Файл: Методические указания обучающимся по теме практического занятия Физические качества гибкость, координация Факультет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Факторы, определяющие развитие координационных способностей:
- Способность к анализу и восприятию движений;
- Наличие образов динамических, временных и пространственных характеристик движений и их взаимодействие;
- Способность к формированию плана и способа решения двигательных задач;
- Контроль параметров движений;
- Моторная (двигательная) память;
- Внутри и межмышечная координация;
- Уровень общей подготовленности занимающихся.
Возрастно-половые и индивидуальные особенности развития
координационных способностей
Координационные способности человека очень разнообразны и специфичны. Поэтому и динамика их развития в онтогенезе имеет своеобразный для каждой разновидности характер.
В разные возрастные периоды, развитие координационных способностей протекает разновременно и разнонаправлено. Наиболее эффективно показатели разных координационных способностей развиваются с 7 до 11-12 лет. В эти возрастные периоды существуют особенно благоприятные психически-интеллектуальные, анатомо-физиологические и моторные предпосылки для быстрого развития и совершенствования координационных способностей. У мальчиков 12-13 лет увеличиваются абсолютные показатели координационных способностей в циклических, ациклических, баллистических локомоциях (это связано с параллельным ростом кондиционных способностей). Способность к ориентированию в пространстве наблюдается с 13 до 16 лет (особенно у мальчиков). Способность к равновесию имеет сенситивные периоды у девочек до 13, а мальчики до 14 лет.
После 11 лет у девочек и 13 лет у мальчиков темпы роста способности к ритму резко замедляются вплоть до студенческого возраста.
Способность к перестроению двигательных действий у девочек после 11-12 лет уменьшается. У мальчиков же эта способность медленно улучшается в течение всего времени обучения. Способность к расслаблению мышц у мальчиков с 7 до 10 лет существенно не изменяется. Наиболее резкое улучшение происходит с 10 до 11 лет. Затем, с 12 до 14 лет происходит некоторая стабилизация данного показателя, который вновь улучшается с 14 до 15 лет. У девочек наблюдали аналогичные изменения данной способности. К 15 годам способность расслаблять мышцы у юношей и девушек достигает уровня взрослого человека.
Средства развития координационных способностей
В качестве средств развития координационных способностей можно использовать разнообразные двигательные действия (физические упражнения) если они отвечают следующим требованиям:
• связаны с преодолением координационных трудностей;
• требуют от исполнителя правильности, быстроты, рациональности при выполнении сложных в координационном отношении двигательных действий;
• являются новыми и необычными для исполнителя;
• упражнения выполняются при изменении самих движений и двигательных действий, либо условий.
Упражнения, удовлетворяющие хотя бы одному из этих требований, называются координационными.
Для сопряженного воздействия на координационные и физические способности применяют в различных сочетаниях обще- и специально- подготовительные координационные упражнения. Примеры соединения силовых, скоростно-силовых способностей и координационных способностей: метание мяча (правой, левой рукой) на расстояние, равное 1/3, 1/2 или 1/6 от максимальной дальности метания; чередование метаний (бросков) в цель при использовании снарядов (мячей) разной массы; чередование бросков мяча в стену на максимальную дальность отскока с бросками на дальность отскока, равную 1/2, 1/3 или 1/6 от максимальной;
Прыжки в длину или вверх с места в полную силу, вполсилы, в 1/3 силы; прыжки с вращениями в одну и другую стороны на максимальное количество градусов (на половину, на одну треть) или прыжки на заданное количество градусов и т. д.
Варианты соединения скоростных способностей и координационных способностей: чередование бега с максимальной скоростью на короткие отрезки с бегом со скоростью 30-90% от максимальной (с обязательным определением времени пробегания отрезка самим учащимся и коррекцией скорости бега педагогом); то же в других циклических локомоциях (в плавании, лыжном и конькобежном спорте, гребле); чередование пробегания равных отрезков по прямой с пре- одолением их при изменении направления движения, скорости бега, того и другого вместе и т.д.
Примерами упражнений, соединяющих развитие выносливости и координационных способностей, являются: продолжительный бег по сильно пересеченной и желательно не- знакомой местности; катание на лыжах и велосипеде; достаточно длительный бег по песку, снегу или льду и т. д.
Координационные упражнения, в которых гармонически соединены требования к гибкости и координационным способностям, - это, например, упражнения, выполняемые с предметами (палкой, обручем), на гимнастической стенке, в парах и т.д.
В преобразованном виде обще-подготовительные и специально-подготовительные координационные упражнения можно проводить в форме игровых и соревновательных упражнений (особенно единоборств, подвижных и спортивных игр), которые являются действенным средством воспитания определенных координационных способностей, так как в этом случае создаются условия для максимального их проявления. В процессе соревновательных упражнений и игровых заданий у участников развиваются не только координационные, но физические и умственные способности, совершенствуются определенные навыки и умения, волевые качества. Поэтому, соревновательные и игровые упражнения - это комплексное средство развития и совершенствования самых разнообразных свойств личности, куда относятся психомоторные (и координационные) способности.
В соответствии с принципом преимущественного воздействия на координационные способности, координационные упражнения можно разделить на аналитические и синтетические. Первые направлены преимущественно на развитие координационных способностей, относящихся к однородным группам двигательных действий, например, циклические движения (разновидности ходьбы, бега, лазанья, ползания, езда на велосипеде, бег на лыжах, коньках, плавание, гребля); метательные движения с акцентом на силу (толкание ядра, метание копья, молота, диска); поднятие тяжестей (упражнения с гирей и штангой); всевозможные акробатические упражнения.
Синтетические координационные упражнения содействуют воспитанию двух и более координационных способностей. Примерами таких упражнений являются варианты полос препятствий, эстафет и круговой тренировки, многие подвижные и большинство спортивных (особенно коллективных) игр.
Методы развития координационных способностей
Для развития координационных способностей используют разнообразные методы:
-
Метод строго регламентированного упражнения (каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой). Этот метод используется в различных вариантах:
-
использование строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия:
-
изменение направления движения (бег или ведение мяча с изменением направления движения и т. п.);
-
изменение скорости или темпа движений (выполнение общеразвивающих упражнений в обычном, ускоренном и замедленном темпе); -
изменение исходных положений (выполнение общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений в положении стоя, лежа, сидя, в приседе и др.; бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, из положения приседа, из упора лежа и т. д.; прыжки в длину или глубину из положения стоя спиной или боком по направлению прыжка и т. п.); -
изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение (игровые упражнения на уменьшенной площадке, метание диска, толкание ядра из уменьшенного круга; выполнение упражнений в равновесии на уменьшенной опоре и т. п.); -
изменение способа выполнения действия (прыжки в высоту и длину при использовании разных вариантов техники прыжка; совершенствование техники бросков или передач мяча и т. п.).
-
приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:
а) усложнение привычного действия добавочными движениями (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши, поворотом кругом, прыжком с поворотом и др.);
б) комбинирование двигательных действий (объединение отдельных освоенных общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами в новую комбинацию, выполняемую с ходу; соединение хорошо освоенных акробатических или гимнастических элементов в новую комбинацию);
в) „зеркальное" выполнение упражнений (метание снарядов „неведущей" рукой; передачи, броски и ведение мяча „неведущей" рукой и т. п.).
-
приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования:
-
использование различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий (изменение скорости или темпа выполнения упражнений по звуковому или зрительному сигналу, мгновенный переход от атакующих действий к защитным по звуковому сигналу, и наоборот, и т. п.); -
усложнение движений с помощью заданий типа жонглирования (ловля и передача двух мячей с отскоком и без отскока от стены; жонглирование двумя мячами одинаковой и разной массы двумя и одной рукой и т. п.); -
выполнение освоенных двигательных действий после „раздражения" вестибулярного аппарата (упражнения в равновесии сразу после кувырков, вращении и т. п., воздействующие на вестибулярный аппарат; броски в коль- цо или ведение мяча после акробатических кувырков или вращении и т. п.); -
выполнение упражнений в условиях, ограничивающих или исключающих зрительный контроль (ведение, передачи и броски мяча в кольцо в условиях плохой видимости или в специальных очках; общеразвивагощие упражнения и упражнения в равновесии с закрытыми глазами; прыжки в длину с места на заданное расстояние и метание на точность с закрытыми глазами и т. п.);
-
Методы не строго регламентированного варьирования содержат следующие примерные приемы:
-
варьирование, связанное с использованием необычных условий естественной среды (бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и др. по пересеченной и незнакомой местности; бег по снегу, льду, траве, в лесу и др.); -
варьирование, связанное с использованием в тренировке непривычных снарядов, инвентаря, оборудования (технические приемы игры разными мячами; прыжки вверх через планку, веревочку, резинку, „забор" и др.; гимнастические задания на незнакомых снарядах и т. п.);
-
игровое варьирование, связанное с использованием игрового и соревновательного методов. Его можно назвать состязанием в двигательном творчестве (соперничество в оригинальности построения новых движений и связок у акробатов, гимнастов, прыгунов в воду и на батуте и др.; „игра скоростей" - фартлек; игровое соперничество в искусстве создания новых вари- антов индивидуальных, групповых и командных тактических действий в спортивных играх; упражнения на гимнастических снарядах в порядке оговоренного соперничества с партнерами и т. п.).
Контроль эффективности развития координации:
-
Равновесие: продолжительность сохранения равновесия стоя на одной ноге с разными положениями и движениями рук и туловища, свободной ноги; стойка на двух или одной руке или на голове, с разными положениями свободной руки и ног; -
Стойка или передвижение на ограниченной опоре. -
Челночный бег.
Контрольные вопросы по теме занятия.
-
Перечислите виды гибкости и дайте им характеристику. -
Назовите факторы, обуславливающие проявление гибкости. -
Дайте характеристику возрастным особенностям развития гибкости -
Перечислите средства развития гибкости. -
Назовите методические ошибки при развитии гибкости. -
Расскажите, как осуществляется контроль за развитием гибкости. -
Дайте определение физического качества координация. -
Перечислите виды координационных способностей. -
Назовите факторы, обуславливающие проявление координации. -
Перечислите средства развития координации.
Список литературы:
1. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник / Л. П. Матвеев. – 4-е изд. – Москва : Спорт, 2021. – 521 с. – ISBN 978-5-907225-59-6. – URL: https://lib.rucont.ru/efd/739883. – Текст: электронный.
2. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник (для вузов физической культуры и спорта) / Л. П. Матвеев. – 7-е изд., стер. – Москва : Спорт, 2020. – 345 с. – ISBN 978-5-906132-50-5. – URL: https://lib.rucont.ru/efd/727768. – Текст: электронный.
3. Естественно-научные основы физической культуры и спорта : учебник / под редакцией А. В. Самсонова, Р. Б. Цаллагова. – Москва : Советский спорт, 2014. – 464 с. – ISBN 978-5-9718-0697-4. – URL: https://lib.rucont.ru/efd/279259. – Текст: электронный.
4. Мандриков, В. Б. Курс лекций по дисциплине «Физическая культура и спорт» : для студентов медицинских и фармацевтических вузов / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова, Н. В. Замятина. – Волгоград : ВолгГМУ, 2019 – 288 с. – ISBN 9785965205523 – URL: https://www.books-up.ru/ru/book/kurs-lekcij-po-discipline-fizicheskaya-kultura-i-sport- 9749563/. – Текст: электронный.