Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………..................................2
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
-
История развития дистанционного обучения……………………………3 -
Виды и типы дистанционного обучения…………………………………4-5 -
Средства дистанционного обучения……………………….…..................6
ГЛАВА 2 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Принципы дистанционного обучения……………………………………7
2.2 Показатели эффективности и перспективы дистанционного обучения…………………………………………………………………...…..8-10
2.3 Системы и сервисы дистанционного обучения. Их плюсы и минусы…………………………………………………………………...........11-16
Заключение…………………………………………………………………….17
Список литературы и дополнительных источников………………………..18
Введение
Одним из перспективных и инновационных способов получения образования в наше время является обучение дистанционно, с помощью возможностей, которые предоставляет Интернет. Дистанционная форма обучения все увереннее заявляет о себе, особенно в высшем образовании. Давно просчитано, что экономически это более выгодная форма обучения по сравнению с очной формой. Это и более демократичная форма обучения, поскольку любой человек при сравнительно небольших материальных затратах может получить профессию, повысить квалификацию, переориентироваться в профессиональной деятельности, дополнить свое образование новыми областями знаний и т.д.
История развития дистанционного обучения
Начальный этап развития дистанционного образования наметился в середине 19 века в Европейских странах. В частности, активное участие принимало Соединенное Королевство и Лондонский Университет. Основоположником дистанционного обучения считается Исаак Питман. В 1840 году он начал обучать студентов стенографии в Объединенном Королевстве. Тогда это делалось с помощью отправки писем по почте. Именно этот год считается годом создания первого образовательного курса для дистанционного обучения. В 1836 году в Объединенном Королевстве был основан Лондонский Университет. Он позволял студентам из других городов сдавать экзамены, при условии, что они учились в аккредитованных высших учебных заведениях. Таким образом, Университет давал возможность получить высшее образование на расстоянии. Это направление оказалось востребованным и быстро обрело популярность. Поэтому в 1858 году возможность сдавать экзамены была предоставлена студентам из других стран. При этом, было неважно в каком учебном заведении они получали образование. Этот опыт обучения стали перенимать другие учебные заведения. Стали создаваться колледжи, которые осуществляли обучение по почте, в соответствии с программой университетов. За довольно короткий срок система дистанционного обучения распространилась по множеству стран. В том числе сюда входила возможность обучения для школ и технических училищ.
В нашей стране дистанционное обучение стало развиваться в 1917 году, после революции. В Советском Союзе появилась система образования, которая основывалась на консультациях. Эта модель подразумевала заочное обучение, когда преподаватель и студент не видели друг друга. Эта система предлагала курсы на самых разных уровнях. В 60е годы в СССР было открыто 11 заочных университетов, а так же факультеты заочного образования. В 2005 году Россия смогла выйти на международный уровень в сфере программ дистанционного образования.
На последующем протяжении дистанционное образование активно развивалось и в настоящее время стало неотъемлемой частью образовательных программ в большинстве учебных заведений. В нашей стране разработано много образовательных систем, которые работают в соответствии с международными стандартами. В частности, большую популярность обрели учебные порталы, видеоконференции, тестирование через Интернет.
Виды и типы дистанционного обучения
Для обеспечения учебного процесса могут быть задействованы самые различные виды дистанционного образования:
· видеоконференции (обмен видеоизображением, которое сопровождает звук); аудиоконференции (обмен звуковой информацией на цифровых и аналоговых средствах связи);
· компьютерные телеконференции;
· видеолекции;
· занятия в чате;
· веб-уроки;
· радиосвязь;
· телевизионные каналы.
Виды дистанционного обучения могут использоваться как по отдельности, так и комплексно в зависимости от оснащенности образовательного учреждения техническими средствами и специфики программы.
Анализ особенностей дистанционного обучения позволяет выделить, по крайней мере, пять типов дистанционного обучения, отличающихся между собой по степени дистанционности, индивидуализации и продуктивности.
1 тип: «Школа-Интернет». Дистанционное обучение решает задачи обучения в традиционной школе. Ученики вместе с учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, иногда - с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях.
2 тип: «Школа-Интернет-Школа». Дистанционное обучение дополняет очное обучение и влияет на него более интенсивно. Оно охватывает учеников и педагогов двух и более очных школ, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвуют в общих дистанционных образовательных проектах.
3 тип: «Ученик-Интернет-Учитель». Дистанционное обучение частично заменяет очное. Ученики учатся в обычной школе, но кроме реaльных, живых педагогов с ними эпизодически или непрерывно работает удaленный от них «виртуaльный» учитель. Занятия проводятся с помощью электронной почты, чатов, веб-ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз… Формы занятий – дистанционные курсы, семинары, консультации.
4 тип: «Ученик-Интернет-Центр». Дистанционное обучение сопоставимо с очным обучением. Дистанционное обучение служит в данном случае средством индивидуализации образования. Задача телекоммуникационных технологий – усилить личностную ориентацию обучения, предоставить ученикам выбор в формах, темпах и уровне их общеобразовательной подготовки. Не всегда обычная школа готова предложить своим ученикам такие возможности. И тогда ученики (один или несколько), необязательно из одной школы, обучаются в дистанционном центре, имеющем дополнительные возможности для раскрытия творческого потенциала учеников и учета их индивидуальных особенностей. Дистанционное обучение выступает в качестве основного или сопоставимого по объему с невиртуaльным.
5 тип: «Ученик-Интернет». Ученик обучается не в одной очной или дистанционной школе, а сразу в нескольких. Комплексная образовательная программа ученика составляется таким образом, что разные образовательные предметы изучаются им в различных учреждениях или у разных педагогов. Координирующую роль в этом случае играют обычное или дистанционное учебное заведение, родители ученика. Дистанционное обучение этого типа назовем распределенным. Оно позволяет гибко учитывать личностные особенности и цели ученика, выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию в каждой образовательной области или учебном предмете. Школа в этом случае приближается к индивидуальным потребностям каждого ученика и трансформируется в персональный образовательный центр, включающий индивидуальные настройки, собственную обновляемую базу данных по основным и дополнительным учебным дисциплинам, интерактивные образовательные программы, связанные с образовательными ресурсами сети Интернет.
Средства дистанционного обучения
В образовательном процессе ДО используются как традиционные, так и инновационные средства обучения, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций и прочих новых информационных технологий:
· 1. Учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);
· 2. Сетевые учебно-методические пособия;
· 3. Компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;
· 4. Аудио учебно-информационные материалы;
· 5. Видео учебно-информационные материалы;
· 6. Лабораторные дистанционные практикумы;
· 7. Тренажеры с удаленным доступом;
· 8. Базы данных и знаний с удаленным доступом;
· 9. Электронные библиотеки с удаленным доступом;
· 10. Средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС);
· 11. Средства обучения на основе геоинформационных систем (ГИС);
· 12. Средства обучения на основе виртуальной реальности (ВР);
Принципы дистанционного обучения
Дистанционное обучение имеет ряд принципов, которые являются характерными именно для этой формы обучения:
• Принцип интерактивности. Данный принцип основан на том, что в процессе обучения ученики (студенты) и педагоги между собой общаются посредством информационных и телекоммуникационных технологий.
• Принцип стартовых знаний. Для того, чтобы процесс дистанционного обучения был эффективным каждый ученик (студент) должен иметь начальный уровень подготовки в плане работы с ПК и работы в Интернете.
• Принцип индивидуализации. Темп учебного процесса, время проведения занятий и т.п. определяется каждым учеником (студентом) самостоятельно, исходя из своих возможностей и потребностей. В процессе освоения учебного материала, возможна корректировка индивидуального плана, по итогам контрольных срезов.
• Принцип идентификации. Данный принцип на сегодняшний день является наиболее актуальным, так как дистанционное обучение предоставляет больше возможностей выполнение заданий другим человеком. Поэтому много сил дистанционного учебного заведения направлено на осуществление контроля самостоятельности обучения учениками (студентами).
• Принцип регламентности обучения. Дистанционное обучение для его оптимизации должно осуществляться на основании строгого регламента времени освоения дисциплин, путем введения графика самостоятельной работы.
• Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Несмотря на то, что процесс дистанционного обучения предполагает использование инновационных технологий и средств, использование их должно быть в рамках разумности и целесообразности.
• Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения. На сегодняшний день дистанционное обучение открыто и доступно практически для всех людей без ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, а также без вступительных испытаний. То есть дистанционное обучение является максимально доступным. Таким образом, дистанционное обучение, основано и реализуется на ряде педагогических принципов, которые в свою очередь связаны между собой и порой проникают один в другой.
Показатели эффективности и перспективы дистанционного обучения
Эффективность дистанционного обучения выражается чаще всего в свободной возможности совмещать обучение с работой. Ведь, как правило, для студента очень важно, чтобы его профессиональная деятельность не прерывалась. Если обучение не занимает слишком много времени, не является слишком трудоёмким, то большинство работающих студентов смогут охарактеризовать его, как эффективное.
В научной литературе нет чётко очерченных критериев эффективности дистанционного обучения, однако, проанализировав некоторые источники, я пришла к выводу, что ими могут быть:
- информативность содержания обучения;
- гибкость обучения;
- технологическое состояние системы обучения;
- адаптивность программ для различных категорий учащихся, например, для людей с особыми потребностями;
- доступность и экономичность обучения;
- конечное качество подготовки специалистов.
Общая оценка эффективности может быть выведена как сумма оценок по перечисленным критериям.
При этом на конечную эффективность обучения влияет ряд факторов: организация процесса обучения по выбранной модели, выбор средств и методов, информационно-коммуникационных технологий, профессионализм преподавателя, эффективность управления обучением.
Взирая на все преимущества, нельзя пренебрегать отрицательными сторонами дистанционного обучения, ведь устранение отдельных недостатков оказывает содействие усовершенствованию системы в целом.
К числу главных недостатков дистанционного обучения можно отнести:
· отсутствие и студентов навыков самостоятельной работы и как результат неэффективное использование времени занятий;