Файл: Планирование численности персонала на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 2799

Скачиваний: 48

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из факторов развития организации любой отрасли и вида деятельности является повышение эффективности использования внутренних ресурсов, ключевыми из которых являются кадры. Работники любого хозяйствующего субъекта обеспечивают непосредственно организацию процесса производства, оказания услуг или выполнения работ, управление структурными подразделениями, взаимодействие с покупателями и выполняют прочие функциональные обязанности, составляющие основу деятельности организации.

Под влиянием осуществляемых экономических преобразований в России происходят существенные изменения трудовых функций персонала различных социальных и профессиональных категорий, состава и структуры их мотивов и ценностей в зависимости от определенных условий трудовой деятельности и экономического развития страны и отдельных регионов. Поэтому в постоянно меняющихся условиях внешней среды важная роль отводится не только факту существования системы управления персоналом, но и актуальной эффективности применяемой в определенный момент времени системы организации труда и мотивирования работников.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что от эффективности применяемой в организации системы управления персоналом зависят результаты и показатели ее деятельности, достижение как оперативных, так и стратегических целей и выполнение планов, уровень производительности труда и удовлетворенности персонала своей работой, качество производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг – значительное число факторов, характеризующих результативность финансово-хозяйственной деятельность любой организации. Разработка, внедрение и совершенствование систем управления персоналом современных предприятий способствуют повышению эффективности как самого процесса управления малыми и объемными коллективами работников, так и деятельности отдельных работников за счет индивидуального мотивирования.

Объектом данного исследования является система управления персоналом коммерческой организации ООО «Авалон», осуществляющее деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе. Предмет исследования – действующие в организации проблемы управления персоналом.

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по управлению численностью персонала в организации.

Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:


  • рассмотреть теоретические и методологические основы диагностики проблем управления персоналом организации
  • провести социально-экономическую характеристику организации
  • проанализировать численность и кадровый состав организации;
  • оценить систему планирования персонала организации;
  • разработать предложения по решению выявленных проблем управления персоналом и оценить эффективность их осуществления.

Для достижения цели и решения задач структура работы включает в себя три последовательных главы. В первой главе рассматриваются сущность, цели и задачи системы управления персоналом, подходы к ее построению и методика оценки. Во второй главе проведен анализ управления персоналом в организации и выявлены соответствующие проблемы. На основе первых двух глав в третьей разработаны мероприятия по решению выявленных проблем.

База проделанного исследования включает в себя нормативные документы в области трудовой деятельности персонала, учебно-методическую литературу и сведения организации. Особая роль при выполнении работы отведена учебным пособиям в области управления персоналом и оценки эффективности его использования А.М. Асалиева, К.Г. Кязимова, А.Я. Кибанова, И.Б. Дураковой, О.К. Миневой, А.В. Дейнека и др. В ходе проделанного практического исследования использованы данные организации о кадровом составе, документы по учету персонала и его труда и прочие внутренние данные, связанные с управлением персоналом.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Сущность, цели и функции системы управления персоналом организации

Деятельность любой организации в современных условиях напрямую зависит от разработки, внедрения и использования эффективной системы управления персоналом. Достижение приемлемого и соответствующего уровня организации и мотивации труда позволяет повысить результативность труда каждого работника организации и, таким образом, эффективность всей ее деятельности, обеспечить систематический рост уровня квалификации кадров, способствуя, в целом, росту профессиональной подготовки людей [12, с. 54].


Система управления персоналом представляет собой совокупность принципов, средств и методов целенаправленного воздействия на работников организации, которое способно обеспечить максимальное использование их интеллектуальных и физических способностей в ходе выполнения трудовых обязанностей для достижения целей деятельности хозяйствующего субъекта. Данное определение в достаточной мере характеризует сущность системы управления персоналом, связывая ее построение с целями существования организации.

Цель системы управления персоналом определяют цели деятельности организации, взаимосвязь которых между собой продемонстрирована на рис. 1
[3, с. 65]. Цели организации могут быть разделены на следующие группы:

  • экономическая цель – достижение максимальной прибыли – удовлетворение интересов собственников бизнеса коммерческой организации, финансирование расходов, инвестиционной деятельности и т.д.;
  • производственно-коммерческие цели – производство и сбыт продукции, работ и услуг соответствующего качества и в необходимом объеме – удовлетворение общественных потребностей;
  • социальные цели – обеспечение удовлетворения социальных потребностей своих работников;
  • научно-технические цели – повышение производительности труда за счет использования современных технологий управления, научная деятельность, повышение качества продукции, работ и услуг и т.д. [18, с. 12].

Цели деятельности организации

Экономическая цель

Получение прибыли

Производственно-коммерческие цели

Удовлетворение общественных потребностей

Социальные
цели

Удовлетворение потребностей работников

Научно-технические цели

Повышение
производительности труда

Экономически и социально эффективное использование труда персонала

Обеспечение эффективной системы оплаты труда, карьерного роста, развития персонала и т.д.

Обеспечение квалификационными кадрами, их эффективное использование, рост производительности труда, профессиональное и социальное развитие персонала

Цель системы управления персоналом организации

Рисунок 1 – Взаимосвязь между целями деятельности организации
и системой управления персоналом

Исходя из обозначенных 4 типов целей деятельности организации, в качестве цели системы управления персоналом можно обозначить – создание и использование гибких механизмов организации труда и управления, который позволяют обеспечить адаптацию персонала, сохранение и пополнение квалифицированными кадрами, что в совокупности способствует как достижению цели функционирования организации, так и удовлетворению потребностей ее работников. Такая обратная связь между целями организации и ее работников является неотъемлемым элементом построения эффективной системы управления персоналом [4, с. 48].


Цель системы управления персоналом достигается за счет решения следующих задач:

  • разработка единых принципов управления организацией и ее кадрами – взаимосвязь системы менеджмента и кадровой политики;
  • стимулирование адаптации работников организации к осуществляемым изменениям;
  • создание действенной и эффективной системы мотивации и стимулирования труда работников;
  • формирование эффективной системы оценки персонала, позволяющий выявить недостатки в его использовании и направления совершенствования;
  • обеспечение повышения квалификации и обучения работников с целью формирования трудовых компетенций, способствующих достижению целей деятельности организации;
  • формирование квалифицированных и компетентных кадров;
  • эффективная организация труда работы персонала, его лояльность, развитые коммуникационные навыки, эффективная командная работа [24, с. 154].

Решение обозначенного комплекса задач в совокупности способствует достижению цели формирования эффективной системы управления персоналом, что в результате обеспечивает достижение целей деятельности организации, связанных с кадрами и результатами их работы.

В системе управления персоналом выделяется субъект и объект управления. В качестве первого выступает управляющий элемент, т.е. административно-управленческий персонал организации, реализующий функции управления. Объектом системы управления является управляемый элемент, включающий в себя следующие компоненты: отбор и подбор персонала, размещение, оценка, мотивация, стимулирование, обучение, развитие и т.д. С учетом цели, задач, субъектов и объектов, система управления персоналом в организации выполняет ряд важнейших функций, из которых следует выделить следующие:

  • планирование кадров – разработка кадровой политики и стратегии управления кадрами, оценка и анализ кадрового потенциала, прогнозирование потребности в работниках, обеспечение квалифицированными кадрами в необходимом количестве;
  • организация найма и учета работников – формирование системы отбора кандидатов по вакансиям, построение эффективной системы оценки их соответствия, кадровый учет, управление занятостью работников, а также документационное обеспечение движения работников;
  • формирование системы оценки, обучения и развития работников – организация системы обучения, подготовки и переподготовки кадров, повышение квалификации работников, адаптация, оценка, управление развитием карьеры;
  • управление мотивацией труда работников – построение эффективной системы воздействия на трудовую деятельность персонала для достижения личных, групповых и организационных целей [7, с. 45];
  • управление социальным развитием работников – обеспечение комфортными условиями труда, наличия перерывов, организация питания, социального страхования и т.п.;
  • правовое обеспечение управления работниками – организация труда работников в соответствии с требованиями действующего законодательства, учет трудового стажа и т.д.;
  • информационное обеспечение управления персоналом – учет работников, их труда, результатов работы, расчетов по заработной плате, техническое и информационное обеспечение труда работников;
  • обеспечение нормальных условий труда – организация трудового процесса в соответствии с требованиями техники безопасности, эргономики и охраны труда и окружающей среды;
  • линейное управление персоналом организации – организация системы управления работниками на всех уровнях – не только высшим руководством и кадровой службой, но и непосредственными руководителями, например, начальниками структурных подразделений.

Следует отметить, что последняя функция системы управления персоналом обусловлена ее тесной взаимосвязью с организационной структурой отдельного субъекта хозяйствования – построение такой структуры с учетом стратегии деятельности организации оказывает существенное влияние на систему управления кадрами [17, с. 112].

Таким образом, система управления персоналом является важнейшим элементом менеджмента в организации, выполняющим ряд функций, направленных на достижение целей деятельности хозяйствующего субъекта за счет эффективного использования его трудовых ресурсов, а также удовлетворение потребностей и развитие работников.

1.2. Современные подходы к построению систем управления персоналом организации

Управление персоналом организации представляет собой структурированный комплекс мероприятий, достижение целей реализации которого осуществляется с использованием системного подхода. Данный подход в системе управления персоналом заключается в том, что такая система является интегрированным целым и состоит из отдельных элементов. Это обуславливает, что система управления персоналом комплексом связанных между собой элементов, которые объединены общей целью, имеют внутренние и внешние связи, направлены на выполнение собственных и общих функций системы [22, с. 87]. Такой дифференцированный подход позволяет рассмотреть методы построения наиболее эффективной системы управления персоналом в организации.

Для характеристики современных подходов к построению системы управления персоналом организации необходимо рассмотреть, какие элементы этой системы и по каким направлениям развиваются. Элементы системы управления персоналом наглядно продемонстрированы в приложении А. По данным указанного приложения, для построения системы управления персоналом могут использоваться подходы на основе развития 9 подсистем, каждая из которых направлена на выполнение отдельных функций всей системы.

Социально-трудовые отношения работников представляют собой взаимодействия и взаимозависимость персонала организации, которые существуют между отдельными работниками и коллективами. Данные отношения определяют качество «трудовой жизни» и психологический климат в коллективе, поэтому обеспечение сплоченности трудового коллектива и решение конфликтов является важным элементом формирования эффективной системы управления персоналом [14, с. 82].