Файл: Степаненкова Э. Я.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 469

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

необходимо осуществлять с учетом выработанных стереотипов, раз­вивая у него потребность сознательно реагировать на окружающее.

По мере развития нервной системы у ребенка появляются ста­тические и динамические функции равновесия. Возникновение и упрочение этих функций зависит и определяется как внешними, так и внутренними факторами. По утверждению И.М.Сеченова, все произвольные движения у ребенка формируются под влияни­ем социальных условий. Как дитя природы ребенок не нуждается даже в прямохождении. Лишь как социальное существо он начина­ет выполнять жизненно важные движения, которые совершенству­ются в процессе воспитания и обучения.

На становление навыков движения огромное влияние оказыва­ет состояние органов чувств, с помощью которых воспринимается окружающая среда. Следует отметить, что к моменту рождения орга­ны чувств ребенка развиты больше, чем движения.

В исследованиях М.Ю.Кистяковской выявилась определенная последовательность образования связей между двигательным и дру­гими анализаторами. Длительное развитие двигательного анализа­тора у ребенка влияет на становление двигательных функций, ко­торые развиваются на базе дистантных рецепторов, способных вос­принимать раздражители на расстоянии. Это прежде всего системы зрения, слуха и другие анализаторные системы.

Уже на втором месяце жизни устанавливается связь между ки­нетическим и вестибулярным аппаратом. Это проявляется в под­нимании и удерживании головы при разных положениях ребенка: на животе, на спине, в вертикальном положении. В этом же возра­сте возможно образование связи между кинестетическим анализа­тором и слизистой оболочкой губ, ротовой полостью, кожей рук. Это проявляется в сосании пальцев, направлении рук ко рту. Поз­же устанавливаются связи между двигательным анализатором, что выражается у младенца в поднимании руки над лицом и ее рас­сматривании. В возрасте 3,5 — 5 месяцев у малыша появляются бо­лее сложные зрительно-кинетические связи: он направляет руки к подвешенному над кроваткой предмету (погремушке) и захваты­вает ее.

Образование межрецепторных связей способствует образованию сложных функциональных систем, формированию своеобразной иерархии нервных центров с очень сложными отношениями Co-подчиненности. Многие двигательные акты дублируются на раз­ных уровнях. Это создает высокую надежность осуществления на­выков движения и в то же время способность видоизменять способ действия при внезапно меняющихся условиях.

Л.О.Бадалян, Н.Миронов, изучая физиологию двигательного акта, установили, что самым низким уровнем регуляции движе-

56

ний обладает сегментный аппарат спинного мозга. Клетки каждого сегмента связаны со строго определенной группой мышц и регу­лируют их деятельность. Двигательные нервные клетки постоянно получают информацию от мышечных клеток рецепторов и сухо­жилий. Сегментные аппараты находятся под контролем целой си­стемы двигательных центров головного мозга. Собирая информа­цию от органов чувств всего тела, они решают сложные двига­тельные задачи, требующие участия многих мышечных групп. Од­ной из таких систем является экстрапирамидная система. В ней хранится набор сложнейших двигательных реакций, обеспе­чивающих регуляцию позы, осуществление важных двигательных актов. Хотя у человека экстрапирамидная система редко проявляет себя в «чистом виде», однако она играет существенную роль в об­щей организации моторики. Такие характеристики движений, как плавность, грациозность, ловкость, эмоциональная выразитель­ность во многом зависят от особенностей экстрапирамидной си­стемы. Функции ее отчетливо выражаются в детском возрасте, когда высшие корковые моторные центры еще не окончательно сфор­мированы. По мнению Л.О.Бадаляна и Н.Миронова, именно лю­бовь большинства детей к шумным подвижным играм объясняется особенностью развития экстрапирамидной системы. Дети любят убегать, догонять, прятаться, увертываться; выполнять ритмичес­кие движения, подпрыгивать, прихлопывать, раскачиваться, кру­житься.

К старшему дошкольному возрасту начинает доминировать пирамидная система регуляции моторики. Центры пира­мидной системы формируются в передней центральной извилине головного мозга.

Каждое его полушарие при помощи пирамидной системы свя­зано с противоположной половиной тела. Любопытно утвержде­ние физиологов о том, что если образно представить проекцию тела в передней центральной извилине головного мозга, то полу­чается человек, перевернутый вверх ногами. Примечательна не­пропорциональность этого человека. Кисть и лицо занимают боль-Шее место, чем все остальное тело. Основная функция пирамид­ной системы — регуляция произвольных движений, которые усва­иваются в процессе воспитания и обучения. Благодаря пирамид­ной системе ребенок способен к обучению сложным и точным Движениям; по утверждению Л.О.Бадаляна, эти возможности без­граничны.

Пирамидная система доминирует в той или иной степени в мо­торике каждого ребенка. Ее ведущая роль формируется постепенно. Чем меньше ребенок, тем слабее у него организована произволь­ная моторика. Мысль и ее двигательное воплощение недостаточно

57


связаны В процессе моторного развития ребенка многие двигатель­ные навыки настолько автоматизируются, что нет необходимости вспоминать каждый раз о способах того или иного действия. Спо­собность к автоматизму движений дает множество преимуществ: сознание разгружается от излишней работы, целенаправленная де­ятельность становится более рациональной и имеет большие воз­можности для скорейшего достижения результатов. Готовые фор­мулы движения, запас их фиксируются в основном в теменных долях коры больших полушарий головного мозга. Способность за­поминать движение в целом и использовать его в случае необходи­мости получила название праксиса. Центр праксиса в теменной доле тесно связан с корковым отделом пирамидной системы, а также с ядрами пирамидной системы.

Важнейшим участком двигательной регуляции является моз­жечок Он как и вестибулярный аппарат, тесно связан с экстра­пирамидной и пирамидной системами и обеспечивает координа­цию движений и поддержание равновесия тела. От мозжечка за­висят такие характеристики движения, как точность, соразмер­ность мышечного усилия двигательной задаче, твердость поход­ки способность быстро перераспределять напряженность отдель­ных мышц. Мозжечок обеспечивает координацию как автомати­ческих так и произвольных движений. Его развитие накладывает отпечаток на целый ряд индивидуальных различий человеческой

МОТ3°аРпериод детства происходит сложнейший процесс формиро­вания нервной системы. Он многогранен и характеризуется преоб­ладанием процесса возбуждения над торможением.

Для формирования двигательного стереотипа требуется опре­деленная повторяемость и последовательность применения раздра­жителей Таковыми являются физические упражнения, которые под­бираются соответственно возрасту и проводятся в определенной

СИСНачиная с первого года жизни ребенка необходимо создавать условия для формирования у него произвольных движении, дви­гательных функций как при организации занятий, так и в свобод­ной двигательной деятельности. Под воздействием физических уп­ражнений и подвижных игр происходит становление и тренировка центральной нервной системы, психическое и моторное развитие пебенка Именно на первом году появляются первые основные жизненно важные движения: развитие кисти руки и, как след­ствие, функций схватывания, бросания, захватывания; к 6-/ ме­сяцам ребенок начинает ползать.

На втором году жизни ребенок овладевает ходьбой, а к кониу его начинает бегать.

58

На втором и третьем году под воздействием воспитания и обу­чения у ребенка качественно совершенствуются навыки бросания, ловли, ползания, лазания.

На третьем году жизни появляются подготовительные к прыж­кам движения, к концу этого возраста ребенок овладевает прыж­ками с движением вперед. К трем годам он не только овладевает почти всеми основными движениями, но и начинает применять их в повседневной жизни.

2.1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения услов­ные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физи­ческая подготовленность, совершенствуются психофизические ка­чества1.

Таким образом, понимание особенностей развития нервной системы ребенка позволяет педагогам посредством упражнений и подвижных игр укреплять и совершенствовать его нервную си­стему.

За период раннего и дошкольного детства непрерывно изменя­ются показатели физического развития: роста, массы тела, окруж­ности головы, грудной клетки.

За первый год жизни рост ребенка увеличивается примерно на 25 см. К 5 годам он удваивается по сравнению с первоначальным.

Масса тела ребенка на первом году жизни утраивается по срав­нению с массой при рождении. После года отмечаются прибавки на каждом году жизни по 2—2,5 кг. К 6—7 годам она удваивается по сравнению с показателями годовалого ребенка.

Окружность грудной клетки при рождении — 32—34 см. В тече­ние первых 3—4 месяцев жизни она увеличивается на 2,5—3 см в месяц, затем прирост ее_ снижается. В конце года она составляет около 0,4—0,5 см в месяц, за первый год окружность грудной клетки Увеличивается на 12—15 см. Примерно так же происходит увеличе­ние грудной клетки за весь остальной период дошкольного дет­ства.

Величина окружности грудной клетки зависит от упитанности, физического развития и подготовленности ребенка.

Окружность головы при рождении ребенка примерно 34—35 см. В первые 9 месяцев она увеличивается на 3—3,5 см в квартал.

1 Таблицу возрастной динамики физической подготовленности см. в прило­жении.

59


В дальнейшем ее рост резко замедляется, возрастая в течение 2— 3 года жизни на 1—1,5 см в год. Изменение окружности головы в раннем возрасте определяется увеличением массы головного моз­га. Под воздействием физических упражнений улучшается не толь­ко физическое развитие ребенка, его телосложение, но и развитие и совершенствование массы головного мозга.

Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко под­даются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений, мебели, одежды и обуви в соот­ветствии с функциональными и возрастными возможностями ре­бенка.

Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2— 3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие по­звоночника играет жизненно важную роль и влияет на формиро­вание правильной осанки, техники движений, состояние внут­ренних органов, дыхательную и нервную системы. S-образный из­гиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений.

В дошкольном детстве происходит формирование свода сто­пы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продол­жается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Важно также подобрать ребенку соответствующую обувь.

Развитие костной системы скелета тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий, связочно-суставного аппарата.

Мышечная система у ребенка раннего возраста развита недоста­точно, мышечная масса у него составляет около 25 % массы тела. По мере развития движений ребенка увеличиваются масса и со­кратительная способность мышечной ткани. Под воздействием фи­зических упражнений происходит увеличение силы мышц.

В младшем возрасте у ребенка мышцы-сгибатели развиты боль­ше, чем разгибатели, поэтому часто его движения и осанка быва­ют неправильными: сутулая спина, опущенная голова, сведенные плечи и т.д. К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличиваются сила и работо­способность мышц. Сила мышц увеличивается с 3,5—4 кг в млад­шем дошкольном возрасте (3 — 4 года) до 13 — 15 кг к 7 годам. С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается становая сила — сила мышц туловища.

60

Она увеличивается к 7 годам до 32—34 кг по сравнению с 15—17 кг Б 3—4 года.

Статическое состояние мышц называется мышечным то­ну с о м. В первые месяцы жизни у ребенка преобладает тонус мышц-сгибателей над разгибателями. В раннем возрасте мышечный тонус уменьшается под воздействием гимнастики и массажа.

Мышечный тонус в дошкольном возрасте имеет большое зна­чение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создает естественный «мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Это является ре­зультатом как регуляторного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физичес­ких упражнений.

В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпе­вает морфологические и функциональные изменения. Масса серд­ца увеличивается с 70,8 г у 3—4-летнего до 92,3 г — у б—7-летнего. Увеличивается сила сердечных сокращений, повышается работо­способность сердца.

С возрастом поднимается артериальное давление: на первом году жизни оно составляет 80/55 — 85/60 мм рт.ст., а в возрасте 3—7 лет оно уже в пределах 80/50—110/70 мм рт.ст.

По мере развития ребенка уменьшается частота дыхания: к концу первого года жизни она равна 30—35 в минуту, к концу третьего — 25—30, а в 4—7 лет — 22—26. У ребенка нарастают глубина дыха­ния и легочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении дви­гательных возможностей детей. В процессе развития у ребенка уве­личиваются морфологические и функциональные возможности: по­вышается тренированность мышц, работоспособность, совершен­ствование организма.

В процессе возрастного развития ребенка установлены крити­ческие этапы совокупности морфологических и функциональных особенностей, отличных от смежных возрастов.

Исследования показали, что с 3 до 7 лет выделяются третий, пятый и седьмой год жизни. В этот период происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. Возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интен­сивностью и гармоничностью физического и умственного раз­вития.

Таким образом, познание особенностей психофизического раз­вития, формирования двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности пра­вильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культу-Pbi. Важную роль здесь, об этом нельзя забывать, играют воспита­ние и обучение.

61


2.1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Принятый в Российской Федерации Закон «Об образовании» предоставил дошкольным учреждениям право выбора программ, по которым они осуществляют физическую подготовку ребенка. Каждое учреждение вправе самостоятельно разрабатывать страте­гию и тактику построения работы по физическому воспитанию, ориентированные модели воспитания и физической культуры; обес­печивать условия для развития движений, активности, самостоя­тельности и творчества ребенка.

Предлагаем некоторые программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Авторским коллективом преподавателей РГПУ им. А. И. Герце­на разработана программа «Детство». В ней условно выделено че­тыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В нем определены ос­новы гигиенической и двигательной культуры.

В программе воспитания двигательной культуры перечислены физические упражнения для каждой возрастной группы, их со­держание: построение и перестроение, ходьба, бег, прыжки, бро­сание и ловля, метание, ползание, лазание, равновесие, катание на санках, лыжах, велосипеде, плавание. Даны характеристики и уровни физического развития детей.

В программе «Радуга» подчеркивается важность внимания педа­гогов к физической культуре. От обучения детей физической куль­туре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитывает потреб­ность и любовь к движению, формирует знания и умения, направ­ленные на творческое использование двигательного опыта, фор­мирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя1.

Значительное внимание в программе отводится физическим уп­ражнениям как средству физического воспитания. Им отводится профилактическая, реабилитационная, лечебная и развивающая роль. Программа предлагает примерный перечень физических уп­ражнений, подобранных с учетом возрастных возможностей детей.

1 Авторский коллектив программы «Радуга» — сотрудники лаборатории до­школьного воспитания Института общего образования Министерства образова­ния Российской Федерации под руководством кандидата педагогических наук Т.Н.Дороновой.

62

Особое внимание уделяется оптимизации двигательной активно­сти. Разнообразное содержание программы не сковывает инициа­тивы и творчества педагога.

Программа «Истоки». Это базисная программа, ее роль — разно­стороннее развитие ребенка, формирование универсальных, в том числе творческих способностей. Она предусматривает обогащение, амплификацию детского развития, взаимосвязь всех его сторон. На­звание «Истоки» отражает уникальное значение детства, когда за­кладываются основы всего будущего развития человека. В программе подчеркнута связь ребенка со взрослым, который передает ему ос­новы общечеловеческой культуры. Только в тесном сотрудниче­стве взрослого и ребенка возможно, по мнению авторов этой про­граммы, ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка1.

В программе выделен раздел «Здоровье», который раскрывает современные представления о здоровье ребенка как сохранении и укреплении жизнеспособности организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается как одно из условий, определяющих возможность полноценного фи­зического и психического развития ребенка, и как результат про­цесса нормального хода его развития [21, с.З].

Программа включает два блока: базис и вариант его реализа­ции. Базисную характеристику составляет личность ребенка, его не­повторимая индивидуальность. Выделены следующие компоненты:

  1. Характеристики возрастных возможностей психического раз­вития ребенка и его личности.

  1. Задачи развития.

  2. Показатели развития.

  1. Базисные характеристики личности: компетентность, креа­тивность (творчество) и инициативность, произвольность, само­стоятельность, ответственность, безопасность и свобода поведения, самосознание личности и способность к самооценке [21, с. 5—6].

Каждый возрастной период имеет свое содержание. Структура программы и ее содержание ориентированы на возрастные перио­ды — раннее детство: младенчество (возраст от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольное детство: младший Дошкольный возраст (3—5 лет), старший дошкольный возраст (5— 7 лет). В каждом возрастном периоде дана характеристика возраст­ных возможностей, средние показатели физического развития, ми­нимальные показатели физического развития.

В программе «Истоки» раскрывается содержание и условия пе­дагогической работы с детьми каждого возраста, в ней представ-

1 Авторский коллектив программы «Истоки» — Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца (Москва).

63


лены упражнения общеразвивающего воздействия, упражнения в основных движениях, подвижные игры и игровые упражнения, спортивные игры, ритмические движения, упражнения в постро­ении и перестроении, в перемещении со скольжением с техни­ческими средствами, упражнения для освоения движений в вод­ной среде, а также приводится примерный двигательный режим. Создание многочисленных программ физического воспитания раскрепощает педагога, создает условия для выбора программного содержания. Наличие альтернативных программ создает условия для определения путей подготовки ребенка к обучению в школе, готовит его к жизни. Педагог получает право выбора, чему учить ребенка, но не менее важным является и вопрос методики, т.е. как формировать двигательную культуру, развивать двигательные спо­собности ребенка.

Контрольные вопросы и задания

  1. Каковы особенности нервной системы ребенка?

  2. Что выполняет роль «биологического каркаса» в развитии личности ребенка?

  3. Назовите особенности физического развития детей от рождения до

7 лет.

  1. Перечислите критические периоды психофизического развития ре­бенка.

  2. Охарактеризуйте особенности программ: «Детство», «Радуга», «Ис­токи».

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30