Файл: Корпоративная культура организации: характеристики и особенности формирования в современных условиях.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты корпоративной культуры в современной организации
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры
1.2. Структура корпоративной культуры
2. Анализ корпоративной культуры в ООО «СибирьВышкоСтрой»
2.1. Общая характеристика ООО «СибирьВышкоСтрой»
2.2. Оценка корпоративной культуры в системе управления персоналом ООО «СибирьВышкоСтрой»
– на предприятии существует возможность проведения монтажных и пусконаладочных работ, что приведет к увеличению объема работ;
– широкая номенклатура проводимых работ позволит выйти на новые сегменты рынка.
На рис. 4 представлено проблемное поле, сформированное в рамках SWOT-матрицы.
Рисунок 4 – Проблемное поле, сформированное в рамках SWOT-матрицы
Поле СИУ показывает, что широкая номенклатура проводимых работ позволит избежать снижения доли на рынке, а возможность проведения монтажных и пусконаладочных работ решит проблему уход специалистов, создав дополнительные рабочие места.
Поле СЛВ иллюстрирует, что за счет выхода на новые сегменты рынка и реструктуризации долгов в бюджет на долгосрочный период ООО «СибирьВышкоСтрой» сможет преодолеть имеющуюся слабость в виде нехватки финансовых ресурсов.
Проведение реструктуризации долгов на долгосрочный период в ближайшее время позволит организации уменьшить отток денежных средств. Следовательно, предприятие сможет выделить больше денежных средств на укрепление сильных сторон и развитие других возможностей.
Также деятельность ООО «СибирьВышкоСтрой» характеризуется недостаточным развитием службы маркетинга. Решается данная проблема путем обучения сотрудников маркетингу с последующим созданием отдела маркетинга. Основными задачами, которыми следует заниматься отделу маркетинга, является определение приоритетных направлений развития производства, координация взаимодействия производства и службы сбыта по разработке новых видов продукции и выводу их в новые сегменты рынка.
Самые ярко выраженные слабые стороны данной организации имеют взаимосвязанный характер. Проблема нехватки денежных средств может быть решена за счет реструктуризации долгов. Если будет решена данная проблема, значит, можно будет выделить необходимое количество средств на развитие корпоративной культуры.
Беседа с руководителем ООО «СибирьВышкоСтрой» проводилась в сентябре 2019 года в течении 1 недели во время, удобное для респондента.
В ходе беседы выяснили о наличии у руководства компании ООО «СибирьВышкоСтрой» знаний об основах изучения и развития корпоративной культуры, данное знание дает фирме дополнительное преимущество – постоянный мониторинг позволяет отслеживать тенденции развития культуры среди персонала и в соответствии с этим принимать определенные управленческие усилия.
В компании ООО «СибирьВышкоСтрой» принято приветствовать друг друга и гостей при встрече, при этом не имеет значения, знакомы ли сотрудники лично. Приветствие – это корпоративное правило вежливости для сотрудников одного коллектива.
Проявлять открытость в общении – это правило корпоративного поведения ООО «СибирьВышкоСтрой».
Сотрудники компании могут рассчитывать на получение от должностных лиц необходимой для работы информации или содействие в решении рабочих вопросов, а руководители – на своевременное, полное и достоверное информирование их подчиненными о состоянии дел и результатах работы.
В компании с пониманием относятся к вопросам на уточнение содержания работы и рабочих взаимодействий. Не стыдно не знать и признаться в этом. Стыдно не знать, скрывать незнание и пытаться выполнять работу неправильно.
В работе случаются сбои, отклонения, ошибки. В компании принято выявлять нарушения в работе, а не скрывать их, чтобы устранять причины и предохранять от ошибочных действий других. Сотрудник может быть уволен из компании за сокрытие нарушений, но сотрудник может быть прощен, если немедленно доложил об упущениях руководителю.
В ходе беседы также выявили факт того, что руководитель считает, что в организации недостаточно эффективное проведение мониторинга корпоративной культуры. Поэтому важно уделить данному вопросу внимание.
Как отметил Патиев Тимур Салманович, корпоративная культура ООО «СибирьВышкоСтрой» включает социальную и философскую составляющие, оптимальное взаимодействие которых дает сильный синергетический эффект. Он представил следующую схему (рисунок 5):
Рисунок 5 – Схема структурных элементов корпоративной культуры строительной организации ООО «СибирьВышкоСтрой».
Наличие сильной корпоративной культуры дает ООО «СибирьВышкоСтрой» ряд преимуществ: улучшение социального климата в коллективе, лояльность персонала и обусловленная ею преемственность традиций, более эффективная работа с потребителями, усиление позиций на конкурентном рынке и т. п. От сильной корпоративной культуры вуза выигрывают и все заинтересованные стороны (общество в целом, работодатели, партнеры), так как, в конечном счете, она обеспечивает высокое качество строительных услуг и ориентацию на долгосрочные взаимоотношения.
Поэтому важно уделять особое внимание вопросам корпоративной культуры в системе управления персоналом Общества с ограниченной ответственностью «СибирьВышкоСтрой». Выяснили факт об отсутствии «Кодекса деловой этики» в строительной организации. В ходе опроса директор сказал о том, что затраты на развитие корпоративной культуры в ООО «СибирьВышкоСтрой» являются незначительными по сравнению с тем эффектом, который она может принести компании.
Было предложено анкетирование с целью анализа мнения о корпоративной культуре на предприятии ООО «СибирьВышкоСтрой». В анкетировании приняли участие 65 человек – сотрудники ООО «СибирьВышкоСтрой».
Рисунок 6 – Наиболее популярные варианты определения понятия корпоративная культура среди сотрудников ООО «СибирьВышкоСтрой»
Как показало анкетирование, среди сотрудников ООО «СибирьВышкоСтрой» на сегодняшний день наиболее популярны следующие варианты определения понятия корпоративная культура – это:
- корпоративные ценности и нормы, писанные и неписанные правила, по которым живет компания (65%);
- система корпоративных коммуникаций, направленных на достижение баланса интересов внутри компании (35%).
Второй вопрос был сформулирован следующим образом:
« Нравится ли Вам работать в компании ООО «СибирьВышкоСтрой» ?».
Большинство опрошенных ответили положительно 70%, не смотря на данный факт, отрицательно ответили 20%, что говорит о том, что необходимо уделить внимание комфортным условиям трудовой деятельности в данной строительной организации, также 10% затруднились ответить, что также говорит о несовершенстве корпоративной культуры и социально-психологических условиях работы.
Рисунок 7 – Ответ на вопрос «Нравится ли Вам работать в компании ООО «СибирьВышкоСтрой?»
Большинство (89%) на ответ на третий вопрос о том, если бы была возможность работать в другом месте по их специальности и получать такую же заработную плату, ушли бы из компании ООО «СибирьВышкоСтрой», ответили отрицательно. Несмотря на это, всё же 11% затруднились ответить, поэтому руководству компании необходимо уделить данной проблеме внимание. Положительных ответов на третий вопрос не выявлено.
Рисунок 8 – Ответ на вопрос «Если бы была возможность работать в другом месте по их специальности и получать такую же заработную плату, ушли бы из компании ООО «СибирьВышкоСтрой»?»
На вопрос, касающийся системы стимулирования 21 сотрудник (32%) ответили, что в строительной организации ООО «СибирьВышкоСтрой» делается упор на наказания и меры административного воздействия, остальные 44 человека (68%) отметили, что основной акцент делается на поощрения и признание заслуг. На рис. 9 представим наглядно ответ на этот вопрос.
Рисунок 9 – Система стимулирования на предприятии ООО «СибирьВышкоСтрой»
Целью пятого пункта анкетирования было выяснение мнения респондентов относительно атмосферы теплоты и поддержки в коллективе.
Основная часть респондентов 50 человек (77%) отметили, что организацию характеризуют дружественные отношения и поддержка, остальные 23% (15 человек) ответили, что нормой для организации является отсутствие теплоты и поддержки.
Рисунок 10 – Атмосфера теплоты и поддержки
Результаты исследования психологического климата среди сотрудников ООО «СибирьВышкоСтрой» представлены на рисунке 11.
Полученные данные позволяют судить, что сильнее всего в коллективе развит элемент «информированность», затем «контактность», «организованность», «ответственность», «открытость», «коллективизм», а показатель «сплоченность» является очень низким и требует применения усилий, направленных на его повышение.
Рисунок 11 – Индекс характеристик коллектива по различным аспектам
В целом социально-психологический климат компании ООО «СибирьВышкоСтрой» можно оценить как достаточно здоровый и продуктивный, однако о коллективе нельзя сказать, что это – команда единомышленников, работающих совместно для достижения поставленной цели. Скорее, коллектив можно охарактеризовать как группу людей, ежедневно общающихся в рамках осуществления трудовых функций.
Важно сказать, что в современных социально-экономических условиях здоровьесбережение целесообразно рассматривать как аспект корпоративной культуры организации.
В ходе анкетирования сотрудников ООО «СибирьВышкоСтрой» задали вопрос о том, достаточно ли руководство используют средства корпоративной культуры для сохранения здоровья опытных работников (призыв бросить курить, призыв к занятиям спортом, коррекции нарушений в организме, вызванных излишним весом и т.д.).
Большинство 88% респондентов (57) ответили отрицательно, и 12% (8 чел.) затруднились ответить.
Рисунок 12 – Ответ на вопрос о том, достаточно ли руководство используют средства корпоративной культуры для сохранения здоровья опытных работников
Данные результаты говорят о том, что существует необходимость в использовании средств корпоративной культуры для проведения здоровьесберегающих программ в организации ООО «СибирьВышкоСтрой».
Следующим пунктом анкетирования было определение степени доверия руководству ООО «СибирьВышкоСтрой». Основная часть коллектива (45 человек – 74%), которая принимала участие в исследовании, отметили, что - члены организации доверяют опытным и знающим руководителям организации, сопротивление принимаемым решениям. Но также были и отрицательные ответы. 17 человек (26%) отметили, что на предприятии ООО «СибирьВышкоСтрой» существует недоверие руководству со стороны рядовых членов.
Рисунок 13 – Степень доверия руководству
Далее респондентов попросили оценить порядок и качество управления.
Основная часть сотрудников (60 человек (93%)) отметили, что организация работает как часы, остальные 7% (5 человек) высказались, что существуют постоянные накладки, срывы сроков, неритмичность в работе.
Рисунок 14 – Оценка порядка, качества управления
Далее для выбора респондентам были предложены факторы, которые еще недостаточно используются для повышения эффективности работы ООО «СибирьВышкоСтрой»:
- личная инициатива сотрудников;
- ответственность, которую готовы брать сотрудники;
- творческий потенциал персонала;
- обучение и развитие кадров;
- дисциплина в трудовой коллективе;
- соблюдение строительных сроков выполнения проектов и заданий;
- командный дух;
- достаточность информации, которая необходима для трудовой деятельности и достаточный размер заработной платы.
На рис. 15 представим эти факторы и количество сотрудников, которые отметили тот или иной фактор.
Рисунок 15 – Факторы, которые еще недостаточно используются для повышения эффективности работы ООО «СибирьВышкоСтрой»
Также сотрудники отметили следующие не входящие в список факторы: моральная мотивация, эффективный корпоративный отдых, соблюдение этических норм согласно правилам.
Положительные ответы сотрудников на вопрос о том,
- устраивают ли их традиции проведения корпоративных вечеринок, праздников, конкурсов в Организации ООО «СибирьВышкоСтрой» дали 13 человек (20%),
- основная часть респондентов 36 человек (55%) считают, что все-таки необходимым их усовершенствовать и добавить,
- остальные 16 человек (25%) отмечают, что традиции проведения корпоративных вечеринок, праздников, конкурсов их не устраивают.
Далее респондентам нужно было выбрать предложения по совершенствованию корпоративной культуры, а также предложить свои (таблица 2).