Файл: Графический дизайн до 30-х годов в XX веке. Советский графический дизайн в XX веке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 274

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Графический дизайн 10-30 годы XX века

Глава 1 рассказывает нам о графическом дизайне в целом, показывая, из чего он состоял XX веке, о дизайне как сформировавшемся феномене, который проходит определённые фазы развития.

1.1 Графический дизайн 1910-1920 года

Так что же такое дизайн – это художественное конструирование эстетических свойств промышленных изделий. Дизайнер по своей профессии не является в первую очередь художником, он – творческая личность, которая по выполнению задания может оказаться и художником. Дизайнер выполняет все те же действия что и люди в повседневной жизни, только на более сложном уровне. Работа людей в профессии дизайн значительно сложнее, больше поиска, поиска порядка среди хаоса, поиска красоты, смысла и реализации всех этих действий.

Если говорить в целом о стилистике графического дизайна первых двух десятилетий XX века, то можно выделить четыре основных направлений стиля, с одной стороны резко отличающихся друг от друга, а с другой стороны испытывающие взаимовлияния:

  • Китч
  • Модерн
  • Авангард, модернизм
  • Арт-деко

Определения стилей

Китч в XX веке (см. рис.1 – Вербный базар) представлял из себя не намеренную концепцию стиля, а сложившуюся случайно манеру обращения с изображением. Типографские технологии того периода ещё не были осмысленны эстетически, профессионального образования в дизайне тогда ещё не было. Композиции любого продукта графического дизайна (плакаты, журналы, объявления, газеты и т.д.) собирались из готового фонда типографических изображений. Все создавалось на основе упрощённой и однотипной схемы наборной рекламы. Результат зависел от того какие константы выберет типографский наборщик, такой способ работы способствовал появлению огромного количества непрофессионального дизайнерского продукта. Но стоит отметить, что так называемое «отсутствие вкуса» в китчевых работах принесли в дизайн свой шарм и красивые графические решения, если смотреть на работы того времени сегодняшними глазами дизайна. Примерам «того» китча могут служить русские торгово-промышленные плакаты. (см. рис.2)

Модерн до 20 годов оставался ведущей стилистикой в оформлении рекламных плакатов и т.д. Многие дизайнеры и художники доводили модерн до слияния с китчем используя методики умножения плавных рамок и волнистых линий. (см. рис. 3). В это время появляются несколько выдающихся графиков , - Э. Ш. Г. Элиот, Дж. К. Лейендейкер, Э. Пенфилд, по эстетичности и изящности в работах их можно было бы приписать к модерну, но это был другой модерн. Авангард в то время тесно переплетался с модерном, оба они тогда являлись влиянием, которое ещё не приняло конкретных форм в первом десятилетии XX века. В 1919 году открыли немецкую школу дизайна Баухауз. Туда на должность преподавателей приглашались художники, работы которых придерживались в основном авангардных взглядов на искусство – Пауль Клее, ЛаслоМохой-Надь, Оскар Шлеммер, Василий Кандинский, Йозеф Альберс и др. Примером модернистского решения в дизайне может служить эмблема Баухауза, разработанная О. Шлеммером в 1921-22 годах. (см. рис.4)


Арт-деко является четвертым направлением в дизайне 10-20-х годов XX века. Тогда он только начал зарождаться, его чертами являются строгая закономерность, геометрические узоры, воссоздание так называемой «былой роскоши». Стилизовано было все – восходы, деревья, цветы, люди, фонтаны, богатая палитра. В этом направлении работали Л. Зюе, А. Маре, П. Фоллот, А Легрен. Хорошим примером арт-деко может служить работа декорация Л. С. Бакста к трагедии «Федра». (см. рис.5)

Все стилистические направления, описанные выше, создавали единое творческое пространство, которое оказывало влияние на все проявление графического дизайна. В газетах того времени лидировали такие стили как модерн и китч в отличии от журналов, которые стремились соединить в себе все четыре стиля. В пример политической рекламы можно привести американского графика Джеймса Монтгомери Флэгга (1877-1960), создателя образа «Дяди Сэма» - персонифицированное изображение американского истеблишмента..(Рис.6) Из признанных мастеров графического дизайна рассматриваемого периода необходимо назвать также Э. Пенфилда (1866 -1925) и Дж. К. Лейендекера (1874 - 1951). Работы Э. Пенфилда больше похожи на быстрые зарисовки – это его предложенный вариант для столь стремительного модерна. Такие рисунки строятся на мягких локальных пятнах обведённых стремительным и неровным контуром.(см. рис.7) Дж. К. Лейендекер внёс огромный вклад в историю созданием первого в мире рекламного бренда – Arrow Collar Man (человек в воротничке Arrow). Он создал образ целой эпохи в виде мужчины, который уверенно себя чувствует в современной эпохе автомобилей, кинематографа и самолётов. Так же он нарисовал огромное множество рекламных плакатов, оформлял журналы, в определённый период стал самым востребованным коммерческим художником Америки.

1.2. Графический дизайн 1920-1930 годы

Ведущим стилем 20-30-х годов XX века стал арт-деко. Арт-деко с самого начала являлся направлением, которое соединяло новейшие достижения дизайна. Основные стилистические тенденции в графическом дизайне и рекламе 20-30 годов:

  • Модернизм, функционализм (в конечном итоге соединяется с арт-деко)
  • Китч (в это время образуется свой, отличающийся стиль под влиянием американской идеологии)
  • Реализм (для этого стиля всегда было место, несмотря на то, что он не был господствующим)

Примером арт-деко 20-х годов могут служить работы иллюстратора Эдуардо Гарсия Бенито (1891-1981).(см.рис.8) Он изображал на обложках журналов стилизованные женские фигуры и лица.


В китче как пример можно привести Еноха Болза, его стиль – это изображение намеренно милых девочек в кокетливых позах. Так же дизайнер использует «весёлые шрифты» и яркие сочетания красок. (см. рис.9)

Исходя из всего выше написанного, можно сделать вывод, что 20-30 годы сформировали определённый подход к графическому дизайну и рекламе. Этот период характеризуется:

  • Декоративностью, но без приукрас (арт-деко все упростил)
  • Простотой и смелостью
  • Стремлением к красоте
  • Стремлением нравится большинству

20-30 годы XX века – время господства стиля арт-деко.

ГЛАВА 2. СОВЕТСКИЙ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В XX ВЕКЕ

Глава 2 повествует о том, с чего начался советский графический дизайн, кто стоял у истоков и развивал его. Присутствуют разъяснения течений, которые повлияли на формирование дизайна.

2.1. Становление советского графического дизайна

Эстетический перелом в советском графическом дизайне произошёл после активного обращения к этому жанру художников , входивших в объединение «Мир искусства». Художники этого объединения не были настроены революционно, им больше по душе были романтические эпохи прошлого. Однако их методы были современны, лаконичны и все так же основаны на стилистике модерна.

Значительным продвижением вперёд к дизайну стало творчество Льва Самойловича Бакста (1866-1924), Евгения Евгеньевича Лансере (1875-1946), Николая Владимировича Ремизова (Ре-ми, 1887-1975), Михаила Александровича Врубеля (1856-1910).

Ситуация в России, связанная с революцией и гражданской войной, привела к огромному появлению плакатов в стиле китч. Перенасыщенных как информацией, так и нарисованными деталями. Но это все помогло произвести на свет новое художественное образование нашей страны, так зарождался настоящий дизайн.

Художественная жизнь России 1917-1930 являлась собой экспериментом по созданию нового общества. Но бедность народа, бурное развитие жизни и промышленности, а так же отсутствие государственно системы привело к тому, что художники начали отрицать каноны прошлого и почувствовали свободу творчества. Началось создаваться революционное искусство, его начали внедрять в быт, активно развивались авангардные течения.