Файл: Общая характеристика волшебных сказок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  Положительные герои и героини, их помощники и удивительные предметы создают безупречный, светлый радостный мир. Мир этот противостоит злу жизни, темным силам. Народная фантазия создала образы страшных, безжалостных злодеев. Это Змей Горыныч, пышущий огнём, о трёх, шести, девяти или двенадцати головах. В образе Змея присутствует связь с разнообразными стихиями (огнем, водой, горами, небесными силами) и животным миром (в частности, с рыбой). Змей вообще не поддается никакому единому объяснению. Его значение разнообразно и разносторонне. Змею близок другой мифологический образ - Кощей Бессмертный. Однако, в отличие от Змея Кощей все же мыслится как существо человекообразное. Свою жертву он никогда не съедает. Кроме того, образ Кощея не получает утроений. Слово «кощей» заимствовано от кочевников, оно свободно употреблялось в древнерусском языке в значении «пленник, раб», он действительно является пленником у своей смерти. Ведь смерть Кощея в сказках, как правило, на конце иглы. Он страшный, сильный старичище, похищающий женщин – как правило, мать, жену или невесту героя сказки. Часто противник выступает в роли преследователя, что особенно характерно для образа летящей в ступе Бабы-Яги. О глубокой древности Бабы-Яги говорит двойственность ее свойств: она может быть и помощником, и противником. Этот образ восходит к эпохе матриархата, и многое в нем остается загадочным (например, нет убедительного объяснения самого имени «Яга»). К Яге по ее зову «бежит всякий зверь, ползет всякий гад, летит всякая птица». Она не только повелительница живых существ, но и хранительница огня для очага (не случайно с ней связывает сказка предметы утвари - ступу, помело, кочергу). Яга указывает дорогу в Кощеево царство, от нее герой получает чудесные предметы и волшебного коня. Вместе с тем Яга выступает как волшебница, мстительница, похитительница детей. В родовом обществе Яга олицетворяла мать-родоначальницу, и волшебная сказка подчеркнуто утрирует ее женские признаки, хотя делает это уже с насмешкой. Баба-Яга, несмотря на то, что она чаще всего отрицательный персонаж, является одним из наиболее любимых героев сказок. Эти чудовища несут гибель людям и царствам. Они необыкновенно сильны и агрессивны.

  Но злое начало воплощают в себе и человеческие персонажи. Это невидящая мужа мачеха, это старшие братья героя и так далее.


   Со всеми  отрицательными героями  ведут  борьбу  не на жизнь, а  на  смерть главные герои волшебных сказок – Иван-царевич, Иван-дурак  и  другие. Их отличают скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Всё это вызывает у нас восхищение. Мы сочувствуем им в трудную минуту, радуемся их победам. Волшебные сказки утверждают: тот выйдет победителем в борьбе с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен.

  Только таким героям служат волшебные помощники, только они становятся обладателями волшебных предметов. Ивана-царевича выручает из беды серый волк; герою сказки «Сивка-бурка» приходит на помощь чудесный конь; Мартынке, герою сказки «Волшебное кольцо», служат преданно собака Журка и кот Васька…

  Но всё в волшебных сказках заканчивается благополучно – чаще всего женитьбой Ивана-царевича или Ивана-дурака на распрекрасной царевне или королевне.

2.2. Воспитательное значение волшебной сказки

  Сказки являются важными воспитательными средствами, в течение столетий выработанным и проверенным народом. О педагогической ценности сказки сказано немало. Особенно ценили их как методологический инструмент и широко использовали в своей работе талантливые русские педагоги К.Д. Ушинский и В.А. Сухомлинский.

  Этот  сказочный  мир  будит и  развивает воображение ребёнка. В  особенности трогает ребёнка судьба героев, поставленных в   близкие 

и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась-загулялась – и братца унесли гуси-лебеди («Гуси-лебеди»). Братец Иванушка не послушал сестры – напился водицы из козьего копытца и стал козликом («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и заключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Волшебная сказка учит ребёнка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.

  В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но всё кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.



  Волшебная сказка с её стройной композицией приучает ребёнка логически мыслить: события  в  ней  разворачиваются  в строгой 

последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе 

конец, тем острее и напряжённее становятся взаимоотношения персонажей. Очень  часто, подведя  героя  к  моменту  почти  полного  достижения

цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению

 – и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой приём помогает ребёнку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить, во что бы то ни стало.

  Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними ни случилось. Для ребёнка такая особенность сказок очень важна: это та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков людей.

  Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Спокойное  повествование с меняется  стремительным, когда  речь заходит  о

 внезапных и быстрых действиях, - это достигается с помощью 

глаголов движения. О гусях-лебедях, например, говорится так: «налетели», «подхватили», «унесли», «метнулись», «пропали» и так далее. Подбор глаголов ярко передаёт динамику событий, остроту ситуации. При этом маленький слушатель становится как бы участником происходящего, активно сопереживая героям сказки.
Заключение.

Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире.

Волшебные сказки — конкретные художественные произведения народного искусства. В каждой из них есть своя идея, которая ясно выражена во всех вариантах одного и того же сказочного сюжета.

В волшебной сказке утвердились и свои поэтические формы, определенная композиция, стиль. Эстетика прекрасного и пафос социальной правды обусловили стилистический характер волшебной сказки.

В волшебной  сказке нет  развивающихся характеров. В   ней прежде

всего воспроизводятся действия героев и только через них — характеры. Поражает статичность изображаемых характеров: трус всегда трус, храбрец всюду храбр, коварная жена постоянна в коварных замыслах. Герой появляется в сказке с определенными добродетелями. Таким он остается до конца повествования.

Волшебная сказка — образец национального русского искусства. Она уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа.


Фантастика сказок создана коллективными творческими усилиями народа. Как в зеркале, в ней отразились жизнь народа, его характер. Через сказку перед нами раскрывается его тысячелетняя история.

Складывавшаяся веками в тесной связи с бытом и всей жизнью народа, сказочная фантастика самобытна, и неповторима. Эта самобытность и неповторимость объясняются качествами народа, которому принадлежит вымысел, обстоятельствами происхождения и той ролью, какую играет сказка в народной жизни.

Сказки — это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности. Они не повторяются больше ни в каком другом жанре фольклора.

  Волшебные сказки живо передают подробности человеческих переживаний и тем волнуют воображение слушателей.

  Сказки – необходимый элемент воспитания ребёнка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций.    
  


Литература.


  1. Русские народные сказки. Книга для самостоятельного чтения 4-6кл. М.: Просвещение, 1983

  2. Детская литература. Учебное пособие для учебных педагогических училищ / Под ред. Е. Зубарева М.: Просвещение, 1985

  3. Адоньева С. Б., “Волшебная сказка в контексте традиционной фольклорной культуры”, Л.: ЛГУ, 1989; 

  4. Аникин В. П., “Русская народная сказка”, М.:Художественная литература, 1984; 

  5. Зуева Т.В. Волшебная сказка. М., 1993;

  6. Фридель Ленц. Образный язык народных сказок. М., 2000.