Файл: Надежда Панова Оригами Сюрприз.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Надежда Панова
О р и г а м и - С ю р П Р И З
(неожиданный подарок + практика решения изобретательских задач)
О б у ч а я с ь , п о з н а ё м
Б а з о в ы е ф о р м ы о р и г а м и
2022

2
Содержание
Предисловие………………………………………………. 4-5
Условные знаки…………………………………………… 6-8 1. Теория: «Поэзия прямых линий»……………………… 9-35
Кричалочка-запоминалочка……………………….. 10
Треугольник………………………………………… 11-12
Книжка……………….……………………………… 13-14
Дверь…………….…………………………………... 15-16
Дом…………………………………………………... 17-18
Воздушный змей……………………………………. 19-20
Блинчик……………………………………………… 21-22
Рыба………………………………………….………. 23-24
Катамаран…………………………………………… 25-26
Двойной квадрат……………………………………. 27-28
Водяная бомбочка………………………………….. 29-30
Птица…………………….………………….………. 31-32
Лягушка……………………………….…………….. 33-34
Шпаргалочка-запоминалочка……………………... 35 2. Практика: «По долинам, по горам…»………………… 36-61
Базовая форма «Треугольник»…………………….. 37
Базовая форма «Книжка»………………………….. 38
Базовая форма «Дверь»……………………………. 39
Базовая форма «Дом»……………………………… 40
Базовая форма «Воздушный змей»……………….. 41
Базовая форма «Блинчик»…………………………. 42
Базовая форма «Рыба»……………………………... 43-44
Базовая форма «Катамаран»……………………….. 45-46
Базовая форма «Двойной квадрат»………………... 47
Базовая форма «Водяная бомбочка»……………… 48
Базовая форма «Птица»……………………………. 49-52
Базовая форма «Лягушка»…………………………. 53-61 3. Исследование: «Черчение с увлечением»…………..… 62-76
«Следы» на бумаге…………...…………………….. 63-64
Треугольник………………………………………… 65
Книжка………….…………………………………… 66
Дверь………………………………………………… 67
Дом…………………………………………………... 68
Воздушный змей……………………………………. 69
Блинчик…………….………………………………... 70
Рыба……….…………………………………………. 71
Катамаран…………………………………………… 72
Двойной квадрат……………………………………. 73

3
Водяная бомбочка………….……………………….. 74
Птица………………….……………………………... 75
Лягушка……………………………………………... 76
«Бумажные инструкции»…………………………………. 77-79

4
Предисловие
«Базовые формы оригами» – распространённый и хорошо понятный каждому человеку, занимающемуся оригами, термин. Это - бумажная заготовка, сложенная из квадратного листа бумаги определённым способом, на основе которой изготавливаются модели оригами, объединённые по принципу складывания в одну группу (например, модели на основе базовой формы
«Катамаран»).
В различных книгах по оригами количество и название базовых форм несколько различно. Но эти «разночтения» не носят принципиального характера.
Каждый человек может сам для себя решить, какие базовые формы (или заготовки, или основы) он возьмёт «на вооружение», и как он будет их называть.
Важны принципы складывания бумаги и приёмы наиболее популярных и наименее сложных манипуляций с бумагой на начальных этапах изготовления многообразных изделий оригами.
Цель раздела «Базовые формы оригами» – в стихотворной, игровой и иллюстрированной форме обучить основам оригами, к которым и можно отнести изучение базовых форм оригами, своего рода «азбуки оригами».
Раздел разбит на 3 части:

Теория: «Поэзия прямых линий»

Практика: «По долинам, по горам…»

Исследование: «Черчение с увлечением»
Каждая часть является самостоятельной, логически завершённой стадией обучения основам оригами. В то же самое время, каждая последующая часть опирается на знания, полученные в предыдущей части раздела, и подвигает к новой, более глубокой и осмысленной творческой и исследовательской деятельности.
Теоретическая часть, с её «правилами», «кричалочками», «шпаргалочкой», а также несложные, но метко характеризующие каждую базовую форму


5 стихотворения помогут достаточно быстро и, в то же самое время, прочно усвоить важные и необходимые для дальнейшего знакомства с оригами знания.
Хорошо усвоенная практическая часть, с подробным текстовым описанием последовательности складывания каждой базовой формы и «читаемыми» чертежами – это уже результат и «маленькая победа». Теперь мы умеем складывать базовые формы и немного разбираться в чертежах, используя условные знаки оригами. Мы уже считаем себя, ну, если не «знатоками оригами», то уж «знатоками базовых форм», точно!
Исследовательская часть подразумевает активную умственную работу, направленную на «переработку» полученных знаний. В этой части содержатся интересные сведения, которые можно не только запомнить, но и с карандашом в руках потренироваться в чертёжных навыках - раскрыть до исходного квадрата любую базовую форму или модель оригами и прочертить отпечатывающиеся на бумаге складки «гора» и «долина».
Умение складывать базовые формы и модели оригами на их основе – залог успешного усвоения всех последующих «шагов» в оригами.

6
Условные знаки
Действие, показывающее направление, в котором необходимо складывать бумагу – сверху вниз.
Действие, показывающее направление, в котором необходимо складывать бумагу – снизу наверх.
Действие, показывающее направление, в котором необходимо складывать бумагу – слева направо.
Действие, показывающее направление, в котором необходимо складывать бумагу – справа налево.
Действие, указывающее на то, что бумагу нужно перегнуть в данном месте для того, чтобы получить необходимую для дальнейшей работы линию сгиба.
Действие, указывающее на то, что все четыре угла при складывании должны совместиться с центром квадрата.
Полностью раскрыть работу до исходного квадрата после произведенных ранее действий с квадратом, предварительно тщательно прогладив все линии сгибов на сложенной заготовке.
«Перевернуть на другую сторону» Перевернуть работу на другую сторону так, как если бы мы перелистывали страницы.
«Повернуть в плоскости» для того, чтобы расположить работу так, как она изображена на следующем рисунке схемы складывания модели.

7
«Далее рисунок увеличен»
Увеличение рисунков по дальнейшему складыванию модели необходимо для большей наглядности изображения.
«Ножницы»
Отрезать по линии перегиба.
Действие, указывающее на точность выполнения работы.
Правый угол, отмеченный точкой, необходимо совместить с левым углом; линия «долина» говорит о том, что действие производится на лицевой стороне работы – на себя.
«Приоткрыть работу изнутри»
Приоткрывая внутренние слои бумаги, как правило, можно раскрывать всевозможные «карманы».
«Вытянуть с изнанки»
Складывая бумагу по линии «долина» (на лицевой стороне работы), необходимо вытащить с изнанки на лицевую сторону работы нужный слой бумаги.
«Тянуть, тащить»
Держась за место, отмеченное точкой, необходимо тянуть слой бумаги в сторону по направлению стрелки, проглаживая новые линии сгиба.
«Вогнуть внутрь». Приоткрыть внутренние слои и убрать заштрихованную часть внутрь – складка «гора».
«Результат». Номер рисунка, который не требует никаких активных действий по продолжению изготовления модели – необходимо просто сопоставить (сравнить) свою работу с данным изображением.


8
«Повторить действия». Произвести действия, процесс складывания которых был представлен в обозначенных в рамке цифрах
«Повторить». Повторить необходимое (предыдущее) действие с указанной стороны.
Складка (линия) «долина»: сгиб на лицевой стороне работы; часть бумаги, которую согнули, - видимая.
Складка (линия) «гора»: сгиб на изнаночную сторону работы; часть бумаги, которую согнули, - невидимая.
Невидимая линия: складки «долина» или «гора» проходят внутри работы, между слоёв.
Видимая линия: чёткая видимая линия на бумаге, получаемая путём сгибания бумаги.

9
1. Теория: «Поэзия прямых линий»

10
Кричалочка-запоминалочка
Треугольник, книжка, дверь и дом,
Змей воздушный, блинчик, рыба (сом).
А ещё катамаран и квадрат двойной,
Водяную бомбочку будем знать с тобой.
Птица и лягушка, – трудные «подружки»,
Но и их мы сложим. Скоро мы всё сможем!
Кричалочка-запоминалочка

11
Треугольник
Я сложу квадратный лист
По диагонали.
Что же это? Треугольник!
Сразу все узнали.
Треугольник

12
Если в бумажном квадрате необходимо наметить диагональные линии
или центр квадрата, то в этом нам поможет базовая форма «Треугольник».
Надо очень постараться, складывая базовую форму «Треугольник».
Неточность в определении середины квадрата, а также неровные, плохо
проглаженные линии сгибов (диагональные складки) сразу же, на первом
этапе, обрекут нашу дальнейшую работу на неуспех, - удачной, аккуратной
бумажной игрушки нам уже будет не получить, сколько бы мы потом не
старались.
Как правило, базовая форма «Треугольник» служит основой для таких
базовых форм, как «Воздушный змей», «Блинчик», «Рыба».
На основе этой базовой формы складывается «Двойной квадрат», а из
него – базовые формы «Птица» и «Лягушка».
Сложить базовую форму «Треугольник» можно как вдоль одной
диагонали, так и вдоль другой диагонали квадрата.
Кричалочка-запоминалочка

13
Книжка
Я квадратный лист бумаги
Пополам сложу.
Тоненькую книжечку
Я листать смогу.
Книжка

14
Базовая форма «Книжка» - самая простая в изготовлении, но это не
значит, что мы можем складывать её, не сосредоточившись на работе.
Аккуратно сложенная базовая форма «Книжка» поможет нам
определить точное местоположение средних линий в квадрате, а также
середину квадрата.
На основе базовой формы «Книжка» складываются базовые формы
«Дверь», «Дом», «Водяная бомбочка», «Катамаран».
Складывая бумажный квадрат пополам, «книжкой», необходимо
следить за тем, чтобы противоположные стороны квадрата чётко
совмещались одна с другой.
Совместив другую пару противоположных сторон, также получим
базовую форму «Книжка».
Кричалочка-запоминалочка


15
Дверь
«Дверь» сложить не так уж сложно;
Створки открывать в ней можно.
Дверь

16
Базовую форму «Дверь» сложить тоже не так уж и сложно, если,
конечно же, первоначально была аккуратно сложена базовая форма
«Книжка».
К линии сгиба, образованной «книжкой», необходимо сложить боковые
стороны квадрата; и «дверь» будет готова!
Проверьте ещё раз, чтобы в двери не было щелей, или чтобы створки
двери не заходили одна за другую, - иначе это вовсе не дверь!
Базовую форму «Дверь» можно сложить как вдоль вертикальной
средней линии квадрата, так и вдоль горизонтальной линии сгиба, которые
получаются в результате перегибания бумажного квадрата пополам в двух
направлениях.
Кричалочка-запоминалочка

17
Дом
Из квадратика сложу я прямоугольник.
Постараюсь из него получить я домик.
Стороны короткие я сложу «долиной»,
А «кармашки» как раскрою -
Дом, с крышею красивой!
Дом

18
Базовая форма «Дом» - одна из самых симпатичных и узнаваемых
базовых форм оригами.
Изготовить «дом» не очень сложно, если освоить такие приёмы в
оригами, как «раскрыть карман» и «расплющить карман».
«Раскрыть карман»: просунуть руку или палец (в зависимости от того,
большой «карман» или маленький) между слоями бумаги и сделать «карман»
объёмным, приподняв верхний слой бумаги.
«Расплющить карман»: перебросить «карман» в нужном направлении,
изменив, насколько это необходимо, форму «кармана», а затем опять
сделать его плоским, проглаживая новые складки.
Раскрытые и расплющенные «карманы» - и крыша, и стены готового
домика. Стены должны быть строго вертикальными, а крыша - не кривой, а
иначе дом просто «развалится».
Кричалочка-запоминалочка

19
Воздушный змей
«Воздушный змей» он потому, -
Он похож на змея.
И я его сложить смогу,
Нисколько не робея.
Воздушный змей

20
Базовую форму «Воздушный змей» можно сложить только после того,
как в квадрате будет намечена диагональная складка (линия сгиба,
образованная в результате складывания базовой формы «Треугольник»).
«Воздушный змей» - достаточно «капризная» базовая форма, как,
впрочем, и настоящий воздушный змей, который не поднимется в небо, если
его неправильно собрать или неумело запускать.
Основное внимание при складывании базовой формы «Воздушный змей»
необходимо обращать на «остриё носа»; кончик «воздушного змея» должен
быть острым, как стрела, а боковые стороны при этом должны
совмещаться с диагональю квадрата.
На основе базовой формы «Воздушный змей» складывается базовая
форма «Рыба».
Базовую форму «Воздушный змей» можно сложить как вдоль одной
диагонали, так и вдоль другой диагонали квадрата (из каждого его угла).
Кричалочка-запоминалочка


21
Блинчик
Центр квадратика найду,
Все углы к нему сложу.
«Блинчик», - ласково скажу,
Всем его я покажу.
Блинчик

22
Базовая форма «Блинчик» - самая «нежная» на слух и самая
«съедобная».
Мы сразу представляем себе домашний блинчик, внутри которого
находится вкусное варенье. «Изготовим» такой блинчик, чтобы из него «не
вытекала начинка».
Самое ответственное дело – это точно наметить середину квадрата.
Середина квадрата – точка пересечения диагоналей или средних линий
квадрата. Следовательно, вначале нам предстоит сложить в двух
направлениях базовую форму «Треугольник» или базовую форму «Книжка»
(кому как удобнее).
Аккуратно «завернём блинчик», совместив все углы с центром
квадрата.
Кричалочка-запоминалочка

23
Рыба
«Рыбой» я зовусь не зря.
Сложить сможешь из меня
Много водных жителей -
Китов, мальков и их родителей.
Рыба

24
Базовая форма «Рыба», также как и базовые формы «Птица» и
«Лягушка», вызывает у людей, сложивших её впервые, недоумение; какая же
это «рыба», ведь она совсем не похожа на рыбу?
Да, чтобы из базовой формы «Рыба» получить рыбу (кита, моржа или
других водных обитателей), необходимо ещё потрудиться над их созданием,
как и над самой базовой формой «Рыба»!
Складывать базовую форму «Рыба» достаточно сложно, но не потому,
что тяжело, а потому, что знаний ещё недостаточно… Знаний о складках
«гора» и «долина».
Кричалочка-запоминалочка

25
Катамаран
Базовая форма «Катамаран» -
Готовая лодка-катамаран.
А ещё она – заготовка для кусудам.
Сложу её ловко!
Катамаран

26
Для запоминания последовательности складывания базовой формы
«Катамаран» можно предложить следующее «стихотворение без рифмы»:
1.
два «треугольника» - вначале перегнуть квадрат по диагонали в
одном направлении, затем в другом;
2.
две «книжки» - перегнуть квадрат пополам, совмещая вначале одну
пару противоположных сторон, затем другую;
3.
«блинчик» - сложить базовую форму «Блинчик», хорошо прогладить
сгибы и снова раскрыть до квадрата;
4.
перевернуть на другую сторону;
5.
дверь» - сложить базовую форму «Дверь», совмещая боковые
стороны квадрата с вертикалью;
6.
ещё одна «дверь» - согнуть верхнюю и нижнюю стороны к
горизонтали;
7.
вытянуть изнутри наружу четыре угла.
Кричалочка-запоминалочка