Файл: Курсовая работа Государственное управление занятостью населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 269

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы государственного управления занятостью населения

1.1. Занятость и безработица. Их виды

1.2. Методы и инструменты управления занятостью на федеральном и региональном уровне

1.3. Особенности государственной политики занятости населения в условиях кризиса

ГЛАВА 2. Анализ государственного управления занятостью населения

2.1. Анализ современного состояния занятости населения в Астраханской области

2.2. Организация государственного управления занятостью в регионе

2.3. Программно-целевое управление в сфере занятости на региональном уровне

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ

3.1. Государственное регулирование программ в сфере занятости в Астраханской области

3.2. Конкретизация и затраты на реализацию данного предложения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Курсовая работа

Государственное управление занятостью населения

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. Теоретические основы государственного управления занятостью населения 7

1.1. Занятость и безработица. Их виды 7

1.2. Методы и инструменты управления занятостью на федеральном и региональном уровне 10

1.3. Особенности государственной политики занятости населения в условиях кризиса 14

ГЛАВА 2. Анализ государственного управления занятостью населения 18

2.1. Анализ современного состояния занятости населения в Астраханской области 18

2.2. Организация государственного управления занятостью в регионе 23

25

2.3. Программно-целевое управление в сфере занятости на региональном уровне 27

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ 31

3.1. Государственное регулирование программ в сфере занятости в Астраханской области 31

3.2. Конкретизация и затраты на реализацию данного предложения 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42


ВВЕДЕНИЕ



Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях глобализации мировой экономики приоритетное значение приобретает развитие человеческого фактора как неотъемлемой составляющей обеспечения конкурентоспособности экономики. В условиях инновационного направленного развития развитых экономик именно получения конкурентных преимуществ, связанных с эффективным использованием человеческих ресурсов, выступает залогом успеха в конкурентной борьбе. Необходимым условием продуктивного использования трудоресурсного потенциала страны в условиях кризисных явлений в мире становится именно обеспечение последовательной государственной политики по стимулированию развития национального рынка труда.

Отсутствие системных исследований по данной проблеме обусловливает актуальность темы и определяет объективную необходимость исследования государственного механизма регулирования занятости с определением принципов его формирования. Прежде всего, это касается анализа функций государства на рынке труда в условиях усиления открытости национальных экономик.

Однако в течение всего периода после начала экономических реформ государство так и не смогла сформулировать целостную концепцию регулирования занятости, сосредоточивая основные усилия преимущественно на одной составляющей — регулировании масштабов официальной безработицы.


Учитывая, что основной оборот рабочей силы происходит в сфере низкоквалифицированной и мало оплачиваемой работе, такое регулирование происходит за счет содействия малоэффективной занятости.

Итак, несмотря на разработку Программы социально-экономического развития, Основных направлений реализации государственной политики занятости и территориальных программ занятости, государство практически не имеет долгосрочной стратегии и действенных механизмов, которые могли бы принципиально изменить ситуацию на внутреннем рынке труда и повлиять на мотивацию трудовых мигрантов.

Целью данной работы является изучение государственного управления занятостью населения. При этом можно выделить следующие основные задачи:

- рассмотреть занятость и безработица, их виды;

- изучить методы и инструменты управления занятостью на федеральном и региональном уровне;

- рассмотреть особенности государственной политики занятости населения в условиях кризиса;

- провести анализ современного состояния занятости населения в Астраханской области;

- рассмотреть организацию государственного управления занятостью в регионе;

- изучить программно-целевое управление в сфере занятости на региональном уровне;

- предложить мероприятия по совершенствованию государственному регулированию программ в сфере занятости в Астраханской области;

- рассмотреть конкретизацию и затраты на реализацию данного предложения.

Объектом данного исследования выступает Астраханская область. Предметом - государственное управление занятостью населения.

В работе использовались общенаучные методы, такие как анализ, синтез.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. Теоретические основы государственного управления занятостью населения

1.1. Занятость и безработица. Их виды



Уровень безработицы представляет собой количественный показатель, который предоставляет возможность сравнить безработицу для разной численности населения (например, для разных этапов одного и того же государства, для разных стран)1.

Вышеуказанный количественный показатель – это отношение численности населения определенной возрастной группы, которое не имеет работы, к численности активного в экономическом плане населения соответствующего возраста. Уровень безработицы определяется в процентах. В общей величине рабочей силы уровень безработицы отражает долю безработных:



u = (U (число безработных) / L (рабочая сила, которая включает и работающее и безработное населения) *100 %

На сегодняшний день для измерения численности безработных используется два методы:

- согласно методике Федеральной службы занятости (население без работы здесь рассматривается как трудоспособные люди, которые не имеют заработка, но упрямо его ищут, и зарегистрированы в качестве таковых в соответствующих органах);

- согласно методике Международной организации труда (безработные здесь выступают в качестве людей, в которых отсутствует работа, но они пригодны к труду в настоящий момент и, кроме того, активно его ищут).

Специалисты отмечают, что на уровень безработицы не влияет количество пенсионеров, студентов дневной формы обучения, инвалиды, а также люди, которые занятые неполный день. Данные категории населения к безработным не относятся.

Если безработица достигает чрезвычайно высокого уровня, то это является признаком о высокой эффективности использования рабочей силы. Кроме того, в слишком большой показатель уровня безработицы может составлять серьезную опасность именно экономическому подъему страны, поскольку способствует не потреблению, а накоплению.

Кроме того, данный показатель влияет на решения, которые принимаются центральными банковскими учреждениями стран Европы и их политиков. Следует отметить, что уровень безработицы в Европе обычно является достаточно высоким. В США данные о вышеуказанном показателе публикуются одновременно с информацией о количестве новых мест, которые созданы в не хозяйственных отраслях экономики. В Еврозоне сведенья об уровень безработицы предоставляются населению каждые 10 дней, в Японии – ежемесячно (обычно в последних числах).

Специалисты отмечают, что вышеуказанный показатель очень сильно влияет на биржевой рынок. Уровень безработицы обычно тщательно анализируется совместно с данными индикатора количества новых рабочих мест, что созданы в не хозяйственных отраслях экономики. Рост последнего в случае, если уровень безработицы увеличивается, показывает, что в не хозяйственных отраслях экономики стало все больше людей, в которых отсутствует работа. При ожидании повышения процентных ставок уменьшение вышеуказанного показателя способствует укреплению доллара.

В 1990 году в Российской Федерации наблюдался минимальный уровень безработицы . Он составлял всего 5, 2 %.


Максимальное значение вышеуказанного показателя наблюдалось во время экономического кризиса в 1998 году. Уровень безработицы составил 13,2 %.

Специалисты отмечают, что уже к концу 2007 года отмечалось некоторое снижение данного количественного показателя до 6,1 %. Но уже в следующий год наблюдался рост уровня безработицы в стране до 6,8 %.

Согласно мнению специалистов, наиболее остро проблема отсутствия работы отмечается не в крупных городах, а именно на локальном уровне. Уровень безработицы достаточно высок в средних и малых городах, где в основном концентрируется легкая и военная промышленность, в горнорудных поселках Крайнего севера, на незавершенных стройках крупных предприятий. Данный показатель влияет на общий уровень безработицы в стране.

Очень высокий уровень безработицы на 2015 год наблюдается сегодня в Испании. Этот показатель составляет около 23,2 %. Доля экономически активного населения в этой стране занимает всего-то 37 % (для сравнения в Российской Федерации – 53,00 %, В Соединенных Штатах – 63,0 %.

В Германии уровень безработицы насчитывает всего-то 4,8 %, а во Франции – 10,6 %.

Специалисты отмечают, что в этом отношении очень хорошие показатели в США. Уже в конце 2014 года уровень безработицы опустился до 5,9 %. Согласно данным Бюро статистики США, вышеуказанный показатель достиг своего докризисного минимума 200 года.

Вышеуказанный показатель представляет собой экономическую гипотезу, которая говорит о том, что для общеэкономического равновесия (сложилось при определенной реальной зарплате) есть конкретная неполная занятость населения. Последняя является результатом недостатка достоверной информации, демографических изменений, барьером мобильности. Поэтому уровень безработицы невозможно уменьшить до нуля. Его удается только опустить до метки, которая определяется несовершенностью рынка.

Специалисты отмечают, что в узких временных рамках оказать влияние на уровень с такой безработицей невозможно. В этой ситуации поможет только медленное воздействие при помощи специальных методов структурной и регулярной политики. К примеру:

- развитие технологий, которые облегчают поиск работы;

- введение так называемой эффективной зарплаты, что превышает рыночную;

- организация профессиональных союзов
;

- введение минимальной зарплаты.

Согласно теории М. Фридмана, естественная безработица является специфической для каждой отдельной экономики в соответствии с макроэкономическим равновесием. В случае последнего, уровень инфляции, что ожидается, равен действительному ее уровню. Кривая Филлипса – это попытка описать зависимость уровней безработицы и инфляции. Однако между этими величинами существование прямой зависимости в широких рамках времени и Филлипсом и Фридманом отрицаются. Они утверждают, что уровень инфляции зависит исключительно от денежной массы. Уровень безработицы главным образом стремится к показателю естественной безработицы2.

Естественный уровень безработицы специалисты характеризуют как «полная занятость». Но мнение о том, что безработица в таком случае равна нулю, ошибочное.

Естественный уровень безработицы, согласно мнению экспертов, является таким состоянием экономики, при котором наблюдается структурная и фрикционная безработица, но отсутствует циклическая.