Упражняя ребенка в ме­тании, необходимо уделять внимание точности движений, осо­бенно на начальных этапах разучивания. Точность оценки направ­ления полета снаряда с возрастом повышается.

Под влиянием специальной тренировки растет дальность брос­ка, уменьшается количество грубых ошибок.

Таким образом, исследования свидетельствуют, что под воз­действием систематических упражнений количественные и каче­ственные показатели метания улучшаются.

Метание проводится на дальность и в цель. Обычно первое пред­шествует второму. В метании на дальность основное усилие на­правляется на овладение правильными приемами. Ребенок упраж­няется в силе броска в соответствии с расстоянием.

При метании в цель ребенок сосредоточивает свое внимание на попадании в указанный предмет. Выполнение этого движения тре­бует концентрации внимания, сосредоточенности, целенаправлен­ности, волевого усилия.

152

Ребенка обучают разнообразным способам метания на дальность и в цель: из-за головы, из-за спины через плечо, прямой рукой сверху, прямоГ! рукой сбоку (Д.В.Хухлаева, З.И.Нестерова).

Метанию из-за головы З.И.Нестерова предлагает обучать по описанию, данному Ю. И. Сбрезевым [48, с.48]. Ребенок стоит ли­цом в сторону броска, правая нога сзади на носке; если метание выполняется правой рукой, то мяч держится пальцами так, чтобы он не соприкасался с ладонью. Кисть с мячом находится в согну­той в локтевом суставе руке на уровне лица. Вначале надо перене­сти тяжесть тела на правую ногу, отклонившись назад по возмож­ности больше; одновременно руку с мячом кратчайшим путем от­нести назад за голову. Правая нога в этом положении будет не­сколько согнута в коленном суставе, левая — прямая, в упоре на пятку.

При броске, разгибая правую ногу в коленном суставе, перене­сти центр тяжести (а не массу) вперед на левую ногу. При этом ребенок, прогнувшись в пояснице, переходит в положение «натя­нутого лука». Не задерживаясь в таком положении, он начинает выносить руку вперед для броска. Движение руки должно быть хле­щущим, напоминать удар кнутом. Сначала вперед выдвигается пле­чо, потом предплечье, затем кисть с мячом.

Техника метания из-за спины через плечо правой рукой следу­ющая: исходное положение — правая нога отставляется назад, не­много шире плеч; туловище слегка повернуто в сторону бросаю­щей руки; правая рука полусогнута в локте, находится перед гру­дью; левая рука — вдоль туловища. При замахе туловище поворачи­вается в сторону бросающей руки, отклоняется назад. Тяжесть тела переносится на отведенную назад ногу, правая рука оттянута назад.




153


При броске правая нога выпрямляется, туловище, выпрямля­ясь, поворачивается вперед. В заключительной фазе броска тяжесть тела переносится на ногу, стоящую впереди. Правая нога пристав­ляется к левой. Метание левой рукой проводится по такой же схе­ме (см. рис. 1).