Файл: Урок литературы в 5 классе Вместе с отцами к победе и миру.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 9
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок литературы в 5 классе «Вместе с отцами – к победе и миру»
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный (мотивационный) | Создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Технологии: коллективной деятельности. Создание ситуации мотивации к обучению. - Здравствуйте, ребята! Скажите, что такое, по-вашему, счастье? - Ребята, а детство – это счастливое время? | Составление кластеров. Ассоциативные ряды. Предлагают варианты. Рисуют в тетради кластер. Могут быть разные точки зрения: кто-то скажет, что детство – это счастливое время, кто-то скажет, что есть дети (например, дети из детских домов), для которых детство – это не столько счастье, сколько столкновение с суровым внешним миром. |
Просмотр ролика | |||
- Какие ассоциации к слову счастье появились у вас после просмотра ролика? - Ребята, как вы думаете, какое слово написано на этом листе? Открывает слово война. - Назовите, пожалуйста, свои ассоциации к этому слову. | - Счастье – это жизнь без войны. - Наверное, слово война. Предлагают варианты. | ||
Целеполагание | Постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно. | - Давайте прослушаем текст художественного произведения. Откройте учебники на странице 160 и внимательно следите за текстом по ходу актерского чтения (слайд 1). - Ребята, скажите, о чем это стихотворение? - Какое впечатление на вас произвело это стихотворение? - Ребята, соотнесите составленные нами ряды ассоциаций к словам счастье и война с услышанным стихотворением. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? - Тема сегодняшнего урока – «Вместе с отцами – к победе и миру» (открывает тему). Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне с взрослыми принимали дети. В годы Великой Отечественной войны детям пришлось стать солдатами. Они не только спасали, перевязывали, но и стреляли из “снайперки”, подрывали мосты, ходили в разведку, брали “языков. | Слушают и читают стихотворение К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» - О детях, которые, пострадали в войне. Делятся впечатлениями об услышанном. - О детях на войне. Записывают тему в тетради. |
Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов | | - Ребята, вспомните, с какими произведениями о детях на войне вы уже знакомились в курсе литературного чтения в начальной школе? - Замечательно, к этому стихотворению мы сегодня еще вернемся. | - Вспоминают стихотворение А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста». |
Освоение нового | | - Война застала детей в больших городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, на переднем крае войны и в глубоком тылу. Многие русские люди знают о подвигах юных героев Великой отечественной войны, известных всей стране. А вы ребята знаете о таких героях? - Другие дети войны не получили медалей и званий, но тоже совершили своей маленький подвиг. - Вернемся к стихотворению К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». | Сообщения учеников о детях-героях войны. |
I. Анализ стихотворения К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» | |||
1. Словарная работа. - Ребята, какие слова в стихотворении непонятны? (слайд 2). 2. Работа с текстом произведения: - Как вы думаете, какой момент войны описан в стихотворении? Наступление или отступление? - Откуда был тот мальчик, которого везли на лафете пушки? - Верно. Оборона Брестской крепости – одно из первых сражений во время Великой Отечественной войны. Победу одержала Германия, однако враг понял, что наступление на крепость, в которой сидит отважный защитник, стоит много крови (слайд 3). - Почему мальчишка – седой? - Как вы понимаете строки За десять лет на том и этом свете / Ему зачтутся эти десять дней? - Что вы можете сказать об отце мальчика? - На сколько частей можно разделить стихотворение? - Во второй части поэт обращается к воображаемому собеседнику: Ты это горе знаешь понаслшке…, / Кто раз увидел этого мальчишку, / Домой прийти не сможет до конца. Как вы понимаете эти строки? Почему лирический герой их произносит? - Автор этого стихотворения Константин Михайлович Симонов прошел всю войну (слайд 4). В течение 1941 года учится на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии, получает воинское звание интенданта второго ранга. С началом войны призван в армию, работал в газете "Боевое знамя". В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в "Красной звезде". - За тридевять земель в горах Урала твой мальчик спит… Кому обращается Симонов в этих строках? - Объясните последнее четверостишие: Но если нет, когда наступит дата Ему, как мне, идти в такие дни Вслед за отцом, по праву, как солдата, Прощаясь с ним, меня ты помяни. | Называют слова (скорее всего, это будет только слово лафет) - Отступление (это можно проследить по тексту, в котором говорится погибла мать, был исцарапан пулями лафет, отец был ранен и разбита пушка) - Его везли из крепости, из Бреста. - Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. - За эти дни мальчик пережил очень многое, некоторые люди и за всю жизнь столько не переживают. Строки на том и этом свете говорят о том, что битва была настолько страшна, что непонятно, на Земле ли происходит весь этот ужас, который пришлось увидеть мальчишке. - Для отца мальчик – самое важное, что осталось в его жизни (Отцу казалось, что надежней места / Отныне для ребенка нет). Отец и сам пострадал в бою (Отец был ранен, и разбита пушка). - Стихотворение можно разделить на две части: в первой рассказывается о мальчишке, вторая часть представляет собой размышления лирического героя над увиденным. - Война не будет закончена, пока люди страдают, пока дети лишаются родителей и родины. Солдат вернется домой только тогда, когда тот мальчишка возвратится с нами и поцелует горсть своей земли. Лирический герой так говорит, наверное, потому, что был на войне. - Симонов обращается к своей далекой жене, матери своего сына, которая находится далеко от линии фронта (в эвакуации на Урале). - Если война не будет закончена, и время встречи не настанет, то долг сына – продолжить дело отца, встать на защиту Родины и воевать до тех пор, пока не будет освобождена последняя пядь родной земли. | ||
II. Сравнение стихотворений К.М. Симонова и А.Т. Твардовского | |||
- Давайте прослушаем еще раз стихотворение А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста», с которым вы уже знакомы. Откройте учебники на 156 странице, следите за авторским чтением по тексту (слайд 5). - Сравните героев двух стихотворений. Какие чувства вызывает герой первого стихотворения? Второго? - Почему оба поэта не дают имен своим героям? | - Герой Симонова вызывает жалость, герой Твардовского – уважение, мы должны гордиться такими людьми. - Авторы хотели подчеркнуть, что таких мальчиков было очень много. | ||
Закрепление знаний (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов) | Построение, фиксация и применение нового – включение нового в систему усвоенного. | - Ребята, скажите, какие качества помогли нашим дедам, прадедам, бабушкам, прабабушкам победить в Великой Отечественной войне? - Какие из этих качеств и сегодня помогают человеку жить и оставаться Человеком с большой буквы? - Ребята, как вы думаете, какое слово в нашей теме является ключевым? | - Называют качества. - Рассуждают о качествах. Высказывают предположения: - Наверное, слово победа, потому что очень важно, что Великая Отечественная война закончилась именно победой. - Я считаю, что в нашей сегодняшней теме главное слово – мир, потому что, как мы уже сказали, настоящее счастье – это мир на Земле. - А я думаю, что главное, что помогло прийти нашим дедам, прадедам, бабушка и прабабушкам прийти к победе и миру – это сплоченность, то есть пришли они к победе и миру вместе. |
Рефлексия | Самопроверка умений применять новое в типовых условиях – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения. | - Ребята, у вас на партах лежат красные и зеленые прямоугольники. Зеленый: Мне понравился сегодняшний урок, он заставил меня о многом задуматься. Красный: Урок мне не понравился, я и так знал все, о чем мы говорили. | |
Домашнее задание | | Состоит из двух частей: 1. Творческое задание. Придумайте и нарисуйте макет памятника детям войны. 2. выучить наизусть стихотворение К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Спасибо за работу на уроке. | |