ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
74.100.5. Литература об умственном воспитании дошкольников в процессе игры — 74.100.57 Игра.
Подраздел 74.2 Общеобразовательная школа. Педагогика школы имеет определенные особенности. В нем отсутствует история общеобразовательной школы, которая, как неотъемлемая часть общей истории образования, собирается под индексом 74.03.
Вся литература об отдельных направлениях воспитания школьников как в общеобразовательном учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования, в урочное и внеурочное время собирается в подразделениях индекса 74.200.5. Исключение составляет литература о воспитании в процессе преподавания отдельного учебного предмета, которая систематизируется в соответствии с учебным предметом. Литература о дополнительном образовании школьников систематизируется так: работы по отдельным направлениям дополнительного образования (техническое творчество, туристско-краеведческая деятельность и др.) получат отражение под индексами 74.200.585.2, 74.200.585.4. Публикации об отдельных формах дополнительного образования в рамках различных направлений воспитательной работы получат индекс этого направления (например, спортивные секции и клубы — 74.200.55). Литература об образовательной деятельности в целом, осуществляемой центрами дополнительного образования, собирается под индексом 74.200.58. Изучение учебного предмета в процессе дополнительного образования отражается в подразделениях 74.26 под индексом соответствующего предмета.
Литература об организации отдыха детей в оздоровительных центрах (лагерях и др.) получит индекс 74.200.585.8.
Содержание подраздела 74.202 Дидактика обновлено с учетом современных образовательных стандартов. Формирование познавательных потребностей, развитие творческих возможностей учащихся осуществляется с помощью различных технологий, методов, форм и средств обучения. Наиболее разработанные педагогические технологии перечислены в делении 74.202.5. Традиционные методы обучения школьников пополнились новыми современными, широко практикуемыми активными методами обучения. Изменилась и литература о классических методах обучения. Для нее предназначено деление 74.202.6.
Реформирование процесса обучения в общеобразовательной школе создает условия для обучения особо одаренных детей, для создания классов, однородных по уровню подготовленности учеников, для включения в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья — литература по всем этим проблемам соберется в делении
74.202.4 Процесс обучения. Инклюзивное (интегрированное) обучение рассматривается в данном случае как составная часть процесса обучения. Публикации о проблемах организации инклюзивного образования получат индекс 74.24.
В делении 74.202.7 Формы организации обучения раскрыты основные организационные формы. Здесь же будет собираться литература об экстернате, телекоммуникационном и дистанционном обучении школьников и др.
При размежевании литературы между делениями 74.204 и 74.24 необходимо учитывать, что публикации по организационным вопросам внутренней жизни типовой школы отражаются под делением 74.204 Организация работы общеобразовательного учреждения. Школоведение. Здесь же собирается литература о педагогическом мастерстве, педагогическом такте, об авторитете учителя и т.д. К делению 74.24 Организация общеобразовательной школы относится литература об организации сети общеобразовательных учреждений в стране, их типология, отдельные виды, отдельные учреждения и др. Изменение типологии образовательных учреждений, обусловленное реформами образования, внесено в методическое указание к индексу 74.24 в формулировках, принятых на момент издания таблиц.
Методика преподавания отдельных учебных предметов в общеобразовательной школе собирается в подразделениях индекса 74.26, в основе детализации которого лежит перечень учебных дисциплин, приведенных в порядке следования отделов таблиц ББК (индекс образован путем присоединения к 74.26 первых цифр основного ряда ББК). Детализация литературы по методике преподавания отдельных языков с помощью Таблицы языковых типовых делений впервые введена для таблиц данного уровня. Методика преподавания литературы отдельных народов детализируется с помощью Таблицы этнических типовых делений. Практическое применение обеих таблиц показано на примере русского языка и русской литературы.
Методические пособия для учителей, преподающих интегрированные курсы, систематизируются в зависимости от учебного процесса. Если интегрированный курс формируется из дисциплин, выступающих на паритетных началах, каждая из них должна найти отражение в каталоге. Например, интегрированный курс математики и информатики (74.262.21+74.263.2). Интегрированный курс, созданный преимущественно на базе одной предметной области, следует систематизировать согласно этой области, например, интегрированный курс электромагнитной экологии — 74.262.23. Интегрированный курс, в котором один предмет сохраняет свою специфику, а другие выполняют вспомогательные функции, систематизируется по основному предмету. Например, интегрированный курс
История России с древнейших времен до наших дней, предназначенный для изучения событий истории и освещения их в художественной литературе, получит индекс 74.266.32.
Учебники и учебные издания по отдельным предметам для учащихся отражаются в отраслевых отделах классификации, где выделяются с помощью типового деления я72 и его подразделений.
Подраздел 74.27 Детские движения и организации существенно переработан. Вся литература о целях, задачах, роли в воспитании подрастающего поколения, формах и методах работы детских движений и организаций собирается под индексом 74.27 независимо от того, на материале какой организации или движения она написана. В подразделениях 74.273 отражается литература по истории отдельных детских движений и организаций, а также литература комплексного характера о движении или организации в целом.
Подраздел 74.3 Образование взрослых. Андрагогика занял свое место в ряду возрастной педагогики. К данному подразделу относится и литература по неформальному образованию, т.е. о курсах, лекториях, народных университетах и других формах обучения; ранее литература о них собиралась в разделе 77.
Подраздел 74.4 Профессиональное и специальное образование делится по ступеням обучения: начальное, среднее и высшее профессиональное образование. В подразделениях индексов 74.46, 74.47 и 74.48 собирается литература по теоретическим и методическим проблемам воспитания и обучения, по вопросам истории и организации системы профессионального и специального образования, а также о типологии образовательных учреждений. Педагогическое образование выделено на индексы основных таблиц в соответствии с уровнем обучения — 74.479 и 74.489. Для литературы, освещающей общие проблемы педагогического образования в целом, включено деление 74.409.
Литература по другим отраслям специального образования собирается в соответствующих отраслевых подразделениях классификации под ОТД р. Здесь же отражается методика преподавания отдельных предметов, история и организация деятельности отдельных образовательных учреждений.
Литература о коррекционной (специальной) педагогике и специальных школах собирается в подразделе 74.5. Литература о воспитании и обучении физически слабых детей или детей с ослабленным здоровьем, отражается в соответствующих подразделениях 74.1 и 74.2.
Подраздел 74.6 Специализированные отрасли педагогики представляет новые отрасли и направления педагогической науки, сложившиеся в процессе дифференциации и интеграции отрасли. Наиболее обеспеченная литературой социальная педагогика выделена в отдельное подразделение
74.66. Здесь собирается литература о воздействии социальной среды на воспитание и формирование личности, публикации по теории и практике регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации как отдельного человека, так и группы лиц.
Систематизация литературы по физической культуре и спорту
Под индексами 75.0 — 75.4 собирается литература по теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки, истории и организации физической культуры в целом и в отдельных странах. Литература по этим вопросам, написанная на примере отдельных видов физкультурно-спортивной деятельности, отражается в подразделениях, соответствующих этому виду физкультурно-спортивной деятельности. Литература о спортивной гигиене и спортивной медицине собирается в разделе 75.0, а по лечебной физкультуре (лечебная гимнастика и пр.) относится к отделу 5.
Под индексом 75.3 отражается литература ретроспективного характера по истории физической культуры, характеризующая состояние физической культуры и спорта в целом, за определенный период, в мире и в отдельных странах, а также сборники материалов о представителях различных видов спорта. Литература о представителях отдельных видов спорта собирается в подразделениях индексов 75.5 — 75.7.
Литература об истории, организации и проведении Олимпийских и паралимпийских игр, универсиад, сборники об участниках этих соревнований и т.п. собираются под индексом 75.4.
Книги о спортивных соревнованиях по отдельным видам спорта, по методике обучения отдельным видам спорта, а также литература, содержащая описание отдельных игр и упражнений, собираются в подразделениях соответствующих видов физкультурно-спортивной деятельности. Например, индивидуальные упражнения баскетболиста — 75.566.
Литературу общего характера о физическом воспитании, методике организации физического воспитания детей и подростков следует отражать в соответствующих подразделениях раздела 74.
Под индексом 75.7 Спорт собирается литература об экстремальных видах спорта в целом и литература о прикладных видах спорта в целом. Литература об отдельных экстремальных и прикладных видах спорта относится к соответствующим подразделениям классификации. Например, литература по дельтапланеризму относится к делению 75.724, по пожарно-прикладному и пожарно-спасательному спорту — к делению
68.9.
В делении 75.81 Спортивно-оздоровительный туризм изменена формулировка в связи с тем, что появилась многочисленная литература по туризму, не связанная с физкультурно-спортивной деятельностью. Литература, в которой туризм, в том числе и спортивно-оздоровительный, рассматривается как способ проведения досуга, условно собирается под индексом 75.81. Если в публикациях туризм рассматривается как сфера услуг, их следует относить к делению 65.433 Экономика туризма.
Под индексом 75.81 собирается литература об экскурсионно-туристской работе со взрослым населением. Публикации об организации походов и путешествий школьников относятся к воспитательной работе и отражаются под индексом 74.200.585.4.
Литература, в которой говорится об истории, памятных местах, музеях города или местности, содержатся маршруты пешеходных экскурсий по городу (например, путеводители), собирается под индексом 26.89.
Систематизация литературы по средствам
массовой информации и книжному делу
В разделе 76 представлены две родственные по социальным функциям сферы социокультурной деятельности: средства массовой информации и книжное дело.
В подразделе 76.0 Средства массовой информации. Журналистика собирается литература, которая отражает проблемы, присущие всей системе СМИ и журналистской деятельности в целом: теоретические проблемы журналистики, общую технологию, историю, организацию и основные направления деятельности. Здесь же собираются работы по интернет-журналистике, анализирующие сетевую журналистику как особый вид журналистики, общее и специфическое в их бытовании, о влиянии социальных сетей и блогосферы на профессиональную журналистику и др., а также о сетевых информационных агентствах. Работы по организации деятельности, истории, о разновидностях сетевых периодических изданий, сетевому радио- и телевещанию отражаются под индексами 76.02 и 76.03.
Поскольку в качестве общей технологии журналистской деятельности выступают информационно-коммуникационные технологии, то под индексом 76.0 собираются работы об их воздействии на развитие СМИ в целом, а публикации о применении этих технологий в отдельных процессах работы газетно-журнальных редакций, в радио- и тележурналистике отражаются под этими видами СМИ.
Подраздел 74.2 Общеобразовательная школа. Педагогика школы имеет определенные особенности. В нем отсутствует история общеобразовательной школы, которая, как неотъемлемая часть общей истории образования, собирается под индексом 74.03.
Вся литература об отдельных направлениях воспитания школьников как в общеобразовательном учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования, в урочное и внеурочное время собирается в подразделениях индекса 74.200.5. Исключение составляет литература о воспитании в процессе преподавания отдельного учебного предмета, которая систематизируется в соответствии с учебным предметом. Литература о дополнительном образовании школьников систематизируется так: работы по отдельным направлениям дополнительного образования (техническое творчество, туристско-краеведческая деятельность и др.) получат отражение под индексами 74.200.585.2, 74.200.585.4. Публикации об отдельных формах дополнительного образования в рамках различных направлений воспитательной работы получат индекс этого направления (например, спортивные секции и клубы — 74.200.55). Литература об образовательной деятельности в целом, осуществляемой центрами дополнительного образования, собирается под индексом 74.200.58. Изучение учебного предмета в процессе дополнительного образования отражается в подразделениях 74.26 под индексом соответствующего предмета.
Литература об организации отдыха детей в оздоровительных центрах (лагерях и др.) получит индекс 74.200.585.8.
Содержание подраздела 74.202 Дидактика обновлено с учетом современных образовательных стандартов. Формирование познавательных потребностей, развитие творческих возможностей учащихся осуществляется с помощью различных технологий, методов, форм и средств обучения. Наиболее разработанные педагогические технологии перечислены в делении 74.202.5. Традиционные методы обучения школьников пополнились новыми современными, широко практикуемыми активными методами обучения. Изменилась и литература о классических методах обучения. Для нее предназначено деление 74.202.6.
Реформирование процесса обучения в общеобразовательной школе создает условия для обучения особо одаренных детей, для создания классов, однородных по уровню подготовленности учеников, для включения в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья — литература по всем этим проблемам соберется в делении
74.202.4 Процесс обучения. Инклюзивное (интегрированное) обучение рассматривается в данном случае как составная часть процесса обучения. Публикации о проблемах организации инклюзивного образования получат индекс 74.24.
В делении 74.202.7 Формы организации обучения раскрыты основные организационные формы. Здесь же будет собираться литература об экстернате, телекоммуникационном и дистанционном обучении школьников и др.
При размежевании литературы между делениями 74.204 и 74.24 необходимо учитывать, что публикации по организационным вопросам внутренней жизни типовой школы отражаются под делением 74.204 Организация работы общеобразовательного учреждения. Школоведение. Здесь же собирается литература о педагогическом мастерстве, педагогическом такте, об авторитете учителя и т.д. К делению 74.24 Организация общеобразовательной школы относится литература об организации сети общеобразовательных учреждений в стране, их типология, отдельные виды, отдельные учреждения и др. Изменение типологии образовательных учреждений, обусловленное реформами образования, внесено в методическое указание к индексу 74.24 в формулировках, принятых на момент издания таблиц.
Методика преподавания отдельных учебных предметов в общеобразовательной школе собирается в подразделениях индекса 74.26, в основе детализации которого лежит перечень учебных дисциплин, приведенных в порядке следования отделов таблиц ББК (индекс образован путем присоединения к 74.26 первых цифр основного ряда ББК). Детализация литературы по методике преподавания отдельных языков с помощью Таблицы языковых типовых делений впервые введена для таблиц данного уровня. Методика преподавания литературы отдельных народов детализируется с помощью Таблицы этнических типовых делений. Практическое применение обеих таблиц показано на примере русского языка и русской литературы.
Методические пособия для учителей, преподающих интегрированные курсы, систематизируются в зависимости от учебного процесса. Если интегрированный курс формируется из дисциплин, выступающих на паритетных началах, каждая из них должна найти отражение в каталоге. Например, интегрированный курс математики и информатики (74.262.21+74.263.2). Интегрированный курс, созданный преимущественно на базе одной предметной области, следует систематизировать согласно этой области, например, интегрированный курс электромагнитной экологии — 74.262.23. Интегрированный курс, в котором один предмет сохраняет свою специфику, а другие выполняют вспомогательные функции, систематизируется по основному предмету. Например, интегрированный курс
История России с древнейших времен до наших дней, предназначенный для изучения событий истории и освещения их в художественной литературе, получит индекс 74.266.32.
Учебники и учебные издания по отдельным предметам для учащихся отражаются в отраслевых отделах классификации, где выделяются с помощью типового деления я72 и его подразделений.
Подраздел 74.27 Детские движения и организации существенно переработан. Вся литература о целях, задачах, роли в воспитании подрастающего поколения, формах и методах работы детских движений и организаций собирается под индексом 74.27 независимо от того, на материале какой организации или движения она написана. В подразделениях 74.273 отражается литература по истории отдельных детских движений и организаций, а также литература комплексного характера о движении или организации в целом.
Подраздел 74.3 Образование взрослых. Андрагогика занял свое место в ряду возрастной педагогики. К данному подразделу относится и литература по неформальному образованию, т.е. о курсах, лекториях, народных университетах и других формах обучения; ранее литература о них собиралась в разделе 77.
Подраздел 74.4 Профессиональное и специальное образование делится по ступеням обучения: начальное, среднее и высшее профессиональное образование. В подразделениях индексов 74.46, 74.47 и 74.48 собирается литература по теоретическим и методическим проблемам воспитания и обучения, по вопросам истории и организации системы профессионального и специального образования, а также о типологии образовательных учреждений. Педагогическое образование выделено на индексы основных таблиц в соответствии с уровнем обучения — 74.479 и 74.489. Для литературы, освещающей общие проблемы педагогического образования в целом, включено деление 74.409.
Литература по другим отраслям специального образования собирается в соответствующих отраслевых подразделениях классификации под ОТД р. Здесь же отражается методика преподавания отдельных предметов, история и организация деятельности отдельных образовательных учреждений.
Литература о коррекционной (специальной) педагогике и специальных школах собирается в подразделе 74.5. Литература о воспитании и обучении физически слабых детей или детей с ослабленным здоровьем, отражается в соответствующих подразделениях 74.1 и 74.2.
Подраздел 74.6 Специализированные отрасли педагогики представляет новые отрасли и направления педагогической науки, сложившиеся в процессе дифференциации и интеграции отрасли. Наиболее обеспеченная литературой социальная педагогика выделена в отдельное подразделение
74.66. Здесь собирается литература о воздействии социальной среды на воспитание и формирование личности, публикации по теории и практике регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации как отдельного человека, так и группы лиц.
Систематизация литературы по физической культуре и спорту
Под индексами 75.0 — 75.4 собирается литература по теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки, истории и организации физической культуры в целом и в отдельных странах. Литература по этим вопросам, написанная на примере отдельных видов физкультурно-спортивной деятельности, отражается в подразделениях, соответствующих этому виду физкультурно-спортивной деятельности. Литература о спортивной гигиене и спортивной медицине собирается в разделе 75.0, а по лечебной физкультуре (лечебная гимнастика и пр.) относится к отделу 5.
Под индексом 75.3 отражается литература ретроспективного характера по истории физической культуры, характеризующая состояние физической культуры и спорта в целом, за определенный период, в мире и в отдельных странах, а также сборники материалов о представителях различных видов спорта. Литература о представителях отдельных видов спорта собирается в подразделениях индексов 75.5 — 75.7.
Литература об истории, организации и проведении Олимпийских и паралимпийских игр, универсиад, сборники об участниках этих соревнований и т.п. собираются под индексом 75.4.
Книги о спортивных соревнованиях по отдельным видам спорта, по методике обучения отдельным видам спорта, а также литература, содержащая описание отдельных игр и упражнений, собираются в подразделениях соответствующих видов физкультурно-спортивной деятельности. Например, индивидуальные упражнения баскетболиста — 75.566.
Литературу общего характера о физическом воспитании, методике организации физического воспитания детей и подростков следует отражать в соответствующих подразделениях раздела 74.
Под индексом 75.7 Спорт собирается литература об экстремальных видах спорта в целом и литература о прикладных видах спорта в целом. Литература об отдельных экстремальных и прикладных видах спорта относится к соответствующим подразделениям классификации. Например, литература по дельтапланеризму относится к делению 75.724, по пожарно-прикладному и пожарно-спасательному спорту — к делению
68.9.
В делении 75.81 Спортивно-оздоровительный туризм изменена формулировка в связи с тем, что появилась многочисленная литература по туризму, не связанная с физкультурно-спортивной деятельностью. Литература, в которой туризм, в том числе и спортивно-оздоровительный, рассматривается как способ проведения досуга, условно собирается под индексом 75.81. Если в публикациях туризм рассматривается как сфера услуг, их следует относить к делению 65.433 Экономика туризма.
Под индексом 75.81 собирается литература об экскурсионно-туристской работе со взрослым населением. Публикации об организации походов и путешествий школьников относятся к воспитательной работе и отражаются под индексом 74.200.585.4.
Литература, в которой говорится об истории, памятных местах, музеях города или местности, содержатся маршруты пешеходных экскурсий по городу (например, путеводители), собирается под индексом 26.89.
Систематизация литературы по средствам
массовой информации и книжному делу
В разделе 76 представлены две родственные по социальным функциям сферы социокультурной деятельности: средства массовой информации и книжное дело.
В подразделе 76.0 Средства массовой информации. Журналистика собирается литература, которая отражает проблемы, присущие всей системе СМИ и журналистской деятельности в целом: теоретические проблемы журналистики, общую технологию, историю, организацию и основные направления деятельности. Здесь же собираются работы по интернет-журналистике, анализирующие сетевую журналистику как особый вид журналистики, общее и специфическое в их бытовании, о влиянии социальных сетей и блогосферы на профессиональную журналистику и др., а также о сетевых информационных агентствах. Работы по организации деятельности, истории, о разновидностях сетевых периодических изданий, сетевому радио- и телевещанию отражаются под индексами 76.02 и 76.03.
Поскольку в качестве общей технологии журналистской деятельности выступают информационно-коммуникационные технологии, то под индексом 76.0 собираются работы об их воздействии на развитие СМИ в целом, а публикации о применении этих технологий в отдельных процессах работы газетно-журнальных редакций, в радио- и тележурналистике отражаются под этими видами СМИ.