Файл: Эффективность служебной деятельности по вопросам борьбы с преступностью достигается только высокой оперативной осведомленностью, позволяющей противостоять криминальным проявлениям в современном обществе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так, неотъемлемым условием содействия с подразделениями ОВД, осуществляющими ОРД, является обязанность сохранения в тайне сведений, ставших известными в ходе подготовки либо осуществления ОРМ.
Это положение обусловлено несколькими факторами: во-первых, тем, что негласность ОРМ есть мера по достижению их наибольшей эффективности; во-вторых, тем, что граждане в процессе специального обучения, а также в ходе их привлечения к подготовке или осуществлению ОРМ так или иначе раскрываются какие-либо конкретные объекты оперативного внимания, оперативные цели, а также отдельные приемы и методы ОРД.
Пределы доступа каждого содействующего лица к информации, содержащей служебную или иную тайну, и участию в тех или иных ОРМ определяет оперативный сотрудник, с которым он «работает» и который отвечает как за законность даваемых ему поручений, так и за результативность их выполнения. При этом оперативный сотрудник должен опираться на знание личных качеств и черт каждого своего помощника и руководствоваться правилом о том, что гражданин должен знать только ту информацию и только в том объеме, которые необходимы ему для успешного выполнения поручения.
Обязательным требованием, предъявляемым к категории лиц, содействующих решению задач ОРД ОВД, является добросовестность такого содействия. Реализация добросовестности априори должна базироваться на добровольности и личном желании оказывать помощь в решении указанных задач. Однако содействующее лицо следует предупредить о недопустимости предоставления оперативным подразделениям заведомо ложной информации (например, сведений, содержащих клевету либо оговор кого-либо, в том числе объекта внимания оперативно-розыскных подразделений).
Для исключения негативных последствий использования ложной информации, полученной от содействующих, предусматривается их предварительное изучение, определение степени порядочности, честности и объективности. Важно также, что сведения от них не должны приниматься на веру, а тем более использоваться в соответствующей правовой форме без тщательной предварительной проверки. Высокие требования в связи с этим предъявляются к добросовестности и профессиональной компетентности
оперативных сотрудников. Если гражданин в силу субъективных причин может добросовестно заблуждаться, неверно оценивать то или иное событие, поступок, то сотрудник оперативного подразделения, как профессионал, ни заблуждаться, ни ошибаться не имеет права.
Обязанность выполнения поручений оперативных подразделений – непременный элемент правового статуса содействующего лица. Объем и направленность поручений зависят от компетенции того оперативного аппарата, помощником которого (по собственному желанию) является тот или иной гражданин.
Так, лица, оказывающие содействие подразделениям уголовного розыска самостоятельно, по поручению и под контролем оперативных сотрудников либо с их участием осуществляют:
– отдельные несложные ОРМ, не связанные с ограничением конституционных прав граждан (наведение справок, наблюдение, проверочная закупка и др.);
– выявление лиц, подлежащих постановке на профилактический учет и оперативный контроль;
– проверку образа жизни и поведения лиц, взятых на учет, по месту проживания;
– индивидуальную профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, требующих профилактического контроля и воздействия;
– выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и содействие их устранению;
– выявление очевидцев преступлений, а также потерпевших от них лиц;
– установление лиц, подготавливающих и совершающих преступления;
– поисковые мероприятия в местах вероятного появления лиц, заподозренных в совершении преступлений (в местах сбыта похищенного, концентрации криминального элемента и пр.).
Отечественный и зарубежный опыт использования такого содействия определил следующие основные этапы подбора и привлечения отдельных лиц к содействию:
– подбор кандидата, пригодного по своим возможностям для решения конкретных оперативно-тактических задач;
– проверка и изучение кандидата (его личностных и деловых способностей);
– привлечение кандидата к выполнению отдельных поручений несложного характера при участии оперативного сотрудника, преимущественно профилактической направленности (например, участие в охране общественного порядка);
– правовое закрепление (оформление) содействия;
– обучение некоторым приемам выполнения поручений по решению задач ОРД;
– привлечение к подготовке или осуществлению отдельных ОРМ под руководством оперативного сотрудника;
– самостоятельное выполнение поручений по подготовке или осуществлению ОРМ (под контролем оперативного сотрудника).
Результативность содействия, как показывает практика, обеспечивается компетентным руководством со стороны сотрудников оперативных подразделений ОВД. При этом организация гласного содействия предусматривает не только оптимальность деятельности по участкам (зонам, объектам и линиям) деятельности, но и создание для них необходимого режима работы. Здесь следует исходить не только из реальных возможностей и личных способностей граждан выполнять предполагаемую работу, но и наличия для этого времени.
Негласное содействие — это отношения граждан и оперативных подразделений органов внутренних дел, основанные на доверительности и секретности, при которых лицо оказывает помощь, как правило, на бесконтрактной основе оперативным подразделениям органов внутренних дел при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в процессе которого он требует сохранения в тайне своей личности.
Могут быть следующие виды негласного содействия:
- анонимное содействие,
- оперативный контакт,
- содействие специалиста,
- осведомитель,
- содержатель явочного помещения.
Эти виды прописаны в открытой печати
Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД
Формирование в Российской Федерации правового и социально ориентированного государства предполагает создание условий не только для беспрепятственного осуществления прав и личных свобод граждан, но и для обеспечения их всесторонней социальной защиты. Именно по этой причине меры социальной и правовой защиты граждан, содействующих оперативно-розыскным органам, нашли свое отражение в ст. 18 Закона об ОРД, которая гарантирует лицам, оказывающим негласное содействие, комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.
Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, носит характер гарантий и обязательств. Согласно положениям ст. 18 Закона об ОРД, государство гарантирует такую защиту только при наличии следующих условий: 1) при наличии заключенного контракта; 2) при правомерном выполнении лицом своего общественного долга или возложенных на него обязанностей; 3) при возникновении реальной, а не мнимой угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество лиц в связи с их участием в оперативно-розыскном процессе. В данном случае гарантии государства предоставляются не только этим лицам, но и членам их семей и близким. Неправомерное выполнение гражданином своих обязанностей в процессе оперативно-розыскной деятельности и нарушение условий контракта исключают гарантии государства по его социальной защите.
Лица, привлекаемые к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия оперативным подразделениям органов внутренних дел, в том числе по контракту, находятся под защитой государства. Часть 1 ст. 18 Закона об ОРД выступает в данном случае нормой-принципом, определяющим основополагающие идеи социальной и правовой защиты содействующих лиц.
Меры по социальной и правовой защите содействующим лицам предусмотрены, кроме того, в целом ряде других норм Закона об ОРД. Так, согласно ч. 3 ст. 9, «по требованию судьи могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, за исключением данных… о лицах, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе».
Как уже отмечалось, сведения о лицах, оказывающих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 1 ст. 12); органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны содействовать обеспечению безопасности и сохранно-сти имущества лиц, оказывающих им содействие (п. 6 ст. 14); в целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите (ч. 6 ст. 18).
В части 9 ст. 18 Закона об ОРД оговаривается, что при получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий, выплачивается единовременное пособие, а в ст. 19 установлено, что «обеспечение оперативно-розыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, относится к расходным обязательствам Российской Федерации…». «Сведения о лицах, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц» (ст. 21 Закона об ОРД).
Оперативные подразделения органов внутренних дел обязаны предпринять превентивные меры по недопущению негативных последствий содействия граждан. На них лежит обязанность принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких. Часть 7 ст. 18 Закона об ОРД констатирует, что в целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Это положение обусловлено несколькими факторами: во-первых, тем, что негласность ОРМ есть мера по достижению их наибольшей эффективности; во-вторых, тем, что граждане в процессе специального обучения, а также в ходе их привлечения к подготовке или осуществлению ОРМ так или иначе раскрываются какие-либо конкретные объекты оперативного внимания, оперативные цели, а также отдельные приемы и методы ОРД.
Пределы доступа каждого содействующего лица к информации, содержащей служебную или иную тайну, и участию в тех или иных ОРМ определяет оперативный сотрудник, с которым он «работает» и который отвечает как за законность даваемых ему поручений, так и за результативность их выполнения. При этом оперативный сотрудник должен опираться на знание личных качеств и черт каждого своего помощника и руководствоваться правилом о том, что гражданин должен знать только ту информацию и только в том объеме, которые необходимы ему для успешного выполнения поручения.
Обязательным требованием, предъявляемым к категории лиц, содействующих решению задач ОРД ОВД, является добросовестность такого содействия. Реализация добросовестности априори должна базироваться на добровольности и личном желании оказывать помощь в решении указанных задач. Однако содействующее лицо следует предупредить о недопустимости предоставления оперативным подразделениям заведомо ложной информации (например, сведений, содержащих клевету либо оговор кого-либо, в том числе объекта внимания оперативно-розыскных подразделений).
Для исключения негативных последствий использования ложной информации, полученной от содействующих, предусматривается их предварительное изучение, определение степени порядочности, честности и объективности. Важно также, что сведения от них не должны приниматься на веру, а тем более использоваться в соответствующей правовой форме без тщательной предварительной проверки. Высокие требования в связи с этим предъявляются к добросовестности и профессиональной компетентности
оперативных сотрудников. Если гражданин в силу субъективных причин может добросовестно заблуждаться, неверно оценивать то или иное событие, поступок, то сотрудник оперативного подразделения, как профессионал, ни заблуждаться, ни ошибаться не имеет права.
Обязанность выполнения поручений оперативных подразделений – непременный элемент правового статуса содействующего лица. Объем и направленность поручений зависят от компетенции того оперативного аппарата, помощником которого (по собственному желанию) является тот или иной гражданин.
Так, лица, оказывающие содействие подразделениям уголовного розыска самостоятельно, по поручению и под контролем оперативных сотрудников либо с их участием осуществляют:
– отдельные несложные ОРМ, не связанные с ограничением конституционных прав граждан (наведение справок, наблюдение, проверочная закупка и др.);
– выявление лиц, подлежащих постановке на профилактический учет и оперативный контроль;
– проверку образа жизни и поведения лиц, взятых на учет, по месту проживания;
– индивидуальную профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, требующих профилактического контроля и воздействия;
– выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и содействие их устранению;
– выявление очевидцев преступлений, а также потерпевших от них лиц;
– установление лиц, подготавливающих и совершающих преступления;
– поисковые мероприятия в местах вероятного появления лиц, заподозренных в совершении преступлений (в местах сбыта похищенного, концентрации криминального элемента и пр.).
Отечественный и зарубежный опыт использования такого содействия определил следующие основные этапы подбора и привлечения отдельных лиц к содействию:
– подбор кандидата, пригодного по своим возможностям для решения конкретных оперативно-тактических задач;
– проверка и изучение кандидата (его личностных и деловых способностей);
– привлечение кандидата к выполнению отдельных поручений несложного характера при участии оперативного сотрудника, преимущественно профилактической направленности (например, участие в охране общественного порядка);
– правовое закрепление (оформление) содействия;
– обучение некоторым приемам выполнения поручений по решению задач ОРД;
– привлечение к подготовке или осуществлению отдельных ОРМ под руководством оперативного сотрудника;
– самостоятельное выполнение поручений по подготовке или осуществлению ОРМ (под контролем оперативного сотрудника).
Результативность содействия, как показывает практика, обеспечивается компетентным руководством со стороны сотрудников оперативных подразделений ОВД. При этом организация гласного содействия предусматривает не только оптимальность деятельности по участкам (зонам, объектам и линиям) деятельности, но и создание для них необходимого режима работы. Здесь следует исходить не только из реальных возможностей и личных способностей граждан выполнять предполагаемую работу, но и наличия для этого времени.
Негласное содействие — это отношения граждан и оперативных подразделений органов внутренних дел, основанные на доверительности и секретности, при которых лицо оказывает помощь, как правило, на бесконтрактной основе оперативным подразделениям органов внутренних дел при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в процессе которого он требует сохранения в тайне своей личности.
Могут быть следующие виды негласного содействия:
- анонимное содействие,
- оперативный контакт,
- содействие специалиста,
- осведомитель,
- содержатель явочного помещения.
Эти виды прописаны в открытой печати
Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД
Формирование в Российской Федерации правового и социально ориентированного государства предполагает создание условий не только для беспрепятственного осуществления прав и личных свобод граждан, но и для обеспечения их всесторонней социальной защиты. Именно по этой причине меры социальной и правовой защиты граждан, содействующих оперативно-розыскным органам, нашли свое отражение в ст. 18 Закона об ОРД, которая гарантирует лицам, оказывающим негласное содействие, комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.
Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, носит характер гарантий и обязательств. Согласно положениям ст. 18 Закона об ОРД, государство гарантирует такую защиту только при наличии следующих условий: 1) при наличии заключенного контракта; 2) при правомерном выполнении лицом своего общественного долга или возложенных на него обязанностей; 3) при возникновении реальной, а не мнимой угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество лиц в связи с их участием в оперативно-розыскном процессе. В данном случае гарантии государства предоставляются не только этим лицам, но и членам их семей и близким. Неправомерное выполнение гражданином своих обязанностей в процессе оперативно-розыскной деятельности и нарушение условий контракта исключают гарантии государства по его социальной защите.
Лица, привлекаемые к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия оперативным подразделениям органов внутренних дел, в том числе по контракту, находятся под защитой государства. Часть 1 ст. 18 Закона об ОРД выступает в данном случае нормой-принципом, определяющим основополагающие идеи социальной и правовой защиты содействующих лиц.
Меры по социальной и правовой защите содействующим лицам предусмотрены, кроме того, в целом ряде других норм Закона об ОРД. Так, согласно ч. 3 ст. 9, «по требованию судьи могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, за исключением данных… о лицах, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе».
Как уже отмечалось, сведения о лицах, оказывающих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 1 ст. 12); органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны содействовать обеспечению безопасности и сохранно-сти имущества лиц, оказывающих им содействие (п. 6 ст. 14); в целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите (ч. 6 ст. 18).
В части 9 ст. 18 Закона об ОРД оговаривается, что при получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий, выплачивается единовременное пособие, а в ст. 19 установлено, что «обеспечение оперативно-розыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, относится к расходным обязательствам Российской Федерации…». «Сведения о лицах, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц» (ст. 21 Закона об ОРД).
Оперативные подразделения органов внутренних дел обязаны предпринять превентивные меры по недопущению негативных последствий содействия граждан. На них лежит обязанность принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких. Часть 7 ст. 18 Закона об ОРД констатирует, что в целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.