Файл: Мотивационные модели ( теории «Х» и «У» Дугласа МакГрегора и Вильям Оучи и теория «Z»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 382
Скачиваний: 4
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшее условие успешности организации — наличие мотивированных и преисполненных энтузиазмом сотрудников. Менеджеры организации должны поддерживать соответствие между мотивацией и целями организации. Мотивация у каждого работника своя, поэтому поддержание на высоком уровне мотивированности и преданности у работников организации является сложной управленческой задачей. Часть функциональных задач менеджера как раз и заключается в том, чтобы направить мотивацию работников на достижение организационных целей.
Мотивация — внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе. В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действии. Эти силы находятся вовне и внутри человека и заставляют его осознанно или неосознанно совершать некоторые поступки, пробуждать энтузиазм и упорство при выполнении определенных действий. Различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил.
Приведем определение этого понятия: «Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека».
Если говорить о системе мотивации на предприятии, это, прежде всего, комплекс мероприятий, направленный на стимуляцию персонала не только к труду, за который платят деньги, но, прежде всего, к особой старательности и активному желанию работать именно в этой организации, к получению высоких результатов своей деятельности и лояльности по отношению к руководству.
Под мотивированием понимается процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотив — это то, что вызывает определенные действия человека, находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотивационная структура человека как совокупность мотивов, находящихся в определенном соотношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека, обладает определенной стабильностью, но и может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.
Мотивационный тип управления особый, так как в нем отдается приоритет мотивации над администрированием и систематическим контролем. Мотивирование людей осуществляется путем использования различных приемов и способов воздействия на человека, то есть мотиваторов, под которыми понимают отдельный прием или способ мотивирования. Мотиваторами являются различные типы поощрения – непоощрения, наказания – ненаказания, принуждения – непринуждения, которые могут быть применены к человеку до начала и после совершения действия.
Роль рычагов воздействия или носителей «раздражений», вызывающих действие определенных мотивов, выполняют стимулы. В качестве стимулов могу выступать отдельные предметы, действия других людей обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий.
Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Отличие стимулирования от мотивирования состоит в том, что стимулирование — лишь одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. Мотивирование может осуществляться также с помощью воспитания и обучения людей.
Таким образом, мотивация оказывает воздействие на такие характеристики деятельности человека как:
- Усилие;
- Старание;
- Настойчивость;
- Добросовестность;
- Направленность.
Соответственно можно дать определение мотивации как совокупности сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности с определенной степенью настойчивости в направлении достижения определенных целей.
Целью мотивации является формирование соответствующей особенностям той или иной социально-экономической системы типологии отношения к труду.
В связи с этим руководителю следует помнить, что каждому человеку нужен свой стимул для достижения успеха. Это один из факторов, без которого мотивация становится стандартной и менее эффективной. Большинство сотрудников ищут на работе прежде всего защищенности. Это включает в себя такие аспекты, как четкая должностная инструкция и благоприятные условия работы, ясное понимание требований и критериев оценки, признание и уважение, работа с эффективным руководителем и лидером, который умеет принимать решения.
В своей курсовой работе я хочу написать о всех основных и некоторых второстепенных теорий мотивации и сделать вывод о том, какой подход является самым оптимальным в современных рыночных условиях.
Свою тему курсовой работы я считаю актуальной, так как на сегодняшний день каждая компания стремится получить максимум прибыли при минимуме издержек, а это невозможно без грамотно подобранных кадров. Стоит помнить, что даже при правильном подборе персонала необходимо не только вызвать интерес у работников, но и уметь поддерживать в тонусе. И именно поэтому я выбрал эту тему курсовой работы.
Курсовая работа состоит из трёх глав. В каждой главе имеется по 2 – 3 пункта и несколько подпунктов. В первой главе я написал об основных теоритических понятиях, использованные в теме «мотивация» и перечислил содержательные и процессуальные теории мотивации. Во второй главе я предложил альтернативные варианты мотивации для работников, помимо уже известных. В третьей главе я определился с методами и подходами, которые являются оптимальными в современных условиях.
Глава 1. Исследование теоритических основ мотивации.
Потребности – представляют собой желания, стремления к определённому результату, то, что побуждает человека к определённой деятельности. Потребности возникают и находятся внутри человека, они достаточно общие для разных людей, но и в тоже время имеет определённое индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, потребность – это то, от чего человек стремится освободиться, как как пока потребность существует, она даёт о себе знать и «требует» своего устранения. Любой человек испытывает потребность в таких простых вещах, как одежда, питание, дом и тд. Но они так же нуждаются в таких «неосязаемых» вещах, как чувство уважения, возможность личного профессионального роста и т.д.
Потребности можно удовлетворить вознаграждения, дав человеку то, что он считает для себя ценным. Но некоторые люди вкладывают в понятие ценность неодинаковый смысл, из – за этого различают их оценки вознаграждения. Например, состоятельный человек готов получить несколько часов отдыха в семейном кругу, чем деньги, которые он получит за сверхурочную работу на благо организации.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы, формы и степень активности деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Что объединяет эти понятия?
Стремясь удовлетворить свои потребности, люди выбирают свою линию целенаправленного поведения. Работа в компании — один из способов целенаправленного поведения. Попытки продвинуться на руководящую должность в компании — еще один тип целенаправленного поведения, устремленного на удовлетворение потребности в признании.
Задача менеджера в процессе мотивации работников - в том, чтобы предоставить им возможность удовлетворить их личные потребности в обмен на качественную работу. Менеджер также призван помочь подчиненным осознать и оценить достоинства, которые предоставляет им эта работа, эта компания, с тем чтобы поведение работника было направлено на достижение целей предприятия.
Мы подошли к понятию мотивирования.
Мотивация - это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным, акциям посредством пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование — сердцевина управления работником. Эффективность управления работой во многом обусловливается тем, насколько успешно осуществляется само мотивирование.
Первым направлением считается тот раздел научного менеджмента, который посвящен стимулированию работников к повышенной производительности и предложен во всемирно известных методиках Ф. Тейлора. Исследования природы мотивации этого направления представлены довольно скудно, но они подкреплены богатой эмпирической базой материального стимулирования. Большая ориентация на психологические составляющие труда была провозглашена в психотехническом подходе (В. Штерн, Г. Мюнстерберг).
Второе направление в определенной мере близко тейлоризму в части ограниченности представлений о внутренней природе мотивации. Оно связано с традицией поведенческого подхода (У. Уотсон, Р. Скиннер, А. Эллис) и в разных модификациях активно развивается вплоть до настоящего времени, все более пополняясь данными о психологических составляющих мотивации. Его современный вариант вполне психологичен. Это так называемый когнитивный подход в менеджменте (Д. Норман, Д. Румельхарт, Р.Л. Солсо).
Третье направление в гораздо большей степени основывается на представлениях о природе мотивов, потребностей и ценностей человека. Его развитие сопровождало общемировые тенденции к повышению уровня гуманизма в общественных и производственных отношениях. Здесь во главу угла ставится гуманистический подход к человеку и его мотивации (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Шутц). В психологии получило развитие так называемое гуманистическое направление, а в менеджменте школа «человеческих отношений».
Для выделения четвертого направления развития концепций мотивации может быть использован внешний по отношению к мотивации технологический критерий. Именно применение современных информационных технологий приводит к усиливающейся индивидуализации работы, при которой мотивация работника может быть также глубоко индивидуализирована (О. Тоффлер). Настало время постмодернизма (3. Бауман), не признающего общих схем и общих оценок и демонстрирующего, что каждый может быть полезен обществу ровно в той мере, в какой захочет этого сам.
Содержательные теории
Содержательные теории мотивации – это, прежде всего, попытка выявить потребности, побуждающие людей к действия, в частности в рабочей среде. Базой для современных концепций людей к действию, в частности в рабочей среде. Базой для современных концепций мотивации стали работы трёх исследователей: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак – Клалленда.
Теория мотивации по А. Маслоу.
Абрахам Маслоу является одним из первых, кто рассказал менеджерам о сложности человеческих потребностей и об их влиянии на мотивацию. Маслоу признает, что люди имеют множество различных потребностей, и сделал вывод, что их можно разделить на 5 основных категорий. Эту теория была развита современником, психологом из Гарвардского университета Х. Марри.
- Физиологические потребности – потребности, удовлетворить которые необходимо для выживания. Сюда входят основные потребности такие как в еде, жилище, воде, отдыхе и т.д.
- Потребности в защищённости – потребности в защите от физической и психологической угрозы со стороны среды. Пример – приобретение страхового полиса или поиска работы с хорошими пенсионными планами.
- Социальные потребности – потребность в принятии другими людьми, в социальном взаимодействии, в любви и поддержке.
- Потребность в уважении – потребность в самоуважении, достижениях, компетентности, уважении других людей.
- Потребность в самореализации – потребность в реализации своего потенциала возможностей и в росте личности.
Мотивация и иерархия потребностей.
Маслоу потребности распределил по мере убывания важности, объясняя такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более простых вещах. В основании – физиология (утоление голода, жажды и т.п.). Выше находится потребность в безопасности, над ней – потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой – либо социальной группе. Ступенью выше находится потребность в уважении и одобрении (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (наполнение жизни искусством). На последней ступени находится стремление к раскрытию внутреннего потенциала. Для того что бы перейти на следующую ступень, не обязательно удовлетворять каждую из потребности, достаточно частичного насыщения. (Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу изображена на рисунке 1, приложение)