Файл: А. И. Куприн. Талант любви в рассказе Гранатовый браслет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План самостоятельной работы учащегося 10 класса по русскому языку и литературе

III четверть

Раздел5. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

Урок 5(37)

Тема: А.И.Куприн. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет».

Цели обучения: владеет стратегиями чтения; -соотносят художественный текст, используя композиционный анализ; -находить причастия и деепричастия в тексте.

Учебник Русский язык и литература 10 класс

АвторыЖ.Х.Салханова, Ж.К.Киынова, А.Е.Бектурова
Изучение материала по теме урока
Обращение к эпиграфу урока

«Любовь — как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубокие корни во все паше существо и нередко продолжает зеленеть и даже цвести на развалинах нашего сердца».

(Виктор Гюго)

Словарная работа:


1.Что такое любовь?

2.Подберите прилагательные к слову «любовь»



2. Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение слову «любовь» дают лингвисты.

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Любовь –1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу.

2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь.

(Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова)

- Что общего в этих определениях?

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.

Что же такое настоящая любовь? Обратимся к повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» и попытаемся это выяснить.


Тема любви-одна из постоянных тем искусства и одна из главных в творчестве А.И.Куприна. «Любовь всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть», -в этой фразе пафос изображения любви Куприным. Почти во всех его произведениях на эту тему исход трагичен.

Предтекстовая работа


Речевые обороты (клише) - стандартные, устойчивые обороты речи (часто употребляемые фразы); слова, используемые для аргументации и грамматической связи. Например: ... - вкладывать душу, оказать медвежью услугу, ломать голову (устойчивые обороты речи → фразеологизмы);

Канцеляризмы — слова и выражения, характерные для официально-делового стиля. Они подходят для деловых бумаг, актов, заявлений, справок и т.п.Пример канцеляризмов: является, данный, указанный, изложенный, функционировать, будучи, находится, аспект, определённый и т.п. К канцеляризмам также относятся обороты, демонстрирующие превосходство над читателем: не секрет, что; неудивительно, как известно и т.д.


Чтение текстов
Первое письмо Желткова

«Ваше Сиятельство,
Глубокоуважаемая Княгиня
Вера Николаевна!


Почтительно поздравляя Вас с светлым и радостным днем Вашего Ангела, я осмеливаюсь препроводить Вам мое скромное верноподданническое подношение». Я бы никогда не позволил себе преподнести Вам что-либо, выбранное мною лично: для этого у менянет ни права, ни тонкого вкуса и — признаюсь — ни денег. Впрочем, полагаю, что и на всем свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас.

Но этот браслет принадлежал еще моей прабабке, а последняя, по времени, его носила моя покойная матушка. Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната — зеленый гранат. По старинному преданию,сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящимего женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти.

Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета, и Вы можете быть уверены, что до Вас никто еще этого браслета не надевал.



Вы можете сейчас же выбросить эту смешную игрушку или подарить ее кому-нибудь, но я буду счастлив и тем, что к ней прикасались Ваши руки. Умоляю Вас не гневаться на меня. Я краснею при воспоминании о моей дерзости семь лет тому назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам. Еще раз прошу прощения, что обеспокоил Вас длинным, ненужным письмом. Ваш до смерти и после смерти покорный слуга.

Г. С. Ж.».

Второе письмо Желткова

«Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать, мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.

Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое».

Восемь лет тому назад я увидел Вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…

Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас… сладким бредом. Я очень стыжусь и мысленно краснею за мой дурацкий браслет, — ну, что же? — ошибка. Воображаю, какое он впечатление произвел на Ваших гостей.

Через десять минут я уеду, я успею только наклеить марку и опустить письмо в почтовый ящик, чтобы не поручать этого никому другому. Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл. Вы его забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, — о, как я ее целовал, — ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе… Кончено. Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что Вы обо мне вспомните. Если Вы обо мне вспомните, то… я знаю, что Вы очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, — так вот, если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur, N 2, op. 2.


Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.

Г. С. Ж.».
Задание 1

Проанализируйте текст первого письма Желткова

1.Какие фразы в письме указывают на социальную принадлежность героя, а какие раскрывают его человеческую сущность?
2.Опишите эмоциональное состояние человека, написавшего письмо.
3.Какие слова и речевые обороты позволяют передать психологическое состояние героя?

Задание 2

Проанализируйте текст последнего письма Желткова.
1.Найдите в нем канцелярские обороты
2.Обратите внимание на использования личных местоимений в тексте.
3.О чем свидетельствует поглощение местоимения «Я» местоимением «Вы» в последнем абзаце письма?
4.Произведите морфологический разбор местоимения Я
5.Объясните смысл христианской молитвы «Да святиться имя Твое» по отношению к женщине?
себе кумира”. Он забыл обо всем на свете, кроме любви к женщине.
Задание 3

Работа по таблице

В таблице даны рассуждения о любви.

Кому из героев они принадлежат?

(Вере Николаевне, генералу Аносову, Василию Львовичу, Г.С.Желткову)


?

?

?

?

«Любовь должна быть трагедией.

Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.»

«И что это: любовь или сумасшествие»

«… это не болезнь ,не маникальная идея-это любовь. которой Богу было угодно за что то-то меня вознаградить…»

«…. Разве можно управлять таким чувством, как любовь- чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкование»


Задание для обратной связи

Написать мини-сочинение «Любовь без взаимности: счастье или трагедия» используя ПОПС –формулу


Отвечая на вопрос, используйте следующую структурную формулу:

П-Позиция («Я считаю …»)

О-Объяснение ( «…, потому что….»)

П-Примеры («Я могу доказать это на примерах…»

С-Следствие («Исходя из этого, я делаю вывод»)