Файл: Цифровизация медицинского образования на современном этапе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Слайд 1.
Цифровые технологии оказывают значительное влияние на профессиональную практику на индивидуальном, организационном, национальном и международном уровнях.
Одним из важных условий развития страны, как подчеркнул президент РФ Владимир Путин в своем Указе [1], а также в выступлениях с ежегодными посланиями Федеральному Собранию в 2019 и 2020 годах, является интенсивное внедрение цифровых технологий во все отрасли производства, науки и образования. Указанное в значительной степени касается медицинских организаций и медицинских образовательных учреждений, где в соответствии со специальным федеральным законом № 242-ФЗ реализуется сразу несколько программ и проектов по применению информационных технологий (ИТ) в сфере здравоохранения, так что внедрение ИТ способствует более высокому уровню развития системы здравоохранения. Следовательно, основной целью применения ИТ в медицине является повышение качества охраны здоровья населения за счет использования возможностей современной компьютерной техники.
Слайд 2.
Цифровизация медицины – это внедрение современных информационных технологий в различные процессы медицинской отрасли, как бюджетной, так и частной коммерческой медицины.
Слайд 3.
Современные цифровые технологии разнообразны и включают в себя технологию совместных экспериментальных исследований и взаимодействий преподавателя и обучающегося, технологию «Виртуальная реальность», технологию «Панорамные изображения», технологию «3D моделирование», технологию «Образовательная робототехника», технологию МСИ (использования малых средств информатизации), мультимедийный учебный контент, интерактивный электронный контент. Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR-технологии) открывают принципиально новый уровень взаимодействия человека с цифровым миром, который играет все большую роль в глобальной экономике, политике и социальных отношениях.
Слайд 4.
Целью внедрения цифровых технологий в процесс обучения врачей является повышение качества и доступности последипломного образования и, как следствие, повышение компетентности специалистов здравоохранения и качества оказания медицинской помощи. Система цифрового образования предполагает наличие информационных ресурсов, телекоммуникации и систему управления [2].
Слайд 5.
Пандемия COVID-19 глобально изменила подход к образовательному процессу в целом. Возросла потребность в различных ресурсах – в возможности дистанционно организовать учебный процесс, удаленно демонстрировать практические навыки. Для решения данной проблемы использовались различные варианты цифровых технологий: электронные образовательные порталы, демонстрация практических навыков на симуляторах, вебинары, онлайн-лекции. Изменился подход не только к образовательному процессу, а также изменилось развитие здравоохранения: возросла потребность в технологиях с возможностями удаленных действий для ухода за пациентами, увеличилось число видеоконсультаций и телемедицинских услуг, дистанционная медицинская помощь и помощь на дому стали более актуальными и распространенными.
Слайд 6.
Для решения одной из проблем используются технологии виртуальной и дополненной реальности, с их помощью студенты могут научиться проводить УЗИ, эндоскопию и прочие диагностические процедуры, при этом симуляторы воспроизводят реакцию реального организма в обычной обстановке или в экстремальных условиях. Удобство таких симуляторов для обучения еще и в том, что в любой момент преподаватель может прервать действие, указать на ошибку студента, обсудить результаты, произвести столько повторов манипуляции, сколько потребуется.
Технологии VR/AR оказывают значительное влияние на индустрию здравоохранения в связи с их внедрением в подготовку хирургов и использованием в лечении психических расстройств и управлении хронической болью.
Слайд 7.
В целом использование VR/AR в данной сфере [6]:
-
помогает обнаружению диагностически значимых деталей, улучшает ориентацию -
и трехмерное понимание анатомических структур и связанных с ними патологий; -
помогает начинающим врачам ориентироваться в хирургическом ландшафте -
и выполнять сложные задачи, повышает зрительно-пространственные навыки. -
тысячи людей одновременно могут перенимать опыт у эксперта в реалистичной интерактивной обстановке. -
учащиеся могут осваивать на практике новейшие технологии, находясь в любом городе или даже деревне, если у них есть для этого VR-шлем и обучающая программа. -
осматривать и оперировать виртуальных 3D-пациентов можно гораздо чаще, чем реальных. -
у виртуальных пациентов могут быть сколь угодно редкие заболевания. -
виртуальные модели органов могут быть очень реалистичными, всех существующих вариаций, с возможностью их разбирать и собирать. -
виртуальное взаимодействие эпидемиологически безопасно. -
можно долго практиковаться в работе с опасными веществами и вирусными заболеваниями, но быть в безопасности при этом.
Слайд 8.
По оценкам консалтинговой компании Grand View Research, глобальный рынок технологий виртуальной и дополненной реальности в секторе здравоохранения в 2020 году оценивался в 2 млрд долларов США и будет расти ежегодными темпами на 27,2 % с 2021 по 2028 год. Среди основных факторов роста глобальная цифровизация здравоохранения, увеличение государственных расходов на предоставление медицинских услуг, общий мировой тренд роста инвестиций в НИОКР в области VR/AR-технологий[3]. В 2020 году доля соотношения технологий виртуальной и дополненной реальности на глобальном VR\AR-рынке составляла 59,8 на 40,2 % (рис. 1).
Слайд 9.
Технология виртуальной реальности (virtual reality, VR) – это комплексная технология, позволяющая погрузить человека в иммерсивный (эффект полного присутствия) виртуальный мир при использовании специализированных устройств. Виртуальная реальность обеспечивает полное погружение в компьютерную среду, окружающую пользователя и реагирующую на его действия естественным образом. Виртуальная реальность формирует новый искусственный мир, передаваемый человеку через его ощущения (зрение, слух, осязание и др.). Человек может взаимодействовать с трехмерной, компьютеризированной средой, а также манипулировать объектами или выполнять конкретные задачи. В своей простейшей форме виртуальная реальность включает 3D-изображения или видео. Достижение эффекта полного погружения в виртуальную реальность до уровня, когда пользователь практически не может отличить визуализацию от реальной обстановки, является задачей развития технологии [4].
Слайд 10.
Технология дополненной реальности (augmented reality, AR) – технология, позволяющая интегрировать информацию с объектами реального мира в форме текста, компьютерной графики, аудио и иных представлений в режиме реального времени. Информация предоставляется пользователю с использованием heads-up display (индикатор на лобовом стекле), очков или шлемов дополненной реальности (HMD) или иной формы проецирования графики для человека (например, смартфон или проекционный видеомэппинг). Технология дополненной реальности позволяет расширить пользовательское взаимодействие с окружающей средой [4].
Дополненная реальность (AR) характеризуется как разновидность виртуальной реальности (VR), но в отличие от VR пользователь AR-системы всегда находится в реальной среде в режиме реального времени
. Система VR всегда имеет синтетическую особенность и скорее имитирует реальность, чем дополняет реальный мир. При использовании дополненной реальности искусственная информация включается в реальный мир, воспринимаемый одним или несколькими органами чувств [5].
Слайд 11.
Другим термином, используемым в этом контексте, является «смешанная реальность» (MR-mixed reality), которую принято объяснять «континуумом реальность – виртуальность» (непрерывная совокупность; неразрывность явлений, процессов), автором которого является социальный психолог и педагог Пол Милгрэм (США) (рис .2). Смешанная реальность (MR) представляет собой настоящую реальность на одном конце и виртуальную реальность (VR) на другом, при этом дополненная реальность (AR) и дополненная виртуальность (AV) находятся посередине [5].
Технологии VR/AR демонстрируют быстрый прогресс в здравоохранении, особенно в сфере обучения, выполнения тренировочных сценариев для изучения необходимых клинических задач, улучшения навыков врачей и уменьшения количества ошибок на практике.
Слайд 12.
В Саратовском государственном университете им. В.И.Разумовского представлены виртуальный симулятор VI класса реалистичности «ЛапСИМ» и симулятор виртуальной реальности «ROBOTIX MENTOR™». «ЛапСИМ» предназначен для отработки владения эндохирургическим инструментарием, приобретения практических навыков и приемов выполнения эндохирургических вмешательств в абдоминальной хирургии, гинекологии и урологии в виртуальной среде с реалистичной имитацией тактильной чувствительности. Особенностями данного симулятора являются следующие характеристики:
-
Имитация ряда эндохирургических вмешательств: холецистэктомия, аппендэктомия, межкишечный анастомоз, целый спектр лапароскопических гинекологических вмешательств. -
Наличие нескольких ступеней сложности для отработки практических навыков: от базовых (управление камерой, согласование работы двух рук и т. п.) — до сложных (диссекция желчного пузыря, эндоскопический шов). -
Аппаратная часть выполнена в полном сходстве с реальными эндохирургическими инструментами. -
Имеются три вида конфигурации: с обратной тактильной связью, платформа с инструментами Симболл и сенсорным 3D-экраном, настольная версия -
Быстрая настройка индивидуальной программы обучения, возможность проведения тестирования, сертификации, контроль за успешностью и быстротой овладения навыками. -
Индивидуальные и групповые таблицы результатов слушателей, экспорт результатов в стандартные офисные программы. -
Возможность использования для сертификации уровня подготовки. -
В модуле отработки базовых навыков имитированы упражнения FLS — Fundamentals of Laparoscopic Surgery, рекомендованные SAGES (Американским Обществом эндохирургов)
Все эти особенности позволяют использовать виртуальный симулятор ЛапСим не только как уникальное учебное пособие, но и как инструмент для сертификации курсантов и врачей. Во многих образовательных и лечебных учреждениях всего мира вопрос о допуске специалиста в операционную решается теперь, в том числе, и с помощью тестирования его навыков на виртуальном тренажере.
Слайд 13.
ROBOTIX MENTORTM - единственный обучающий симулятор виртуальной реальности, обеспечивающий всестороннюю учебную программу, включающую полные роботизированные клинические процедуры с реалистичной графикой и свойствами тканей организма. Данный симулятор позволяет хирургам и ординаторам разных направлений оттачивать навыки, необходимые выполнения роботизированной хирургии. Основные задачи и модули ROBOTIX MENTORTM обеспечивают хирургам оптимальные условия обучения для развития необходимых навыков, чтобы они могли выбрать наиболее подходящий вариант хирургической операции для пациента.
Слайд 14.
Несмотря на тот факт, что виртуальная реальность как инструмент относительно недавно стала внедряться в медицине, она получила широкое распространение и позволила разработать новые многофункциональные методы работы с пациентом. Как и во многих предыдущих технологических прорывах, технологии AR/VR получили раннее развитие в индустрии развлечений и в настоящее время находят широкое применение в различных сферах экономики. Использование VR/AR в индустрии здравоохранения снижает затраты, расширяет доступ к услугам и улучшает результаты лечения. Технологии VR/AR облегчают боль и беспокойство пациентов, помогают в диагностике, реформируют обучение врачей, предоставляя возможность практиковать и ограничивать ошибки в условиях безрисковой симуляции, а также позволяют адаптировать новые стратегии в хирургии.
Стоит особо подчеркнуть, что все перечисленные выше факторы не могут говорить о том, что методы виртуальной реальности способны полностью заменить методы традиционной медицины. Однако виртуальная реальность может служить значительным дополнением к традиционным методам лечения, а также обучения медицинского персонала.
Российские VR/AR-разработки имеют достаточно высокий потенциал, но для успешного выхода на рынок данным проектам требуется масштабная инвестиционная поддержка. На реализацию мероприятий, заложенных в дорожную карту развития данных технологий в рамках национального проекта «Цифровая экономика», до 2024 г. потребуется 54,18 млрд руб., из них расходы федерального бюджета составляют 29,68 млрд руб., внебюджетные источники – 24,5 млрд руб. [4]. Таким образом, технологии виртуальной и дополненной реальности стали тем самым прорывным инструментом, который вывел медицину накачественно другой уровень.