Файл: Экономическая безопасность часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра экономики и управления Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Экономическая безопасность
Группа ММ20Э271
Студент
Пилюгина Ольга Вячеславовна
МОСКВА 2023
Практическое задание №1 ЗАДАНИЕ: 1. Выделить роль и место экономической безопасности в системе категорий национальной безопасности. Ответ: Экономическая безопасность - часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства. Целью системы обеспечения экономической безопасности принято считать достижение такого состояния хозяйственного комплекса страны, которое характеризуется благосостоянием общества, позволяет удовлетворить всю совокупность экономических потребностей населения, обеспечивает его экономическую независимость, прогрессивное развитие, устойчивое положение в мировом хозяйстве, надежную защищенность от внутренних и внешних угроз. Такое понимание системы обеспечения экономической безопасности приемлемо и для ЕС. Иными словами, данные требования аналогичны и для систем экономической безопасности любого регионального интеграционного объединения и могут уточняться с учетом конкретных реалий. В структуре национальной безопасности экономическая безопасность занимает особое место. Это обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения. Экономическая безопасность является неразрывной составной частью национальной безопасности. Вместе с тем, она представляет собой одну из важнейших характеристик экономики. Обеспечение безопасного функционирования экономики есть необходимое условие для устойчивого позитивного развития последней. Таким образом, экономическая безопасность одновременно характеризует как состояние соответствующей нации, так и состояние ее хозяйственного комплекса. Это превращает экономическую безопасность в относительно самостоятельное социальное явление, учет которого совершенно необходим при принятии государственным руководством важнейших социально-экономических и военно-политических решений по защите государственного строя и эффективного обеспечения национальной безопасности страны. Вопросы для проверки: 3. Где и при каких обстоятельствах впервые было употреблено понятие «экономическая безопасность»? Ответ: «Экономическая безопасность» в ее нынешнем понимании впервые стала употребляться в США, сначала в лексиконе американских чиновников, а за тем и ученых. Это можно объяснить тем, что Соединенные Штаты стали первой страной мира, где обеспечение экономической безопасности было возведено в ранг важнейших государственных задач. Понятие введено в оборот в 1934 г., когда в период Великой депрессии вновь избранный президент США Ф. Рузвельт в послании к нации использовал словосочетание «national economic security» (национальная экономическая безопасность). В нашей стране это понятие вошло в научный язык в начале 90-х годов прошлого века, когда при переходе к рыночной системе хозяйствования остро заявили о себе противоречия во взаимодействии субъектов хозяйствования, разнонаправленность их экономических интересов внутри страны и утрата её самостоятельности, резко выросшая экономическая зависимость от внешнего мира. 4. На чем основана концепция экономической безопасности Японии? Ответ: Задачи и цели концепции обеспечения национальной безопасности Японии были разработаны и сформулированы в середине 1980 г. рядом правительственных учреждений и созданных для этого исследовательских групп, комитетов и советов. Доктрина «комплексного обеспечения национальной безопасности» должна была обосновать, с одной стороны, многокомпонентность средств достижения национальной безопасности, а с другой – увязать национальную безопасность своей страны со всем западным миром. В отличие от всех предыдущих концепций и доктрин она была выражена в четких категориях. В прежних доктринах безопасность страны рассматривалась лишь в контексте национальных интересов Японии, доктрину же КОНБ пронизывала идея «глобальной», «неделимой» безопасности всех стран «рыночной зоны» перед лицом угрозы со стороны Советского Союза. В этой связи в Голубой книге МИД Японии отмечалось, что «страны, имеющие общие ценности в политике и экономике, ... должны выработать целостную, единую и фундаментальную стратегию». Концепция безопасности Японии складывалась под воздействием сложного переплетения целого комплекса различных факторов. К ним относились прежде всего интересы правящих кругов Японии, которые рассматривали безопасность страны как своего рода производную от стабильности капиталистической системы в целом. В официальном издании Управления национальной обороны Японии подчеркивалось, что важнейшим элементом сохранения мира является «углубление дружбы и солидарности между странами свободного мира». На позицию Японии сильное влияние оказывала высокая степень интеграции в военнополитическую систему США в Азии. Наличие военных баз и объектов, которые США имели на территории Японии, давали США весомое средство давления на правительство Японии. Японская концепция безопасности строилась на стремлении правящих кругов избежать втягивания в вооруженные конфликты, конкретный путь к достижению этой цели виделся в поддержке курса США в регионе. Концепция безопасности предусматривает сочетание трех компонентов: политических, экономических и военных средств. На первом плане политическая безопасность, спецификой которой является объединение усилий «стратегического треугольника» США, Европы и Японии. Стремление Японии создать новый «стратегический треугольник»: США — Япония — Китай, где Япония была бы посредником между США и Китаем, не желая сближения этих стран в ущерб своим интересам в Восточной Азии. Практическое задание №2 ЗАДАНИЕ: 1. Представить себе, как и какие потребности трансформируются в интересы в экономической сфере. Ответ: В период сложившегося разнообразия экономических субъектов и значительного усложнения хозяйственных связей актуальным и требующим решения оказывается противоборство сторон, основанное на противоречивых экономических интересах. Экономический конфликт становится одним из вариантов согласования собственных материальных и нематериальных интересов, выступающих конкретным выражением осознанных потребностей и определяющих направление действий субъектов при их реализации. Потребности человека – это состояние неудовлетворенности, которое он стремится преодолеть. Нужда – это настоятельное желание получить какое-либо благо (еду, одежду, жилье и т.п.) или избежать чего-то нежелательного (опасности, одиночества, позора и т.п.) Потребность – это нужда, принявшая конкретную форму в зависимости от уровня развития общества и отдельного индивида. Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму – экономического интереса. Экономический интерес – это форма проявления экономических потребностей. Виды потребностей можно классифицировать:
Потребности людей не являются неизменными, они развиваются в процессе эволюции человеческого общества. Немецкий ученый Э. Энгель (XIX в.) установил связь между денежными доходами населения и структурой потребления, известную как закон Энгеля. Его суть в том, что чем выше качество жизни людей, тем меньше их спрос на продовольственные товары. Одновременно увеличивается спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня жизни людей возрастают покупки товаров и услуг повышенного качества. Вопросы для проверки: 7. Что представляют собой национальные экономические цели? Ответ: Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. Кроме нее перед национальной экономикой ставятся и другие цели: 1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов. 2. Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение. 3.Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты — величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо. 4.Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии. 13. Какие внутренние и внешние национальные экономические интересы современной России Вы знаете? Ответ: Необходимо отметить, что национальные интересы России в современном мире направлены прежде всего на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности. Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят: • в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти; • в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка; • в завершении процесса становления демократичного общества; • в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма. Национальные интересы России в экономической сфере заключаются в обеспечении: • динамично развивающегося производства и рынка; • высокого уровня жизни народов России. Национальные интересы России в духовной сфере заключаются в сохранении и укреплении: • нравственных ценностей общества; • традиций патриотизма и гуманизма; • культурного и научного потенциала страны. Национальные интересы России в международной сфере заключаются: • в обеспечении суверенитета; • в упрочении позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира; • в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами — участниками СНГ и традиционными партнерами России; • в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов. Национальные интересы России в военной сфере заключаются: • в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности; • в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников; • в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 г. Она является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению безопасности. Этот документ - основа для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России Основная задача Стратегии национальной безопасности до 2020 г. состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов. Практическое задание №3 ЗАДАНИЕ: 1. Назвать причины возникновения угроз экономическим интересам Ответ: Причины возникновения угроз ЖВИ в экономической сфере, как, впрочем, и сами угрозы, могут носить и объективный, и субъективный характер. В генеральном плане причины возникновения угроз ЖВИ вообще, и в экономической сфере в том числе, объективны. Это можно объяснить тем, что любое движение, любое развитие возможно только как постоянное взаимодействие (противодействие, борьба – как угодно назовите) разнонаправленных факторов, которые могут быть как природного, так и антропогенного происхождения. В основном причины возникновения угроз интересам в экономической сфере – это причины субъективного характера. По своей природе эти причины (как и сами угрозы) можно разделить на две большие группы: 1) характеризующиеся отсутствием умысла создать конкретную угрозу (недомыслие, халатность, безразличие и т.д.) 2) характеризующиеся наличием такого умысла. Рассмотрим несколько подробнее причины с наличием умысла. Упомянутое деструктивное влияние Запада на Россию, ее экономику проходит по самым различным линиям: 1)насаждением своих «агентов влияния» или прямых агентов во властных структурах; 2)формированием и установлением господства в частном секторе класса аморальных и апатриотичных «новых русских»; 3)попытками ослабления центральной власти и развития настроений политического и экономического сепаратизма и национализма в субъектах Российской Федерации; 4)политикой разрушения существующих экономических связей России со странами СНГ и недопущения воссоздания на территории СНГ единого экономического пространства в какой-либо форме; 5) контролем за финансовой и информационной сферой России; 6) путем развала российского ОПК; 7) по внешнеторговым каналам; 8)по линии разворовывания научно-технических достижений России и переманивания за границу лучших российских ученых и специалистов. Трудно назвать какую-то единую, целостную мотивацию такой, мягко говоря, «нелюбви» Запада к России. Скорее всего, это глубоко сидящий в западном обывателе и передающийся из поколения в поколение на генетическом уровне страх перед непредсказуемостью России и россиян. Этот страх основан на непонимании (а возможно и нежелании понять) того, что у русских и других народов России есть свои, заметно отличающиеся от западных, духовно-нравственные ценности, своя, отличная от «общечеловеческой» ментальность, и, естественно, на неприятии самих этих ценностей и этой ментальности. Вопросы для проверки: 4. Что следует понимать под объектами и субъектами угроз в экономической сфере? Ответ: Объектами угроз в экономической сфере являются интересы личности, общества, государства, их реализация, то есть деятельность носителей этих интересов. Субъектами (носителями) угроз в экономической сфере могут быть отдельные личности; группы людей, единовременно объединенные какими-то общими интересами; политические партии; общественные организации; коммерческие и властные структуры, как данного государства, так и других государств, природные и социально-экономические катаклизмы. 3. Назовите два основных источника возникновения угроз экономическим интересам. Ответ: Угроза может быть внешней или внутренней в зависимости от того, где расположен источник опасности. Основанием данной классификации являются государственная принадлежность источника опасности, формирующей угрозу. Если опасность исходит от другого государства или его граждан, где бы они ни находились, то угроза признается внешней, если же нанесение вреда исходит со стороны собственного государства или своих сограждан, то это внутренняя угроза. Практическое задание №4 ЗАДАНИЕ: 4. Назовите отличие СОЭБ государственного типа от СОЭБ смешенного типа по их характерным признакам Ответ: СОЭБ государственного типа все компоненты имеют государственную принадлежность. Такие системы формируются только для обеспечения безопасности объектов, принадлежащих государству и соблюдающих режим работы, связанный с сохранением государственной тайны. СОЭБ смешанного типа могут создаваться для обеспечения безопасности, как государственных, так и негосударственных объектов. В системах этого типа часть компонентов лежит в сфере ответственности государства, а часть – в сфере ответственности различных негосударственных (общественных) структур. Вопросы для проверки: 3. Какие принципы функционирования СОЭБ Вы знаете? Ответ: Принципы функционирования системы обеспечения экономической безопасности: соблюдение баланса интересов данного объекта экономической безопасности и других взаимодействующих с ним объектов соблюдение документально зафиксированных (в том числе и законодательно установленных), а также, если это необходимо, то и неписанных норм, и правил организации и функционирования системы соблюдение приоритетности в противодействии угрозам жизненно важных экономических интересов данного объекта экономической безопасности объединение всех необходимых сил и средств для защиты жизненно важных экономических интересов сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами обеспечения экономической безопасности и контроля над их применением взаимодействие системы обеспечения экономической безопасности данного и других объектов экономической безопасности комплексность применения разнородных мер и механизмов противодействия угрозам жизненно важным экономическим интересам данного объекта, например, экономических, политических, юридических, информационных и иных 6. Сколько уровней в иерархии СОЭБ Вы знаете? Ответ: Мировое хозяйство; Регионы планеты, экономические союзы стран; Отдельные страны, ТНК; Государственные структуры, общество; Регионы страны, социальные группы, корпорации национального значения, секторы экономики; Местное самоуправление, муниципальное хозяйство, корпорации локального характера; Домохозяйства. Практическое задание №5 ЗАДАНИЕ: 1. Охарактеризовать сущность энергетической безопасности. Ответ: Энергетическая безопасность — это состояние защищенности страны, ее граждан, общества и экономики от возникающих внешних и внутренних угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, а также состоянием и функционированием энергетического сектора страны. Обеспечение энергетической безопасности определяется ресурсной достаточностью, экономической доступностью, экологической и технологической допустимостью. Ресурсная достаточность определяет физические возможности бездефицитного обеспечения энергоресурсами национальной экономики и населения, экономическая доступность — рентабельность такого обеспечения при соответствующей конъюнктуре цен, экологическая и технологическая допустимость — возможность добычи, производства и потребления энергоресурсов в рамках, существующих на каждом этапе технологий и экологических ограничений, определяющих безопасность функционирования энергетических объектов. Вопросы для проверки: 2. Каковы сильные стороны российского ТЭКа? Ответ:
3. Каковы слабые стороны российского ТЭКа? Ответ:
Аналитические прогнозы предполагают, что существенное развитие этот процесс получит к 2020 году.[14] Сфера потребления природного газа охватывает все отрасли мировой экономики. Это прежде всего: энергетический сектор, промышленность, сельское хозяйство, бытовые услуги, транспортный сектор и пр. Увеличение потребления природного газа отрицательно сказывается на экологии планеты. За последние 20 лет выбросы в атмосферу углекислого газа увеличились в 2 раза, что может сказаться на усилении парникового эффекта Земли. Большая доля выброса СО2 приходится на США (20%), затем следуют страны Евросоюза (18%), Россия (15%), Иран (4%), Япония (3%). В скобках даны доли от мировых показателей выброса СО2. Практическое задание №6 ЗАДАНИЕ: 6. Объяснить причины использования методов промышленного шпионажа в конкурентной борьбе. Ответ: Причины промышленного шпионажа - это прежде всего экономия средств и времени, которые необходимо затратить, чтобы достичь уровня конкурента, занимающего лидирующее положение, или же превзойти его, открыв для себя новые рынки сбыта либо предотвратить в будущем отставания от конкурента, если тот находиться в процессе разработки новой перспективной технологии. Известны два метода осуществления шпионской деятельности: технический и агентурный. Первый метод включает в себя следующие направления: электромагнитный, оптический и акустический. С помощью специальных средств можно снимать информацию с электромагнитных волн, которые возникают вокруг телефона, проводов и прочей офисной техники. Данный способ называется электромагнитным. Оптический метод подразумевает использование биноклей, видеокамер, приборов ночного видения для наблюдения или подсматривания за носителем информации. Акустического метод заключается в перехвате речи, переговоров с помощью технических средств, таких, как микрофоны, «жучки». К агентурному методу относятся такие приемы, как подкуп, шантаж, вербовка специалистов конкурента, внедрение своего агента на предприятие с целью выведывания интересующей информации у конкурентов, хищения чертежей, документов и образцов изделий, коммерческой тайны. Вопросы для проверки: 1. Почему большую часть существования СССР предпринимательская деятельность советских граждан была запрещена законом? Ответ: Экономика в стране не была рыночной, цены не определялись формулой "спрос-предложение" - они назначались государством. А поскольку государство - это мы, то частный предприниматель рассматривался, как эксплуататор всего общества. Ведь затраты на производство у Ч. П. были общественные (не рыночные), а прибыль частнособственническая (рыночная). Производственная артель, существовавшая в СССР, – это такое же коллективное хозяйство, как и колхоз только в промышленности, а не в с/х. В котором нет эксплуатации чужого труда, поэтому называть ее частным предпринимательством нет никаких оснований. Ведь частное предпринимательство – потому и является частным, что основано на частной собственности на средства производства. А у артели собственность – не частная, а коллективная (кооперативная), общая собственность ВСЕХ членов артели. Как известно, это – разновидность общественной собственности. В артели нет эксплуатации труда наемных работников. В ней все работники – члены артели, т. е. собственники этой самой общественной собственности. Они не могут эксплуатировать труд других людей. 19 ноября 1986 году Верховный Совет СССР принял закон "Об индивидуальной трудовой деятельности", призванный поставить под контроль государственных органов развивавшийся в стране "подпольный" частный бизнес. Данный закон разрешал вести предпринимательскую деятельность в области кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также других видах деятельности, основанных исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Наемный труд по- прежнему был запрещен. 10. Что следует понимать под стратегическим государственно-частным партнерством? Ответ: Государственно-частное партнерство - схема реализации инвестиционных проектов (преимущественно, в области инфраструктуры) на взаимовыгодных условиях для бизнеса и государства. Государство получает функционирующий объект, экономя на финансировании его строительства или реконструкции, предприниматели - зарабатывают средства на последующей эксплуатации объекта. ГЧП может быть реализовано в различных формах. Обычно частная компания строит или реконструирует объект за свой счет, а потом получает право эксплуатировать его в течение определенного срока на безвозмездной основе (при этом объект формально остается в собственности у государства). Такая форма называется концессией. Однако существуют и другие виды ГЧП. Например, построенный объект может на какое-то время оставаться в собственности у компании-строителя; либо после сдачи объекта частный партнер может получать субсидии от государства на функционирование объекта или наоборот - перечислять государству часть полученных средств от его эксплуатации. Юридический механизм концессий и ГЧП не прописан в Гражданском кодексе РФ. |