Файл: Основной психологический закон ипсихологические параметры накопления и потребления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Психология экономической деятельности и управления»

Тема: «Основной психологический закон» и психологические параметры накопления и потребления.

Студент: Финк А.С.

Преподаватель: Кочетов П.В.

Екатеринбург

2023

Содержание

Введение……...……………………...……………………………………….........2
1. Глава. Возникновение Кенийской школы. Джон Мейнард Кейнс…..……….3

2. Глава. «Основной психологический закон»…………….…………………….6
3. Глава. Параметры накопления и потребления……….……….………….....8
4. Глава. Значение идей Джона Мейнарда Кейнса в истории.……….…….12
Заключение ………………………………………………...……………………14
Список литературы …………………………………………...…………………15

Введение.

На сегодняшний день усиливается внимание к проблемам социального и политического прогнозирования. Познавательный потенциал истории политической и экономической мысли весьма значим и в плане научной разработки глобальных проблем современности. Историческая ретроспектива становится крайне важным моментом для выявления, выработки и обоснования соответствующих концепций и представлений о современности и перспективах ее развития. В истории развития экономической мысли можно выделить несколько этапов, периодов. Каждый сменялся последующим путем революционным, с возникновением новых, принципиально отличных идей и теорий.

Джон Мейнард Кейнс – своего рода революционер экономической науки нашего века. Английский экономист, влияние которого на экономическую мысль в XX века сыграло очень важную роль. Он создал принципиально новые методологические подходы к экономике и экономической политике, являлся родоначальником и разработчиком макроэкономики, создателем нового языка экономической теории.

Глава 1. Возникновение Кенийской школы. Джон Мейнард Кейнс.

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) - выдающийся ученый-экономист. Он учился у не менее именитого ученого, основателя Кембриджской школы экономической мысли А.Маршалла. Но, вопреки ожиданиям, не стал его наследником, едва не затмив славу своего учителя.
Своеобразное осмысление последствий самого длительного и тяжелого экономического кризиса 1929-1933 гг., охватившего многие страны мира, отразилось в совершенно неординарных в тот период положениях изданной Дж.М.Кейнсом в Лондоне книги под названием «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

Незаурядные способности к математике, обнаруженные еще в школе, стали ему важным подспорьем в годы учебы в Итоне и Королевском колледже в Кембридже, где он учился с 1902 по 1906 г. Причем ему довелось слушать «особые» лекции самого А.Маршалла, по инициативе которого, как уже упоминалось, в Кембриджском университете с 1902 г. был введен курс по «экономике» вместо «политической экономии» в традициях классической школы . С 1906 по 1908 г. он являлся сотрудником в министерстве, проработав в первый год в военном отделе, а в дальнейшем - в отделе доходов, статистики и торговли Управления по делам Индии.
В 1908 г. по приглашению А. Маршалла ему предоставляется возможность прочитать курс лекций по экономической проблематике в Королевском колледже, после чего с 1909 по 1915 г. занимается здесь же преподавательской работой на постоянной основе одновременно и как экономист, и как математик. Уже первая его экономическая статья под названием «Индексный метод» (1909) вызвала оживленный интерес. Достаточно скоро Кейнс получает и общественное признание. Так, с 1912 г. он становится редактором «Экономического журнала», сохранив за собой этот пост до конца жизни. В 1913-1914 гг. является членом Королевской комиссии по финансам и денежному обращению Индии. Еще одним назначением этого периода стало утверждение его в качестве секретаря королевского экономического общества.

Широкую популярность Джону Мейнарду Кейнсу принесла ему и первая, изданная в 1913 г., книга «Денежное обращение и финансы Индии».
Далее популярный в своей стране ученый-экономист дает согласие перейти на службу в британское казначейство, где с 1915 по 1919 г. занимается проблемами международных финансов; выступает нередко в качестве эксперта в финансовых переговорах Великобритании, проводившихся на уровне премьер-министра и канцлера казначейства. В том же году изданная им книга «Экономические последствия Версальского мирного договора» приносит ему всемирную известность; ее переводят на различные языки.
Затем Кейнс на значительный период времени оставляет службу в государственных учреждениях, сосредоточившись на преподавательской работе в Кембриджском университете и подготовке научных публикаций.

К активной общественно-политической деятельности Джон Мейнард Кейнс возвращается в конце 1929 г. В годы второй мировой войны он назначается советником британского казначейства. В 1941 г. его включают в состав английской правительственной делегации для участия в подготовке материалов по договору ленд-лиза и других финансовых документов с правительством США. Следующий - 1942 г. стал годом назначения на пост одного из директоров английского банка. В 1944 г. он утверждается главным представителем своей страны на Бреттон-Вудской валютной конференции, которая разработала планы создания Международного валютного фонда и Международного банка восстановления и развития, а затем назначается одним из членов правлений этих международных финансовых организаций.


Наконец, в 1945 г. Кейнс вновь возглавляет английскую финансовую миссию - на этот раз в США - для проведения переговоров в связи с окончанием помощи по ленд-лизу и согласованием условий для получения у США крупного займа.

Глава 2. «Основной психологический закон»

В 1936 году Джон Мейнард Кейнс опубликовал книгу, принесшую ему всемирную известность, под названием «Общая теория занятости, процента и денег». В этой работе он показал, что в рыночной экономике нет механизма, который автоматически приводит к полной занятости. Экономика может оставаться в депрессии и бедности в течение длительного времени. Государство должно увеличить расходы с целью увеличения производства и занятости, проводить активную инвестиционную политику.
Опираясь на собственную, «революционную» по тем временам методологию исследования Дж.М.Кейнс в отличие от своих предшественников и наперекор господствовавшим экономическим воззрениям утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбережению, растет гораздо медленнее доходов.

Основной психологический закон — предположение о поведении потребителя. Кейнс считал, что личное потребление увеличивается по мере роста располагаемого дохода, но не в той же мере в которой растет доход. Утверждение было сформулировано Кейнсом в книге «Общая теория занятости, процента и денег» и было использовано им для описания поведения потребителей. Основной закон является поведенческой предпосылкой, он не опирается на теорию рационального выбора и поэтому описывает выбор потребителя в упрощенной форме. Основной закон лежит в основе кейнсианской функции потребления и тесно связан с ее характеристиками: предельной и средней склонностью к потреблению.

Суть «закона» Джона Кейнса такова: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход».
И в этом определении его недвусмысленная теоретико-методологическая позиция, в соответствии с которой для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов ее внешнего (государственного) регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики».

В частности, поэтому Джон Кейнс утверждает, что «воспитание... государственных деятелей на принципах классической политической экономии» не позволит им «выбрать какой-либо лучший путь», стимулирующий увеличение богатства, кроме как надежда на «сооружение пирамид, землетрясения, даже войны».
Отсюда, по его мнению, «…если только психологические склонности участников экономического процесса действительно оказываются примерно такими, какими мы их здесь предполагали, то можно считать, что существует закон, согласно которому расширение занятости, непосредственно связанное с инвестициями, неизбежно должно оказать стимулирующее влияние на те отрасли, которые производят потребительские блага, и, таким образом, повести к увеличению совокупной занятости, причем такое увеличение превосходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями».

Первые попытки проверить основной психологический закон на данных были успешными. Они показали выполнение всех трех предположений. Потребление действительно прямо зависело от дохода, часть дохода не потреблялась, и по мере роста дохода потребление росло медленнее. Однако более глубокие исследования показали, что основной психологический закон не выполняется. Саймон Кузнец обнаружил, что если взять данные за длительный период времени, то отношение потребления к доходу (средняя склонность) оказывается стабильным. При этом в краткосрочном периоде функция потребления выглядела так, как предполагал Кейнс. Объяснение этому явлению было дано в рамках теории межвременного выбора. Она утверждает, что потребление зависит не только от текущего дохода, но и того, какой доход потребитель ожидает получить в течение всей жизни. Домохозяйства действительно распределяют доход между потреблением и сбережениями, однако пропорция, в которой осуществляется такое распределение, может меняться со временем. Сбережения (и заимствования) используются для того, чтобы сглаживать потребление при колебаниях текущего дохода.

Глава 3. Параметры накопления и потребления.

Джон Мейнард Кейнс считал, что поведение людей не всегда определяется только рациональными мотивами: «заметная часть наших действий, поскольку они направлены на что-то позитивное, зависит скорее от самопроизвольного оптимизма, нежели от скрупулёзных расчётов, основанных на моральных, гедонистических или экономических мотивах». Он полагал, что стремление людей действовать определяется жизнерадостностью, «животными инстинктами» , спонтанно возникающей потребностью к активным действиям. При этом периоды жизнерадостности и уныния сменяются друг друга.

В 1963 г. Кейнс писал: «Сейчас мы переживаем острый приступ экономического пессимизма», объясняя такое состояние падением темпов экономического роста и повышения уровня жизни. Чередование оптимизма и пессимизма Кейнс связывал с неопределённостью и недостаточным владением информацией. Ощущение неопределённости само по себе способно нарастать и убывать со временем, поскольку в некоторые периоды люди уверены в будущем, а в другие - нет. При высокой степени уверенности экономика процветает, а при низкой - наоборот. Неопределённостью он объяснял и то, что атмосфера мрачных ожиданий может сохраняться в течение длительного времени, даже после того, как возникнут объективные предпосылки для экономического подъёма. Чтобы разумный расчёт предпринимателей, подкреплённый жаждой деятельности, привёл к устойчивому экономическому подъёму, требуется импульс в виде воодушевляющих событий. При этом Дж. М. Кейнс подчёркивал: «... нельзя делать вывод о том, что всё на свете зависит от игры иррациональных сил человеческой психологии». По мере возможности предприниматели и потребители пытаются просчитывать последствия своих действий, отбирать наилучшие альтернативы, производить разумные расчёты. Иррациональность экономического поведения нельзя полностью устранить, но можно попытаться уменьшить её воздействие на поведение экономических агентов, предотвратить очередную волну пессимизма.
Соответствующие рекомендации были даны Кейнсом в очерке «Конец laissez-faire» (1926). В нем он предполагает, что для преодоления неопределённости и незнания государство могло бы «направлять общество по разумному пути» с помощью грамотного кредитно-денежного контроля, а также сбора и широкого распространения экономической информации. Развивая эту мысль, можно сказать, что эти меры позволили бы решить и проблему асимметричности информации, являющейся одним из проявлений фиаско рынка.
Джон Мейнард Кейнс считал, что поведение и потребителей, и производителей основано на соотношении рациональных и иррациональных мотивов при принятии решения в условиях неопределённости и недостатка информации о будущих событиях. При анализе поведения потребителей Кейнс уделил особое внимание вопросу о том, как потребители решают, какую долю дохода им следует сберегать