Файл: Дисциплина Экологические основы природопользования Практическое занятие 2 Обучающийся Прибыльская Ксения Альбертовна Преподаватель Чащинова Анна Вадимовна Задание 1.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Экологические основы природопользования

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Прибыльская Ксения Альбертовна

Преподаватель:

Чащинова Анна Вадимовна


Задание 1.

Роль изучения особо охраняемых природных территорий на занятиях с учащимися различных образовательных организаций.

В России создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.

  Современный мир стоит у решающей черты, за которой гибель природы и цивилизации или выбор пути предотвращения экологической катастрофы, грозящей всеобщим уничтожением. Необходимо кардинальное изменение этой ситуации, если человечество реально хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности. Международное экологическое движение педагогов признаёт образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением и рекомендует государствам и правительствам рассматривать его в свете глобального экологического кризиса и рекомендаций, содержащихся в документах Международной комиссии по окружающей среде и развитию.

В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.

Формирование экологической культуры населения, начало становления падает на первые 7 – 8 лет жизни ребенка. Младший школьный возраст – ответственный период жизни человека, так как именно здесь закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Считается, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в стране.


Изучение особо охраняемых природных территорий (ООПТ) помогает обучающемуся сформировать основы экологического мировоззрения.

При рассмотрении территорий своего края реализуется краеведческий подход, который необходим в географии. Дети изучают свою малую родину с помощью экскурсий и походов, которые помогают узнать специфику родного края, уникальные и исчезающие объекты.
Задание 2.

-    Федеральный проект «Чистая страна».

-    Федеральный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами».

-    Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов опасности».

-    Федеральный проект «Чистый воздух».

-    Федеральный проект «Чистая вода».

-    Федеральный проект «Оздоровление Волги».

-    Федеральный проект «Сохранение озера Байкал».

-   Федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов».

-    Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».

-    Федеральный проект «Сохранение лесов».

-    Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий».
Национальные цели и целевые показатели, на достижение которых влияет национальный проект

1 Комфортная и безопасная среда для жизни

1.1. Снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза

1.2. Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое

1.3. Создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.

Федеральный проект «Сохранение лесов» направлен на сохранение лесов РФ.

Паспорт федерального проекта «Сохранение лесов» предусматривает следующее:

  1. Увеличить почти на 620 000 га площадь лесовосстановления и лесоразведения;

  2. Снизить на 160 000 га площадь погибших лесных насаждений;

  3. Увеличить количество выращенного посадочного материала лесных растений на 214 млн. штук;

  4. Увеличить запас семян лесных растений для лесовосстановления и лесоразведения на 166 тонн

  5. Уменьшить почти на 8 млрд р. ущерб от лесных пожаров.

То есть предполагается работа против вырубки лесов, пожаров, воспроизводство лесного покрова на всех участках.


Задание 3.

Экологический след — это площадь биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства потребляемых человеком ресурсов и поглощения отходов. Главным видом отходов, который учитывает Система национальных экологических счетов, является двуокись углерода, образующаяся при сжигании ископаемого топлива. Величина экологического следа выражается в универсальных стандартизованных единицах измерения — глобальных гектарах (гга).

Цель: формирование основ экологической культуры и экологического мышления, через понятие «экологический след», знакомство с современными экологическими проблемами и способами их решения.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «экологический след»,

  • научить обучающихся методике расчета экологического следа.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор учащихся,

  • развивать умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи,

  • формировать у учащихся определённый уровень социальной компетентности.

Воспитательные:

  • осуществлять экологическое и эстетическое воспитание учащихся,

  • воспитывать научное мировоззрение, бережное отношение к природе,

  • привлечь внимание учащихся к решению проблем ресурсосбережения и рационального природопользования;

  • воспитывать чувство ответственности за судьбу родного города.


Конспект занятия.

Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами проведем нестандартное занятие. Вас уже можно назвать юными экологами. Пусть сегодня наша с вами встреча будет интересной и занимательной.

Газета The Guardian опубликовала выдержки из отчета WWF (World Wild Foundation), из которого следует, что при нынешних объемах потребления ресурсов человечеству к 2030 году потребуется еще одна планета. По данным WWF, человечество ежегодно использует на 30 % больше природных ресурсов, чем может восстановить экосистема Земли. Верите ли в то, что действительно к 2030 году мы исчерпаем все ресурсы планеты? (учащиеся высказывают свое мнение: часть согласна, есть и те, кто в это не верит).

Ответы детей

Очень хорошо. Вы высказали своё мнение. Давайте, вместе определим тему занятия. Ребята предлагают тему занятия, им подсказывает титульный слайд к занятию и услышанная информация, учитель помогает скорректировать тему. Итак, тема нашей встречи «Школа эко-жизни. Экологический след».


А вы когда-нибудь слышали понятие "экологический след"?

Ответы детей

 Экологический след — это земельная площадь планеты, которая необходима для того, чтобы конкретный человек получил все необходимые ресурсы для создания тех вещей и услуг, которыми он пользуется на протяжении всей своей жизни.

По данным WWF, уже в конце 80-х годов ХХ века суммарное воздействие человека на биосферу начало превышать ее способности к саморегуляции. Для сравнения: средний житель США использует 12,2 га. Если бы все потребляли на уровне среднего жителя США, для восстановления природных ресурсов, ежегодно расходуемых человечеством, понадобилось бы 5,3 условных планеты Земля.

Средний житель России использует 4,4 га (2,5 планеты).

Средний «экологический след» в 2005 году одного жителя Земли покрывал 2,7 га.

Хотите узнать, какой "экологический след" оставляете за собой лично вы?

Ответы детей

Методика расчёта экологического следа жителя планеты Земля

Для того чтобы вычислить экологический след конкретного жителя планеты Земля, рекомендуется последовательно ответить на каждый из шести вопросов представленного далее теста. Для этого необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов соответствующие вашему образу жизни утверждения. В заключении каждого утверждения (справа) представлены конкретные баллы. Необходимо выделить баллы, соответствующие выбранным вами высказываниям. Далее рекомендуется провести сложение/вычитание количества определённых баллов. Суммируя, а затем умножая баллы, вы получите величину экологического следа жителя планеты Земля.

 

Тест по проведению расчёта экологического следа жителя планеты Земля

1. Жильё:

1.1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке средних размеров было бы тесновато +7

1.2 Большая, просторная квартира +12

1.3 Коттедж на две семьи +23

Полученные очки за первый вопрос разделите на то количество людей, которое живёт в вашей квартире или в вашем доме.

 

2. Использование энергии:

2.1 Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45

2.2 Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2

2.3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75

2.4 Отопление вашего дома устроено так, что вы можете его регулировать в зависимости от погоды –10


2.5 Дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами –5

2.6 Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет –10

2.7 Вы всегда выключаете бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме –10

 

3. Транспорт:

3.1 На работу вы ездите городским транспортом +25

3.2 На работу вы идёте пешком или едете на велосипеде +3

3.3 Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45

3.4 Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75

3.5 В отпуск вы летаете самолётом +85

3.6 В отпуск вы ехали на поезде, продолжительность пути — до 12 часов +10

3.7 В отпуск вы ехали на поезде, продолжительность — более 12 часов +20

 

4. Питание:

4.1 В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых вы сами готовите обед +2

4.2 Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы +14

4.3 В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5

4.4 Вы едите мясо 2 – 3 раза в неделю +50

4.5 Вы едите мясо три раза в день +85

4.6 Вы предпочитаете вегетарианскую пищу +30

5. Использование воды и бумаги:

5.1 Вы принимаете ванну ежедневно +14

5.2 Вы принимаете ванну один или два раза в неделю +2

5.3 Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4

5.4 Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4

5.5 Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете её +2

5.6 Иногда вы берёте книги в библиотеке или одалживаете их у знакомых –1

5.7 Прочитав газету, вы её выбрасываете +10

5.8 Выписываемые или покупаемые вами газеты/журналы/книги читает после вас ещё кто-то +5

 

6. Бытовые отходы:

6.1 Все мы создаём массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе +100

6.2 За последний месяц вы хотя бы раз сдавали стеклянные бутылки –15

6.3 Выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру –17

6.4 Вы сдаёте в специальные пункты пустые банки из-под напитков и консервов –10

6.5 Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку –8

6.6 Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве –15

6.7 Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения дачного участка –5

 

Если вы живёте в городе с населением в полмиллиона человек и больше, умножьте ваш общий результат на 2.