Файл: Урок литературы в 5 классе Вместе с отцами к победе и миру.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок литературы в 5 классе «Вместе с отцами – к победе и миру»

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный (мотивационный)

Создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Технологии: коллективной деятельности.

Создание ситуации мотивации к обучению.

- Здравствуйте, ребята! Скажите, что такое, по-вашему, счастье?
- Ребята, а детство – это счастливое время?


Составление кластеров. Ассоциативные ряды.


Предлагают варианты.

Рисуют в тетради кластер.
Могут быть разные точки зрения: кто-то скажет, что детство – это счастливое время, кто-то скажет, что есть дети (например, дети из детских домов), для которых детство – это не столько счастье, сколько столкновение с суровым внешним миром.

Просмотр ролика

- Какие ассоциации к слову счастье появились у вас после просмотра ролика?
- Ребята, как вы думаете, какое слово написано на этом листе?
Открывает слово война.

- Назовите, пожалуйста, свои ассоциации к этому слову.


- Счастье – это жизнь без войны.

- Наверное, слово война.


Предлагают варианты.

Целеполагание

Постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.

- Давайте прослушаем текст художественного произведения. Откройте учебники на странице 160 и внимательно следите за текстом по ходу актерского чтения (слайд 1).
- Ребята, скажите, о чем это стихотворение?


- Какое впечатление на вас произвело это стихотворение?

- Ребята, соотнесите составленные нами ряды ассоциаций к словам счастье и война с услышанным стихотворением.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
- Тема сегодняшнего урока – «Вместе с отцами – к победе и миру» (открывает тему).
Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне с взрослыми принимали дети. В годы Великой Отечественной войны детям пришлось стать солдатами. Они не только спасали, перевязывали, но и стреляли из “снайперки”, подрывали мосты, ходили в разведку, брали “языков.


Слушают и читают стихотворение К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»


- О детях, которые, пострадали в войне.

Делятся впечатлениями об услышанном.


- О детях на войне.

Записывают тему в тетради.

Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов




- Ребята, вспомните, с какими произведениями о детях на войне вы уже знакомились в курсе литературного чтения в начальной школе?
- Замечательно, к этому стихотворению мы сегодня еще вернемся.

- Вспоминают стихотворение А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста».


Освоение нового




- Война застала детей в больших городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, на переднем крае войны и в глубоком тылу. Многие русские люди знают о подвигах юных героев Великой отечественной войны, известных всей стране. А вы ребята знаете о таких героях?
- Другие дети войны не получили медалей и званий, но тоже совершили своей маленький подвиг.
- Вернемся к стихотворению К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете».


Сообщения учеников о детях-героях войны.

I. Анализ стихотворения К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»

1. Словарная работа.

- Ребята, какие слова в стихотворении непонятны?

(слайд 2).
2. Работа с текстом произведения:

- Как вы думаете, какой момент войны описан в стихотворении? Наступление или отступление?

- Откуда был тот мальчик, которого везли на лафете пушки?
- Верно. Оборона Брестской крепости – одно из первых сражений во время Великой Отечественной войны. Победу одержала Германия, однако враг понял, что наступление на крепость, в которой сидит отважный защитник, стоит много крови (слайд 3).
- Почему мальчишка – седой?

- Как вы понимаете строки За десять лет на том и этом свете / Ему зачтутся эти десять дней?
- Что вы можете сказать об отце мальчика?

- На сколько частей можно разделить стихотворение?


- Во второй части поэт обращается к воображаемому собеседнику: Ты это горе знаешь понаслшке…, / Кто раз увидел этого мальчишку, / Домой прийти не сможет до конца.

Как вы понимаете эти строки? Почему лирический герой их произносит?
- Автор этого стихотворения Константин Михайлович Симонов прошел всю войну (слайд 4).

В течение 1941 года учится на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии, получает воинское звание интенданта второго ранга. С началом войны призван в армию, работал в газете "Боевое знамя". В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в "Красной звезде".
- За тридевять земель в горах Урала твой мальчик спит… Кому обращается Симонов в этих строках?

- Объясните последнее четверостишие:

Но если нет, когда наступит дата

Ему, как мне, идти в такие дни

Вслед за отцом, по праву, как солдата,

Прощаясь с ним, меня ты помяни.


Называют слова (скорее всего, это будет только слово лафет)


- Отступление (это можно проследить по тексту, в котором говорится погибла мать, был исцарапан пулями лафет, отец был ранен и разбита пушка)
- Его везли из крепости, из Бреста.

- Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя.
- За эти дни мальчик пережил очень многое, некоторые люди и за всю жизнь столько не переживают. Строки на том и этом свете говорят о том, что битва была настолько страшна, что непонятно, на Земле ли происходит весь этот ужас, который пришлось увидеть мальчишке.
- Для отца мальчик – самое важное, что осталось в его жизни (Отцу казалось, что надежней места / Отныне для ребенка нет). Отец и сам пострадал в бою (Отец был ранен, и разбита пушка).
- Стихотворение можно разделить на две части: в первой рассказывается о мальчишке, вторая часть представляет собой размышления лирического героя над увиденным.
- Война не будет закончена, пока люди страдают, пока дети лишаются родителей и родины. Солдат вернется домой только тогда, когда тот мальчишка возвратится с нами и поцелует горсть своей земли. Лирический герой так говорит, наверное, потому, что был на войне.

- Симонов обращается к своей далекой жене, матери своего сына, которая находится далеко от линии фронта (в эвакуации на Урале).
- Если война не будет закончена, и время встречи не настанет, то долг сына – продолжить дело отца, встать на защиту Родины и воевать до тех пор, пока не будет освобождена последняя пядь родной земли.

II. Сравнение стихотворений К.М. Симонова и А.Т. Твардовского

- Давайте прослушаем еще раз стихотворение А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста», с которым вы уже знакомы. Откройте учебники на 156 странице, следите за авторским чтением по тексту (слайд 5).
- Сравните героев двух стихотворений. Какие чувства вызывает герой первого стихотворения? Второго?

- Почему оба поэта не дают имен своим героям?


- Герой Симонова вызывает жалость, герой Твардовского – уважение, мы должны гордиться такими людьми.
- Авторы хотели подчеркнуть, что таких мальчиков было очень много.

Закрепление знаний (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов)

Построение, фиксация и применение нового – включение нового в систему усвоенного.

- Ребята, скажите, какие качества помогли нашим дедам, прадедам, бабушкам, прабабушкам победить в Великой Отечественной войне?
- Какие из этих качеств и сегодня помогают человеку жить и оставаться Человеком с большой буквы?

- Ребята, как вы думаете, какое слово в нашей теме является ключевым?


- Называют качества.


- Рассуждают о качествах.
Высказывают предположения:
- Наверное, слово победа, потому что очень важно, что Великая Отечественная война закончилась именно победой.

- Я считаю, что в нашей сегодняшней теме главное слово – мир, потому что, как мы уже сказали, настоящее счастье – это мир на Земле.

- А я думаю, что главное, что помогло прийти нашим дедам, прадедам, бабушка и прабабушкам прийти к победе и миру – это сплоченность, то есть пришли они к победе и миру вместе.

Рефлексия

Самопроверка умений применять новое в типовых условиях – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения.

- Ребята, у вас на партах лежат красные и зеленые прямоугольники.
Зеленый: Мне понравился сегодняшний урок, он заставил меня о многом задуматься.
Красный: Урок мне не понравился, я и так знал все, о чем мы говорили.




Домашнее задание




Состоит из двух частей:

1. Творческое задание. Придумайте и нарисуйте макет памятника детям войны.
2. выучить наизусть стихотворение К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете».
Спасибо за работу на уроке.