Файл: Методические указания обучающимся по теме практического занятия Физические качества гибкость, координация Факультет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра физической культуры и

медицинской реабилитации

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой Короткова С.Б.

______________
«___»_____________20____г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ

ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:
«Физические качества: гибкость, координация»

Факультет

Курс Автор(ы)

Цель занятия: закрепить теоретические знания о физических качествах для овладения методикой развития гибкости и координации.

Знать

физиологические основы физических качеств

Уметь

развивать физические качества, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям.

Владеть

методиками развития гибкости и координации.

Физические качества – это, совокупность физиологических и психологических свойств индивидуума, которая позволяет эффективно реализовывать двигательные возможности. Физические качества сила скорость, гибкость, координация, выносливость.

Общие подходы к организации занятий при развитии физических качеств:

  1. Постановка педагогической задачи;

  2. Отбор наиболее эффективных физических упражнений;

  3. Определение места упражнения в отдельном занятии;

  4. Определение продолжительности периода развития определенного физического качества;

  5. Определение общей величины тренировочных нагрузок и их динамики в соответствии с законами адаптации.


ГИБКОСТЬ – это способность человека выполнять движение с наибольшей амплитудой. Она лимитируется эластичностью мышц и объёмом движений в суставах, то есть она зависит от структурных и функциональных особенностей опорно-двигательного аппарата.

Однако, проявление гибкости зависит не только от эластичности мышц, связок, формы и особенностей суставных поверхностей, но и от способности человека сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, т. е. от совершенства мышечной координации. Чем выше способность мышц антагонистов к растяжению, тем меньшее сопротивление они оказывают при выполнении движений, и тем легче выполняются эти движения. Недостаточная подвижность в суставах связана с несогласованной работой мышц и вызывает ограничение движений, что затрудняет выполнять упражнения с максимальной амплитудой.


Различают две формы проявления гибкости:

Активная – максимально возможная амплитуда движений в суставе без посторонней помощи, используя только силу собственных мышц.

Пассивная – максимально возможная амплитуда движений в суставе с помощью внешней силы (прибор, отягощение, партнер).

Разность между пассивной и активной гибкостью называют резервом гибкости.

Факторы, обуславливающие проявление гибкости

  • Строение суставов: форма сустава, длина суставных поверхностей, конгруэнтность, наличие костных выступов:

  • Наибольшая подвижность в шаровидных суставах;

  • Наименьшая – в седловидных, блоковидных и плоских суставах.

  • Длина суставных поверхностей и конгруэнтность поддаются морфологическим изменениям под влиянием регулярных занятий.

  • Сила и эластичность мышц:

  • Активная гибкость зависит от силы синергистов и эластичности антагонистов;

  • Эластичность мышц зависит от уровня межмышечной координации, тонуса и способности к произвольному расслаблению;

  • Эластичность связок

Возрастные особенности проявления гибкости

Подвижность крупных звеньев тела постепенно увеличивается до 12–13 лет, в этом возрасте мышечно-связочный аппарат более эластичен и растяжим.

В возрасте от 13–14 лет наблюдается стабилизация развития гибкости, и, как правило, к 16–17 годам стабилизация заканчивается, происходит остановка развития, а затем гибкость имеет устойчивую тенденцию к снижению.

Наибольшая гибкость отмечается у мальчиков в 15 лет, у девочек – в 14 лет, но изменения ее неравномерны. Подвижность позвоночника при разгибании заметно повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет, а его подвижность при сгибании заметно возрастает у мальчиков с 7 до 10 лет, а в 11–13 лет уменьшается.

Вместе с тем, если после 13–14 лет не выполнять упражнения растягивания, то гибкость начнёт снижаться уже в юношеском возрасте. И наоборот, в возрасте 40–50 лет регулярные занятия с применением разнообразных средств и методов повышают гибкость. Гибкость зависит и от пола. Так подвижность в суставах у девушек выше, чем у юношей примерно на 20–30 %. Процесс развития гибкости индивидуален.

1. Время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером); 2. Температура воздуха (при 20–30 °С гибкость выше, чем при 5–10 °С); 3. Проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 минут гибкость выше, чем до разминки); 8 4. Разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 минут нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 °С или после 10 минут пребывания в сауне).



Отрицательное влияние на развитие гибкости оказывают:

  • Низкий уровень физической подготовленности;

  • Низкая температура окружающей среды;

  • Усталость;

  • Высокий мышечный тонус.

Методика развития гибкости включает два этапа:

  • Этап увеличения амплитуды до оптимальной величины

  • Этап сохранения подвижности в суставах на достигнутом уровне.


Средства развития гибкости:

  • Силовые упражнения:

Развивают активную гибкость;

Наиболее эффективны упражнения на развитие внутримышечной и межмышечной координации;

Упражнения, не способствующие значительному возрастанию мышечной массы;

Силовые упражнения необходимо сочетать с расслаблением и растягиванием.

  • Упражнения на расслабление:

Произвольное напряжение с последующим быстрым расслаблением;

Свободное покачивание конечностей в суставах;

Потряхивание руками и ногами;

Расслабление в «падении» рук или ног;

Комбинированные упражнения.

  • Растягивающие упражнения:

    • Активные

    • Пассивные

    • Комбинированные

Активные - осуществляются в следствие произвольного напряжения и сокращения мышц-синергистов и адекватного расслабления и растягивания мышц-антагонистов

Пассивные:

Динамические

Статические

Отягощение – с использованием массы собственного тела, самозахвата или с помощью партнера

Комбинированные:

Медленные движения с удержанием позы в конечных точках амплитуды;

Пружинистые движения с удержанием позы в конечных точках амплитуды;

Махи с удержанием позы в конечных точках амплитуды.

Контроль за развитием гибкости:

  • Гонометрический метод - измерение подвижности суставов с помощью угломеров;

  • Оптический метод основан на применении цифровой фото- и видеорегистрации движений человека, к суставным точкам которого прикреплены маркеры;

  • Рентгенологический метод используют для определения анатомически допустимой амплитуды движения в суставах;

  • С помощью специальных упражнений определяют подвижность в суставах:

позвоночника - наклон вперед из исходного положения стоя на повышенной опоре ноги вместе, руки вниз;

Плечевых - выкрут с гимнастической палкой из исходного положения гимнастическая палка хватом двумя руками сверху вниз. Показатель – ширина хвата;


Гибкость в позвоночнике, плечевых и тазобедренных суставах оценивается положением мост. Измеряют расстояние между пятками и руками и наивысшую точку позвоночника.
КООРДИНАЦИЯ – способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.

Виды координационных способностей:

  • Способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений - способность к регуляции разнообразнейших параметров движений, обусловленная точностью двигательных ощущений базирующаяся на проприоцептивной чувствительности, т.е. сенсорной информации от суставно-мышечного аппарата, которая отображает кинематические и динамические характеристики движений

  • Способность к сохранению равновесия обусловленное совокупностью мобилизации возможностей зрительной, слуховой, вестибулярной и соматосенсорной систем.

  • Чувство ритма - способность точно воссоздавать пространственные, временные, силовые, скоростно-силовые и пространственно-временные параметры движений

  • Способность к ориентированию в пространстве - способность человека оперативно оценить сложившуюся ситуацию относительно пространственных условий и отреагировать на нее рациональными двигательными действиями.

  • Способность к произвольному расслаблению мышц. При выполнении движений непрерывно изменяется степень напряжения и расслабления разных мышц (рациональное чередование режимов работы). Мышцы, не участвующие в выполнении упражнения находясь в состоянии расслабления создают условия для экономного, свободного и с широкой амплитудой выполнения упражнения.

  • Координированность движений (ловкость) - способность к рациональному проявлению физических качеств и перестройке двигательных действий в конкретных условиях на основе двигательных умений и навыков.

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Виды координационных способностей : специальные, специфические и общие.

Специальные координационные способности – это возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями

Специальные координационные способности относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности:


• в циклических,,,, и ациклических двигательных действиях;

• движения тела в пространстве (гимнастические, акробатические);

• метательные упражнения на меткость (теннис, городки, жонглирование);
Специфические координационные способности - возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке отдельными специфическими заданиями на координацию (ритму, реагирование, равновесие).

Способность к ориентированию – возможность индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении

Способность к реагированию – позволяет быстро и точно выполнять целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал телом или его частью.

Способность к перестроению двигательных действий – быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям.

Способность к согласованию – соединение, соподчинение отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации.

Способность к равновесию – сохранение устойчивости позы в статических положениях тела, по ходу выполнения движений.

Способность к ритму – способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменяющимися условиями.

Вестибулярная устойчивость – способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов)

Произвольное расслабление мышц – способность к оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент.

Результат развития специальных и специфических координационных способностей составляет понятие «общие координационные способности». Под общими координационными способностями мы понимаем потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

.

Все координационные способности можно разделить на потенциальные (существующие до начала какой-либо действия в скрытом виде) и актуальные (проявляемые в данный момент).

Выделяют элементарные и сложные координационные способности. Элементарной является способность точно воспроизводить пространственные параметры движений, сложные – способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения условий.