Файл: Доклад по дисциплине Социальная психология на тему " Кукла Бобо психологический эксперимент А. Бандуры".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина"
Кафедра Практической психологии
Доклад
по дисциплине Социальная психология
на тему:
“ Кукла Бобо» – психологический эксперимент А. Бандуры”
Работу выполнили:
Студентки 1 курса группы РЛ-22-1
Ионкина Анастасия
Балынская Елизавета
Преподаватель: Маннанова Елена Анатольевна
г. Нижний Новгород
2023 г.
«КУКЛА БОБО» – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ А. БАНДУРЫ»
Эксперимент с куклой Бобо – один из наиболее известных в истории социальных экспериментов. Его провел Альберт Бандура для того, чтобы доказать, что дети перенимают агрессивное поведение у взрослых.
СУТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА С КУКЛОЙ БОБО
Суть эксперимента А. Бандуры с куклой Бобо, если кратко, заключается в проверке гипотезы о том, что агрессивному поведению малыши учатся на примере взрослых людей. Он доказывает, что дети не становятся агрессивными к кому-либо самостоятельно, они усваивают подобные стереотипы поведения при наблюдении за окружающими.
ПОДГОТОВКА К ЭКСПЕРИМЕНТУ БАНДУРЫ
Для проведения эксперимента с куклой Бобо было организовано помещение с двумя комнатами. В первой комнате было две секции, в каждой из которых было видно, что делают в другой. В первой секции – игрушки для ребенка, во второй – кукла Бобо и игрушки для взрослого, который должен демонстрировать необходимое поведение. Эта комната была оснащена зеркалом Гезелла, которое позволяло экспериментатору видеть снаружи, что происходит внутри, а с противоположной стороны кажется простым зеркалом.
Кукла Бобо – это придумка Альберта Бандуры для проведения данного социального эксперимента. Она представляла собой высокую надувную куклу с ярким окрасом и утяжелением на дне. Кукла могла только стоять и наклоняться, но не лежать на боку.
Вторая комната – с еще более интересными игрушками для малышей.
КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ
Эксперимент проводился с участием 72 детей от 3 до 6 лет. 24 из них представляли собой контрольную группу: с ними не проводили никаких действий, чтобы проверить, действительно ли на формирование определенного поведения повлияли действия экспериментаторов. Остальные дети были разделены на две группы также по 24 человека: первой группе предполагалось демонстрировать агрессивное поведение, второй – не агрессивное.
КОМАНДА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
Экспериментом занимался Альберт Бандура и еще трое взрослых: женщина-организатор и женщина с мужчиной, которые являлись взрослыми моделями поведения.
ГИПОТЕЗЫ
А. Бандура выдвигал 4 гипотезы, которые пытался проверить в своем эксперименте:
-
Испытуемые из «агрессивной» группы будут демонстрировать те модели агрессивного поведения, которые видели ранее у взрослых. -
«Неагрессивная» группа детей не станет проявлять агрессию или будет делать это отсрочено во времени. -
В большей степени испытуемые будут повторять поведение человек того же пола, что и они сами. -
Мальчики проявят более сильную агрессию, чем девочки.
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА
Эксперимент Альберта Бандуры с куклой Бобо был проведен в две стадии. Каждый ребенок проходил их индивидуально.
ПЕРВАЯ СТАДИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
На первом этапе малыша запускали в первую комнату с двумя отсеками. В одном испытуемый играл с игрушками, а в другом – тем же самым занималась взрослая модель, игнорируя куклу Бобо. Перед тем, как малыш выходил из комнаты, ему сообщали, что поиграть с теми игрушками, с которыми играл взрослый, ему не разрешат. Этим у ребенка пытались вызвать чувство обиды и разочарования. После того, как все дети прошли через эту комнату, их также по одному отправляли туда снова.
При этом рядом с теми детьми, которым собирались демонстрировать агрессивное поведение, взрослый начинал бить молотком и наносить различные удары по кукле Бобо. Взрослые старались выбирать необычные действия
, чтобы увидеть, действительно ли дети повторяют именно ту модель, за которой наблюдали. В «неагрессивной» группе взрослый по-прежнему занимался игровым набором, игнорируя куклу.
ВТОРАЯ СТАДИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
На втором этапе детей запускали во вторую комнату, в которой были намного более привлекательные и интересные игрушки, и разрешали ими поиграть. Но как только экспериментаторы видели, что ребенок сильно заинтересовался и включился в игру, они ее прерывали. Ему говорили, что играть здесь он больше не сможет, зато может пойти в первую комнату, где был вначале. Когда малыш соглашался, его запускали, разрешали играть с игрушками взрослого, в том числе – с молотком и куклой. За ребенком здесь наблюдали через зеркало Гезелла.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
В результате эксперимента Альберту Бандуре удалось доказать все свои гипотезы.
Дети из «агрессивной» группы проявляли намного больше агрессивных реакций в сравнении со второй экспериментальной и контрольной группами. Малыши, наблюдавшие за «неагрессивным» поведением, проявляли собственную злость очень слабо или не проявляли совсем. За моделями своего пола дети повторяли агрессивные действия намного более охотно, чем за моделями противоположного пола. И мальчики из экспериментальной «агрессивной» группы действительно оказались наиболее агрессивными.
КОНЦЕПЦИЯ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ ЗА ПОСТУПКИ
А. Бандура через некоторое время провел еще один эксперимент. В нем детям от трех до семи лет сначала показывали видео со взрослыми моделями, которые разными способами «обижали» куклу Бобо. Но окончание видео было разным: первой группе показали, что за агрессию модель была наказана, второй – поощрена словесно и конфетами, а агрессия третьей модели была проигнорирована.
После этого каждый участник эксперимента индивидуально оказывался в комнате с куклой Бобо. Анализ результатов эксперимента показал, что наиболее агрессивными были дети, которым показали модель с поощрением, наименее злыми – те, кто видел видеозапись с наказанием за агрессию.
ВЫВОДЫ
А. Бандуре своим психологическим экспериментом с куклой Бобо удалось доказать, что агрессивное поведение дети копируют у взрослых. При этом он не задействовал каких-либо «запрещенных» приемов: агрессивное поведение направлялось на неодушевленный предмет. Кроме того, что он показал механизм подражания взрослым, он также научил некоторых детей избавляться от агрессивных эмоций безопасным способом, не причиняя вреда никому живому и ничему ценному.