Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Довоенный дизайн развивался в трех основных направлениях: конструирование новой техники, оформительское искусство и самодеятельное техническое творчество и изобретательство.
Проектирование промышленных изделий и средств транспорта. В довоенные годы в ряде отраслей и конструкторских бюро сложились группы, которые с успехом решали дизайнерские задачи для создания уникальных образцов и для серийного производства (Мет-рострой, ЗИС, а также коллективы, занимавшиеся проектированием Дворца Советов). И хотя большая часть работ выполнялась архитекторами, они нуждались в профессиональных дизайнерах для создания специфического оборудования, осветительной арматуры
и т.п.
Мода довоенных времен
Тогда в СССР был жесткий контроль над одеждой.
Создание в Москве мастерских «прозодежды», не принесло никаких видимых результатов. И тогда: с высоких трибун было объявлено, что мода развращает умы молодежи, отвлекая их от основного предназначения – служения великому делу социалистической революции.
Мода – это “буржуазные штучки”, на которые у советской женщины-труженицы не должно оставаться времени. Наряжается – значит, мало работает. Мало работает – значит, тунеядка. С любой одеждой девушки повязывали красную косынку, которая теперь завязывалась не под подбородком, а на затылке. Послереволюционная мода подчеркивала равноправие мужчин и женщин, в равной степени участвовавших в построении нового мира.
Олицетворением советской моды является крепдешиновое платье с цветочным рисунком. Маленькие или средние цветочки, часто на сером, черном, бордовом или темно-синем фоне, распространен и мелкий геометрический рисунок. были очень популярны платья из шелка в диагональную полоску, платья и блузки в горошек.
После 1936г. Текстиль стал продаваться в свободной продаже. Модный силуэт вернулся к более женственной линии- т.е. талия вернулась на свое естественное место, грудь и бедра стали подчеркиваться. Советские женщины жили в условиях дефицита и жестких установок, но несмотря ни на что стремились красиво одеваться и, как могли, сопротивлялись господству массового безликого вкуса. Они находили возможности хорошо выглядеть даже в условиях тотальной нехватки насущных вещей.
Предвоенный дизайн транспорта в СССР
Развитие транспортного дизайна в СССР в начале 30-х шло по пути функциональных поисков второй половины 20-х
Один из первых в отечественной литературе серьезно поставил вопрос об эстетике автомобиля инженер А.Н. Кириллов, автор самого популярного из довоенных легковых автомобилей в СССР "М1" ("Эмка").
Рассмотрев мировую эволюцию внешних форм автомобиля, он приходит к выводу, что в начале 30-х гг. должен произойти резкий перелом в формообразовании автомобильных кузовов переход к обтекаемым телам.
А. Кириллов делает важные выводы:
каждая линия контура или отделки автомобиля, каждая его деталь, видимая снаружи, должна подчеркивать основное назначение машины — движение; автомобиль должен иметь легкие, скругленные формы с плавно переходящими друг в друга поверхностями. Согласно "законам эстетики автомобиля"
А.Н. Кириллова в быстро движущихся телах горизонтальные линии должны преобладать над вертикальными, а у неподвижных, напротив - вертикальные над горизонтальными. По отношению к автомобилю это значит, что на его боковых поверхностях должны преобладать горизонтали, а спереди и сзади могут широко использоваться вертикали.
Определенную ценность представляют исследования и эксперименты
Ю. Долматовского, в которых он подробно разбирал понятие красоты кузова, выявляя отличие динамической движущейся архитектуры и архитектуры статичных объектов.
Для этого он анализирует пропорции и формы падающей капли, летящего голубя, плывущей рыбы, и обосновывает обтекаемость не только экономическими и техническими соображениями, но и требованиями достижения наибольшей эстетической выразительности.
Впрочем, до войны список советских легковушек не исчерпывался продукцией ГАЗа: в Москве выпускались роскошные представительские ЗИСы, а кроме того, осознав, наконец, необходимость выпуска массовой микролитражки, начали производство автомобиля КИМ-10.
В результате, к концу тридцатых годов, модельный ряд базовых модификаций легковых машин, выпускавшихся советской промышленностью
Особенности архитектурного облика СССР
Особой популярностью конструктивизм пользовался в СССР.
Работы советских архитекторов-конструктивистов до сих пор создают панораму многих российских городов.
Гостиница «Москва»
Появилась первая гостиница, построенная при советской власти.
Данный проект носит характерные черты от переходного периода конструктивизма к сталинскому ампиру и строилась с 1933 по 1936 год. Гостиница была украшена скульптурами, живописью, панно
Здание Наркомзема
Наркомзем - здание выстроено в стиле позднего конструктивизма (1928 - 1933 гг.).
Это смелый эксперимент по применению новых технологий в строительстве и реализации авангардного дизайна.
Данный стиль предполагал каркасную систему здания.
Были применены новые материалы, а в архитектуре здания появляются округлые элементы.
Клуб им. Зуева
Шедевр конструктивизма спроектирован и построен в 1925 – 1929 г.
Здание несёт в себе черты кубизма: всё оно построено из асимметрично расположенных правильных геометрических фигур, причём бетонный корпус как бы «надет» на центральный цилиндр.
Общее впечатление усиливают также большие окна нестандартных размеров.
Планетарий
В день открытия планетария в Москве 5 ноября 1929 года в нём была проведена первая лекция с демонстрацией искусственного звездного неба.
В прессе появились восторженные отклики, а В.Маяковский отозвался на событие стихотворением «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий...».
Метрополитен
Самые первые работы строительства метрополитена проводились вручную, строительство началось в конце ноября 1931 года. Первые лопаты вонзили в землю около Сокольников, во дворе дома номер 13 по улице Русаковской. С этого и началось грандиозное строительство, которое продолжается и расширяется вместе с жизнью города.
Московское метро стало мощнейшим инструментом пропаганды успехов молодого советского государства как среди его населения, так и за границей, где не верили, что находящаяся в сложных экономических условиях страна, пережившая несколько революций и Гражданскую войну, сможет в столь сжатые сроки построить достойное метро.
Первая станция: "Сокольники".
Перед архитекторами стояло требование товарища Сталина, требование партии – обеспечить максимальные удобства пассажирам, удовлетворить их высоким требованиям эстетики, комфорта и гигиены. Большого успеха в этой области добился академик И.А. Фомин. Он создал простыми художественными средствами подлинный шедевр архитектуры
Из станций мелкого заложения выделяется станция «Комсомольская использовали конструктивные особенности этой станции и создал прекрасную композицию .
Архитектура всех станций продемонстрировала дальнейший расцвет творчества. Существенные улучшения внесены в планировку вестибюлей. Эскалаторы связали наземные вестибюли непосредственно с платформами.
Скульптуры в СССР
Окончательно все идеологические рамки были оформлены в середине 30-х годов, созданием нового стиля и направления в искусстве "социалистического реализма« не означает, что скульптура в СССР была лишена талантов и настоящего искусства:
Имена Николая Андреева , Ивана Шадра , Веры Мухиной - были известны далеко за пределами СССР.
«Булыжник - оружие пролетариата»
И. Д. Шадр 1927 г
Шадр создал свою знаменитую композицию в память о событиях первой русской революции, произошедшей в 1905 году.
Работа выполнена в классическом стиле.
В основе композиции – фигура простого рабочего.
Тело этого мужчины выполнено в лучших античных традициях, однако автор наполнил скульптуру революционным содержанием.
Лицо модели изображает готовность к борьбе, противостоянию. Автор показал отчаявшегося человека, готового на крайние меры, чтобы хоть как-то преодолеть нужду.
Монумент «Рабочий и колхозница» 1937 г В. И. Мухина
Эталон социалистического реализма - так называли это монументальное произведение Веры Мухиной, ставшее одним из главных символов СССР.
Две фигуры - рабочего и крестьянки, высоко поднимающие над головой символы СССР - молоток и серп.
Они словно устремлены ввысь, их объединяет момент триумфа, великой победы.
Живопись 1930-х годов и ее особенности
Развитие живописи идет под знаком укрепления связи искусства с жизнью народа. Новое жизненное содержание, которое стремились воплотить в своих работах художники, определило и изменения в традиционных формах живописи. Так, в 1920-е годы в историко-революционном жанре были широко распространены. Более глубоко осваиваются традиции русского реалистического искусства.
В развитии советской тематической живописи конца 1920-х и 1930-х годов большую роль сыграло творчество Б. В. Иогансона.
«Допрос коммунистов» «Советский суд»