Файл: Общая характеристика волшебных сказок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Многопрофильная Академия непрерывного образования»

(АН ПОО «МАНО»)

КОЛЛЕДЖ
Реферат на тему: «Общая характеристика волшебных сказок» по дисциплине: МКД 01.03. «Детская литература с практикумом

по выразительному чтению»




Выполнил:

студент 3 курса гр. гр. ПНК ПО-11 специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Абитова Анастасия Александровна

Омск - 2022
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3

Глава1. Определение сказки. История бытования.................................4

    1. Классификация сказок………………………………………………....4

    2. Волшебные сказки………………………………………………….….5

Глава 2. Характеристика волшебных сказок…………………………....7

2.1. Общая характеристика, особенности……………………………………7

2.2. Воспитательное значение волшебных сказок………………………….10

Заключение…………………………………………………………….........12

Литература…………………………………………………………………..14


Глава1. Определение сказки. История бытования

Введение

  У каждого народа издревле существует культура звучащего слова, своеобразная устная литература. Это народное творчество принято называть фольклором. В него входят и сказки.   

Сказка – это коллективно созданные и традиционно хранимые народом, произведения такого содержания, которое  требовало использование приёмов 

неправдоподобного изображения реальности, это веками наработанная ценнейшая ин­формация, поднимающая по-настоящему философские проблемы осмысле­ния мира.

Сказка обладает огромным воспитательным и  развивающим 

воздействием. Она  способствует развитию речи, мышления учащихся.

Вопрос о значении сказки в жизни дошкольника в научной литерату­ре освещен достаточно широко. Педагоги-классики всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, К.Д. Ушинский отмечал: "Я решительно во много раз предпочитаю народные сказки письменной литературе, особенно рассказам, написанным для детей".


  Выдающийся чувашский педагог И.Я. Яковлев значительную роль в 

букварях и книгах для чтения отводил устному народному творчеству. В 

Симбирской чувашской школе детей вводили в мир сказки, имеющей познавательное и воспитательное значение, развивающей у них чувство любви к родной природе, образному слову. Сказки, притчи, рассказы, басни с нравоучительным смыслом, изложенные доступным, понятным языком способствовали воспитанию у детей трудолюбия, честности, любви, привитию чувства долга перед народом. Они носили характер этических бесед и одновременно выступали как средства убеждения в нравственном воспитании детей.

  Выдающийся психоаналитик и психиатр Б. Бетелльхейм написал книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Он считал, что причиной нарушений в развитии ребенка является потеря смысла жизни и обрести его может помочь сказка. Она должна завладеть вниманием ребенка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем.

Мудрость сказки в том, что она не поучает, не предъявляет требований,

не наставляет, не морализирует, но, раскрывая проблемы жизни и  увлекая

слушателя или читателя, помогает ему самостоятельно прийти к 

правильному решению и тем самым обогатить жизненный опыт и  развить 

сферу убеждений. Важнейшая функция сказки - выявление  нравственных 

ценностей, усвоение нравственных принципов, развитие способности к 

этическим суждениям и оценкам, формирование у слушателей нравственных отношений.

    1. Классификация сказок

 В ходе возникновения и эволюционирования сказок развивалось три основных вида сказочных повествований: о животных, волшебные сказки и сатирико-бытовые. Каждый из этих видов имеет свой круг сюжетов, свои темы, образы и поэтику. В единый фольклорный жанр их объединяет фантастика. Она является основным средством воплощения идейного замысла сказочника. Без фантастики невозможна и немыслима сказка.

Люди мечтали о бессмертии, о продлении человеческой жизни и создали сказочный образ живой воды, воскрешающий мёртвых. Их мечта летать по воздуху вызвала к жизни сказки о ковре-самолёте. Они хотели ускорить передвижение по земле, и эта фантазия породила сапоги- скороходы. Сказка о Василисе-Прекрасной предсказывала богатство материальной жизни в будущем.



Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной. Как было отмечено выше, народ разработал три основных вида сказочных повествований: о животных, волшебные сказки и сатирико-бытовые. Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки.

Наибольшей любовью и маленьких,  подрастающих читателей 

пользуются волшебные сказки.


    1. Волшебные сказки

Волшебные сказки — конкретные художественные произведения народного искусства. В каждой из них есть своя идея, которая ясно выражена во всех вариантах одного и того же сказочного сюжета.
В волшебной сказке утвердились и свои поэтические формы, определенная композиция, стиль. Эстетика прекрасного и пафос социальной правды обусловили стилистический характер волшебной сказки.
В волшебной сказке нет развивающихся характеров. В ней воспроизводятся прежде всего действия героев и только через них — характеры. Поражает статичность изображаемых характеров: трус всегда трус, храбрец всюду храбр, коварная жена постоянна в коварных замыслах. Герой появляется в сказке с определенными добродетелями. Таким он остается до конца повествования

  Волшебные сказки занимают в русском сказочном репертуаре довольно большое место. Они были весьма популярны в народе. В известных сборниках русских сказок помещено значительное число произведений этой жанровой разновидности. Волшебная сказка, так же как многие сказки восходят корнями своими к глубокой древности. В них сохранились древние верования. Это одна из самых крупных повествовательных форм классического фольклора.

   Ученые предполагают, то волшебная сказка окончательно сложилась 


на Руси в эпоху Средневековья, когда вся страна была раздроблена на отдельные земли и княжества. Но зародилась она гораздо раньше, еще до принятия христианства: в те времена на Руси покланялись языческим богам. Именно поэтому в волшебных сказках герой встречается с водяным царем, русалками, лешим. Ему помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко. Всё в мире волшебной сказки необыкновенно: люди, земля, даже вещи – предметы быта, орудия труда – и те приобретают в сказках чудесные свойства. Топор сам рубит лес; дубинка бьёт недругов; мельница мелет зерно; печка разговаривает; яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей.

  Сказочники  воспроизводят  мир  во всей его предметной вещественности, в многообразии звуков, в блеске красок. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным  блеском  молний, громыханием  грома – всеми чертами 

окружающего нас мира. Ночь в сказках – тёмная, солнце – красное, море – синее, лебеди – белые, луга – зелёные. Это все густые, глубокие цвета,

не полутона. Меч у героя – острый, дворцы – белокаменные, камни – самоцветные, столы – дубовые, пироги – пшеничные и так далее. Вещи и предметы имеют чёткие формы: известны их материал, качество. Всё вместе взятое и делает волшебную сказку образцом национального искусства слова. Искусство сказки уходит своими глубокими корнями в культуру и язык народа. 
Глава 2. Характеристика волшебных сказок

2.1. Общая характеристика, особенности

 Священника в волшебных сказках не встретишь  – всё колдуны да ведьмы. В  русской  волшебной  сказке  можно  обнаружить  все 

художественные  особенности фольклора. 

Начинается сказка традиционными зачинами: «В некотором царстве, в некотором государстве...» или еще проще: «Жили были...»  Кончается сказка, как правило, богатым свадебным пиром и присловьем: «Я  там  был, мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» или  «И стали  они  жить-поживать и добра наживать». 

Чтобы показать ход времени, сказочник говорит: «Скоро  сказка 

сказывается, да не скоро дело делается». Красота царевны передается 


словами: «ни в сказке сказать, ни пером описать». Коня  своего  герой  вызывает  только так: «Сивка - Бурка, вещая каурка, встань  передо  мной  как  лист  перед травой». 

  Число «три» со времен глубокой древности имеет особое, магическое значение. В сказке всегда действует закон троичности: в семье три брата, три сестры, герой трижды наносит удар по врагу, у Змея три головы (или число, кратное трем). Все важные события случаются три раза, герой получает три задания. И с каждым разом увеличиваются трудности и опасности. Третий раз оказывается роковым. Так, этот последний, третий эпизод оказывается то счастливым, то несчастливым. Этот прием не только усиливает напряжение, но и придает сказке композиционную стройность, строгость. Украшают волшебную сказку и разные прибаутки, присказки - коротенькие шуточные зачины, часто стихотворные: «Поедим, пирога и потянем бычка за рога», будет сказка сказываться «с утра после обеда, поевши хлеба».

  Главный герой сказки всегда молод. По преданиям первобытного человека, мудрость можно получить только от предков. Но предки находятся в другом мире. Отсюда все эти походы в разные медные и прочие царства, в подземный и подводный мир, в далекое тридевятое царство - тридесятое государство. Именно поэтому главный герой уходит из родного дома, а затем из обычного мира. Поиски, сражения — все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего, происходит в другом странном мире. Основной герой русской волшебной сказки по существу один. Облик, поведение, судьба героя одни и те же. Мужественный, верный, благородный герой самоотверженно преодолевает все препятствия, побеждает темные силы сказочного царства, завоевывает царство. В волшебной сказке герой общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощей Бессмертный, Баба-Яга, многоголовый Змей, великаны и карлики. Тут и невиданные звери: Олень - Золотые рога, Свинка - Золотая щетинка, Жар - Птица. Нередко в руки героя попадают чудесные предметы: гусли-самогуды, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. В такой сказке все возможно. Хочешь стать молодым — поешь молодильных 

яблочек, надо оживить царевну или царевича спрысни их мертвой, а затем живою водой.

  Женские образы волшебной сказки, ее героини более разнообразны, чем мужские. Тут и мудрые девы, владеющие чудесной колдовской силой, красавицы, нежные, поэтические верные возлюбленные, которые ради любимых могут истоптать три пары железных башмаков, изломать три чугунных посоха, изглодать три каменных просвиры. Рядом с основными героями всегда стоят их чудесные помощники, различные по своему характеру, происхождению, они едины в своей роли - дополняют и довершают действия основных героев, помогают им в их борьбе, в разрешении трудных задач, добывании диковинок, завоевании невесты.