Файл: Практическое задание 3, Модуль Основы психопатологии Преподаватель Бойцова Ирина Александровна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"

Программа профессиональной переподготовки

Логопедия в здравоохранении. Логопедическая помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций (620)_new

Дисциплина: Невропатология, психопатология

Практическое задание 3, Модуль 3. Основы психопатологии


Выполнил:

Преподаватель:

Бойцова Ирина Александровна

г. Москва – 2023


Задание 1

Патологические факторы, оказывающие влияние на развитие нервной системы ребенка

Примеры патологий

 

Возможное влияние на развитие ребенка

Наследственные синдромы

Синдром Дауна –– наследственное заболевание, обусловленное трисомией по 21–й хромосоме. Проявляется комплексом множественных 15 врожденных пороков развития с момента рождения ребенка. Типичные внешние особенности детей с синдромом Дауна: плоское лицо, узкий лоб, монголоидный разрез глаз, эпикант, толстые губы, крупный, обычно высунутый язык, запавшая спинка носа, недоразвитая верхняя челюсть, деформированные ушные раковины, короткая шея. Отмечается повышенная подвижность (разболтанность) суставов, значительно снижен мышечный тонус. Часто наблюдаются врожденные пороки сердца и пороки развития желудочно–кишечного тракта. В связи с дефектами иммунитета дети склонны к инфекционным заболеваниям. У них часто встречаются лейкозы. Характерна умственная отсталость разной степени выраженности. Дети с синдромом Дауна являются инвалидами с детства.

Синдром Клайнфелтера –– хромосомное заболевание, обусловленное наличием в клетках мужского организма добавочной X– хромосомы (или нескольких X–хромосом). Характерен женский тип телосложения (узкие плечи, широкие бедра, возможно увеличение грудных желез). Типичен высокий рост, непропорционально длинные конечности. Основные отличительные признаки появляются в период полового созревания. Наружные половые органы сформированы по мужскому типу. Первичные и вторичные половые признаки развиты слабо, может быть оволосение по женскому типу. Яички и половой член уменьшены в размерах. Семенники недоразвиты, выработка сперматозоидов нарушена или полностью отсутствует. Половое влечение снижено. У четверти больных наблюдается умственная отсталость, для остальных характерна пониженная эмоциональность. Чем больше в наборе X–хромосом, тем значительнее снижен интеллект.

Синдром «кошачьего крика» –– хромосомное заболевание, обусловленное потерей участка короткого плеча 5–й хромосомы. Проявляется комплексом множественных врожденных пороков развития с момента рождения ребенка. Болезнь регистрируется чаще у девочек.

Основной клинический симптом –– специфический плач ребенка, напоминающий кошачье мяуканье. Он обусловлен нарушением строения гортани. Просвет гортани сужен, ее хрящи очень мягкие, слизистая оболочка имеет необычные складки. Надгортанник изогнут и уменьшен в размерах. С возрастом этот плач исчезает, но сохраняются шумное дыхание и склонность к инфекциям верхних дыхательных путей. Кроме особенностей плача, для детей с синдромом «кошачьего крика» характерны лунообразное лицо, широко расставленные глаза, эпикант, косоглазие, низко расположенные и деформированные ушные раковины. Отмечаются малые размеры головного мозга и мозгового черепа, малые размеры верхней челюсти. Интеллект снижен.

Синдром Шерешевского - Тернера (45, Х). Данный синдром встречается только у девочек. Характерно, “антимонголоидный” разрез глаз, низкое расположение ушей, короткая и широкая шея с низким уровнем роста волос. Деформация грудной клетки, широкие ладони, вальгусное положение коленных суставов, отставание в росте. Конституция таких девочек приближена к мужской. Выявляются признаки полового инфантилизма в пубертатный период. Ведущим признаком является аномалия строения внутренних половых органов. Один из важных признаков - первичная аменорея.  Умственное недоразвитие выражено нерезко, но встречаются случаи с тяжелой степенью умственной отсталости.

Инфекционные заболевания во время беременности

 Инфекционные заболевания, перенесенные женщиной в периоде беременности (особенно на ранних сроках) несет множество патологий развития плода в целом.

Краснуха, перенесенная женщиной в период беременности –– причина множественных врожденных пороков развития плода. Возможна внутриутробная гибель плода. Но в большинстве случаев развивается синдром врожденной краснухи. Он включает, как минимум, триаду симптомов: глухота, врожденная катаракта (помутнение хрусталика), врожденный порок сердца. Часто наблюдаются пороки развития скелета, недоразвитие головного мозга и мозгового черепа (микроцефалия), что влечет за собой развитие умственной отсталости.

Токсоплазмоз - наиболее тяжелые последствия развиваются при заражении плода токсоплазмозом в первой половине беременности. Поражаются головной мозг, печень, орган зрения.

Цитомегаловирусная инфекция-заражение в ранние сроки беременности приводит к внутриутробной гибели плода, самопроизвольным выкидышам, тяжелым врожденным порокам сердца и крупных сосудов, порокам пищевода, почек, недоразвитию головного мозга с умственной отсталостью.

Употребление психоактивных веществ во время беременности

 Систематическое употребление алкоголя в период беременности приводит к множественным врожденным порокам развития центральной нервной системы, сердца, конечностей, которые объединяются термином «алкогольный синдром плода». Особенно опасен прием алкоголя в первой половине беременности, когда происходит формирование органов плода. Характерные признаки «алкогольного синдрома плода» –– микроцефалия, микрофтальмия, эпикант, маленький седловидный нос, большой рот, недоразвитие верхней или нижней челюсти, сращение пальцев конечностей, врожденный вывих тазобедренных суставов, врожденные пороки сердца. Подавляющее большинство детей отстает в умственном развитии. Степень выраженности интеллектуального дефекта может быть различной. Характерна значительная задержка роста, особенно в первые месяцы и годы жизни ребенка.

Наркотики (особенно опиоиды) способны вызвать осложнения в период беременности и значительные проблемы в развитии плода и новорожденного. У женщин, делающих наркотические инъекции, возрастает риск инфекций, включая гепатит и ВИЧ. Также замедляется рост плода, часто случаются преждевременные роды. Употребление наркотиков при беременности приводит к врожденным порокам сердца, задержке роста до рождения. Вещества провоцируют сужение кровеносных сосудов у плода, снижая поступление кислорода. 

Курение, несет вред и плоду, и женщине. Наиболее вероятные последствия: задержка роста ребенка, синдром внезапной смерти новорожденного, отслоение плаценты или нарушение ее расположения, преждевременные роды, выкидыш, инфекции матки, мертворождение.

Резус-конфликт

 

Женщина имеет резус– отрицательную кровь. У плода резус–положительная кровь. Он унаследовал от отца один из аллельных генов, определяющий наличие резус–фактора. В период внутриутробного развития кровь плода попадает в небольшом количестве в кровоток матери. Иммунная система беременной реагирует на поступление резус–фактора плода выработкой антител. Они направлены против антигенов системы резус плода. Антитела матери проникают через плаценту, попадают в кровь плода и фиксируются на поверхности эритроцитов. Возникает иммунный конфликт, следствием которого является разрушение (гемолиз) эритроцитов плода. Наиболее изученное заболевание этой группы –– гемолитическая болезнь плода и новорожденного.

Родовые травмы

 

 Родовые травмы чаще всего вызваны действием естественных факторов родов и родоразрешения. 

Лишь немногие травмы дают о себе знать сразу же после рождения или проявляются какими-либо симптомами по прошествии небольшого времени. На ранних сроках у малыша могут быть диагностированы различные патологии, например, кривошея,
асимметрия головы, косолапость, мышечный гипертонус. ДЦП – последствие наиболее серьезных родовых травм. Большая часть повреждений не очевидна сразу же после рождения ребенка и
проявляется лишь со временем. Причем иногда родовая травма требует достаточно
большого временного интервала для того, чтобы себя обнаружить. К таким относятся психоневрологические нарушения (нарушения
центральной (ЦНС) и периферической нервной системы) – задержки развития (ЗРР,
ЗПРР), различные состояния аутистического спектра, судорожные синдромы.

Асфиксии

 

 Независимо от причины, новорожденные с асфиксией в момент рождения выглядят бледными и безжизненными. Дыхание у них слабое или вообще отсутствует, и сильно снижена частота сердечных сокращений. После родов их необходимо возвращать к жизни (реанимировать). Новорожденные с асфиксией могут демонстрировать признаки повреждения одной или нескольких систем органов, включая следующие:

  • Сердце: бледность кожи, низкое артериальное давление

  • легкие: затрудненное дыхание и низкий уровень кислорода в крови

  • головной мозг: сонливость, судорожные приступы или даже кома

  • почки: уменьшение выделения мочи

  • печень: трудности с выработкой белков, необходимых для нормального свертывания крови

  • Кишечник: затрудненное переваривание молока

  • Кроветворная система: низкое количество тромбоцитов и кровотечение

Выжившие дети с минимальным повреждением головного мозга могут быть полностью нормальными. У выживших детей с умеренным или тяжелым повреждением головного мозга могут навсегда оставаться признаки повреждения, начиная от незначительного нарушения способности к обучению до задержки развития и церебрального паралича. Некоторые младенцы с тяжелой асфиксией не выживают.

Менингиты

 

 Характерно развитие различных осложнений, которые могут возникнуть в период острого протекания болезни или выявляться после перенесенного заболевания как остаточное явление. Могут возникнуть судорожные приступы, указывающие на нарушения процессов самого вещества г. м. На высоте острой симптоматики, развивается гидроцефальный синдром, сохраняющийся в последствии в разной степени, в зависимости от возраста и степени тяжести заболевания. Снижение интеллекта встречается достаточно редко. Если менингит перенесен в раннем возрасте, интеллектуальная недостаточность все же присутствует. Тяжелые изменения наблюдаются со стороны эмоциональной сферы и характера, выражаются повышенной возбудимостью, импульсивностью.

Энцефалиты

 

 Обусловлены структурными изменениями мозга и сосудов, расстройствами общей нейродинамики. Острый период болезни может осложняться нарушениями отдельных функций в области двигательных сфер, речи и психики. Характер последствий зависит от того, какие отделы мозга были поражены более интенсивно. В картине остаточных явлений наблюдаются расстройства двигательных функций, эмоциональной сферы, нарушения обмена веществ. Речь у таких детей монотонная, лишена эмоциональной выразительности. Изменения интеллекта. Перенесенное в раннем детстве заболевание может проявиться значительными расстройствами в когнитивной сфере. В более позднем возрасте наблюдается картина своеобразной психической астении, выражающейся в быстрой истощаемости, ослаблении способности к интеллектуальному напряжению и памяти.

Полиомиелиты

 

 Оставляет после себя стойкий иммунитет. Проявляются симптомы поражения мозговых оболочек. Отмечается нарушения дыхания, вследствие паралича дыхательных мышц, на фоне вялых параличей мышц туловища и конечностей. Параличи, возникают после падения температуры, обладают способностью вначале распространяться на большую площадь, а затем концентрироваться в каком - либо определенном ограниченном месте в виде стойкого дефекта. Если поражается нижняя часть шейного отдела спинного мозга, то на пораженной стороне наблюдается симптом Горнера, который заключается в сужении глазной щели и зрачка, и западении глазного яблока. Через 6 недель наступает восстановительный период. Постепенно появляются движения. Восстановление идет неравномерно. Кроме атрофии мышц наблюдается атрофия костей, которые в дальнейшем искривляются, становятся ломкими, хрупкими. Конечности отстают в росте в ширину и длину, что приводит к вывихам.


Задание 2

Утверждение

 

Верно / ложно

Корректный вариант утверждения

ВПФ формируются в течение жизни в результате индивидуального опыта

 ложно

ВПФ является врожденными

ВПФ не связаны между собой

 

 ложно

 ВПФ тесно связаны между собой.

ВПФ являются наследуемыми и не подвержены влиянию социальных факторов

 ложно

ВПФ не являются врождёнными, но формируются в течении всей жизни в результате индивидуального опыта.


Задание 3

Виды нарушений высших психических функций

ВПФ

Названия патологии

Восприятие

 Агнозии; иллюзии; галлюцинации (ложные и истинные).

 

Ощущения

 Количественные нарушения: гиперестезия, гипестезия, анестезия.

Качественные нарушения: раздражение –парестезия и боль; извращения – дизестезия, полиэстезия, синестезия, аллохейрия, расстройство болевого ощущения.

Гиперпатия.

 

Интеллект

 Олигофрения; деменция.

 

Память

 Количественные нарушения памяти (дисмнезии): гипермнещия, гипомнезия, амнезия (ретроградная, антероградная, фиксационная, прогрессирующая).

Качественные нарушения (парамнезии): псевдореминисценция, криптомнезия, конфабуляции,

 

Мышление

 Количественные расстройства: тахифренния; ментизм (мантизм); брадифрения; шперунг; тугоподвижность мышления (торпидность); соскальзывание; резонерство; разорванность мышления (логическая и грамматическая); бессвязность мышления; речевые стереотипии (интерации); нарушение грамматического и логического строя.

Качественные расстройства: навязчивые идеи; сверхценные идеи; бредовые идеи.

 

Эмоции

 Депрессия; дисфория; эйфория; слабодушие; амбивалентность; эмоциональная тупость; аффект (патологический аффект);

 

Воля

 Расстройства на уровне мотивационного этапа (угнетение/усиление): анорексия/булемия; снижение либидо/гиперсексуальность; гипобулия/гипербулия; абулия;

Расстройства на уровне реализации плана действия (угнетение/усиление): гипокинезия/гиперкинезия; гипомимия/паракинезии; мутизм; негативизм; манерность; патологическая проскинезия Леонгарда; катотонический синдром.

Извращение влечений с вовлеченностью мотивационного и интеллектуального этапа волевого акта (парабулии): навязчивые влечения; импульсивные влечения; компульсивные влечения; двигательные провяления.