Файл: Задача 1 7 Задача 2 7 Список литературы 9 Административноправовые формы и методы государственного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ




Административно-правовые формы и методы государственного управления 2

Задача 1 7

Задача 2 7

Список литературы 9


Административно-правовые формы и методы государственного управления



Правовые формы государственного управления – это внешнее проявление конкретных действий и решений органов исполнительной власти или их должностных лиц, которые влекут непосредственно за собой юридические последствия.

Такими последствиями является возникновение, изменение или прекращение правоотношений между участниками управленческих
правоотношений.

К правовыми формам государственного управления относятся:

  1. административное правотворчество – издание органами исполнительной власти или их должностными лицами нормативных актов управления (нормативных правовых актов), направленных на конкретизацию норм законов, которые регулируют те или иные вопросы государственного управления;

  2. административное правоприменение – издание индивидуальных, правоприменительных актов управления, которые касаются индивидуально определенных лиц, не содержат норм права и предполагают однократное исполнение;

  3. заключение административных договоров – соглашений между двумя и более субъектами управленческих правоотношений, которые базируются на основе норм административного права и направлены на выполнение задач государственного управления;

  4. осуществление иных юридически значимых действий – подзаконных действий органов исполнительной власти или их должностных лиц, которые приводят к наступлению определенных юридических последствий.

Кроме разделения на указанные четыре группы, следует отметить, что в качестве критериев классификации правовых форм государственного управления также используются:

  1. ожидаемые результаты – по этому критерию различают формы позитивного регулирования (регулирование общественных отношений с целью их упорядочения, обеспечение реализации прав граждан путем предоставления административных услуг) и формы реагирования на негативные явления в сфере государственного
    управления (применение мер пресечения правонарушений, привлечение правонарушителей к дисциплинарной и административной ответственности);

  2. юридическое содержание позволяет различать уполномочивающие, обязывающие и запрещающие правовые формы государственного управления.


Вместе с формами государственного управления существенную роль в процессе практической реализации исполнительной власти играют методы государственного управления.

Методы государственного управления – это способы и средства влияния органов государственного управления или должностных лиц на управляемые объекты.

В целом метод государственного управления дает возможность определить, как именно тот или другой субъект государственно-властных полномочий осуществляет свою повседневную управленческую деятельность.

Признаки методов государственного управления:

  1. выражают целенаправленное влияние органа государственного управления (должностного лица) на управляемый объект;

  2. осуществляются в пределах властных полномочий руководящего субъекта;

  3. находят свое отражение в соответствующей форме государственного управления (правовой или организационной);

  4. могут применяться как отдельно, так и в определенной совокупности;

  5. выбор метода государственного управления зависит от характеристики управляемого объекта (форма собственности, административно-правовой статус и т. п.).

Классификация методов государственного управления в науке административного права чаще всего производится по двум критериям: с учетом меры использования властных полномочий и по характеру воздействия субъекта на объект управления.

В зависимости от меры использования властных полномочий выделяют следующие методы государственного управления:

  • убеждение;

  • поощрение;

  • принуждение.

Убеждение  – метод государственного управления, который заключается в применении средств воздействия на сознание и поведение людей и проявляется в форме использования различного рода разъяснительных и воспитательных мероприятий с целью обеспечения соблюдения требований действующего законодательства.

Основными средствами убеждения являются:

  • разъяснение заданий и функций государственного управления;

  • воспитание;

  • обучение;

  • агитация за повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан;

  • пропаганда соблюдения требований действующего законодательства и правомерного поведения в целом;

  • обмен передовым опытом.

Соблюдение установленных правил поведения должно стать осознанным действием для субъектов управленческих отношений.

Один из существенных результатов убеждения как метода государственного управления заключается в формировании общественного мнения по конкретному вопросу государственной политики, государственного управления.



Поощрение – метод государственного управления, который заключается в применении способов позитивного мотивирования и проявляется в использовании поощрений морального и материального характера с целью адекватного оценивания и стимулирования правомерного поведения.

Поощрение может применяться как к физическим, так и юридическим лицам (через
влияние на сознание и интерес их руководителей).

Основными способами поощрения являются:

  • благодарность;

  • премия;

  • грамота;

  • награда;

  • льгота;

  • квота;

  • специальный экономический режим и т. п.

Принуждение – это метод государственного управления, который заключается в применении от имени государства способов воздействия на сознание и волю с целью предупреждения и пресечения правонарушений, а также реагирования на совершенные правонарушения. Более подробно формы административного принуждения будут рассмотрены далее.

В зависимости от характера влияния субъекта на объект управления необходимо различать методы:

  • прямого влияния (административные) – методы государственного управления, которые заключаются в прямом одностороннем властном воздействии на объекты управления, при условии обязательности выполнения вынесенных решений (например, установление обязательности совершения или запрета определенных действий; осуществление контроля и надзора; предоставление разрешения; осуществление регистрации и т. д.), на сегодня являются актуальными и востребованными в милитаризированных структурах, где осуществляемое управление должно быть четким, понятным, прямым, недвусмысленным, результаты применения именно таких методов управления являются более ожидаемыми и быстрыми;

  • непрямого влияния (экономические) – методы государственного управления, которые заключаются в применении опосредствованного влияния на объекты управления через создание механизмов стимулирования и заинтересованности (например, льготное кредитование; уменьшение налоговых и таможенных платежей; инвестирование определенных направлений деятельности; стимулирование государственных служащих).

Административное принуждение – вид государственного принуждения, который применяется соответствующими государственными органами (должностными лицами) к физическим и юридическим лицам с целью предупреждения, прекращения правонарушений и привлечение виновных к ответственности.


Характерными особенностями мер административного принуждения являются те факты, что они:

  • связаны с ограничением определенных прав или возложением дополнительных обязанностей на объект принуждения;

  • применяются широким кругом органов публичной администрации (органы внутренних дел, органы государственной безопасности, налоговые и таможенные органы, органы местного самоуправления и т.д.);

  • применяются на основании норм административного законодательства;

  • могут быть рассчитаны на применение как к физическим, так и юридическим лицам;

  • применяются независимо от воли и желания объекта административного принуждения;

  • применяются в связи с правонарушением, которое совершено либо может быть совершено;

  • применяются органами, которые не связаны организационным подчинением с объектом принуждения (имеют внешний характер).

В зависимости от цели применения административного принуждения и от стадии противодействия правонарушениям чаще всего выделяют три основных вида мер административного принуждения.

Меры административного предупреждения (применяются с целью предупреждения потенциально возможных правонарушений, например, проверка документов, пропускной режим на государственной границе, карантинные мероприятия, ограничение пребывания в общественных местах при введении режима комендантского часа, ограничение и запрет движения транспорта и пешеходов на определенной территории);

Меры административного пресечения (направлены на принудительное прекращение начавшегося правонарушения, например, доставление и административное задержание правонарушителя, временный запрет деятельности юридического лица, задержание транспортного средства, отстранение от управления транспортным средством, изъятие вещей и документов);

Меры административной ответственности (применяются как реакция на совершенное правонарушение, например, административные наказания в виде предупреждения, штрафа, лишения специального права, конфискации, обязательных работ, административного ареста, дисквалификации, административного приостановления деятельности и т. д.).

Задача 1



Участковый уполномоченный при обходе административного участка по ул. Куйбышева, возле дома № 5 задержал пьяного мужчину, который вышел из подвального помещения указанного дома. Кроме того, из подвала доносились мужские и женские голоса, пение песен и нецензурная брань. В ходе беседы с мужчиной выяснилось, что он работает слесарем ЖЭКа № 5, а в подвальном
помещении расположена бойлерная комната, в которой он вместе со своими друзьями отмечает свою первую заработную плату.

В соответствии со статьей 20.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Нецензурная брань в общественном месте расценивается нормами морали как проявление явного неуважения к обществу и его членам.

Правовыми нормами публичное произнесение нецензурной брани приравнивается к мелкому хулиганству, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Задача 2



Оперуполномоченный Калининского ОП капитан полиции Смирнов имеющий оружие на постоянном хранении и ношении, был направлен в г. Москву для повышения квалификации. В аэропорту г. Челябинска при прохождении досмотра ручной клади сотрудники службы безопасности аэропорта обнаружили данное оружие, а также бутылку спирта.


Имеется ли в действиях Смирнова состав административного правонарушения?

Порядок перевозки воздушными судами гражданскими авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета, утвержден совместным приказом Федеральной службы воздушного транспорта России и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.11.1999 N 120/971.
В соответствии с пунктом 5 Инструкций оружие пассажиров, имеющих право на его хранение и ношение, в обязательном порядке передается уполномоченному лицу для временного хранения на период полета в аэропорту отправления и выдается владельцам по окончании полета в аэропорту назначения.
В соответствии с положениями Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров