Файл: 1. Что такое сенсорные эталоны и какова их роль в познавательном развитии ребенкадошкольника.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 372
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Что такое сенсорные эталоны и какова их роль в познавательном развитии ребенка-дошкольника?
Психолого-педагогические аспекты сенсорного развития детей являются одним из тех вопросов, которые не перестают волновать психологов и педагогов, вот уже на протяжении многих лет. Это не случайно, так как познание окружающего мира начинается с восприятия всего того, что нас окружает. Восприятие же, в свою очередь, является основой сенсорного развития.
Содержание развития сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста
Эталоны | Содержание развития |
Эталоны формы | Геометрические фигуры: знакомство с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагает ознакомление с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Форма трапеции может быть введена позднее. Но во всех случаях предполагается умение узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, но не производить ее анализ: указывать количество и величину углов, сторон и др. «Прямоугольник и квадрат, овал и круг даются детям как отдельные фигуры вне их соотношения, устанавливаемого геометрией» |
Эталоны величины | Величина – свойство относительное, поэтому ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов. Усвоение системы мер и способов их использования – особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения. Однако в области восприятия мы далеко не всегда пользуемся метрической системой, хотя нельзя отрицать в этом случае ее применения. |
Эталоны цвета | Различают хроматические цвета спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – и ахроматические цвета – белый, серый, черный. Сначала у детей формируются представления о хроматических цветах, белом и черном цвете и создаются условия, способствующие усвоению названий цветов. На первых порах «целесообразно вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом» .Знакомство с голубым цветом педагоги рекомендуют перенести на более поздний период, когда дети получают представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светлосиний и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зеленым и синим цветами. |
Можно сделать вывод о том, что сенсорные эталоны это системы геометрических форм, шкала величин, спектр цветов, система фонем родного языка и т.д . усвоены ребенком ». Все эти эталоны должны быть в младшем дошкольном возрасте . Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Поэтому освоение ребенком сенсорных эталонов позволяет ему самостоятельно видеть знакомое в незнакомом, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Таким образом, восприятие детей развивается постепенно, в результате чего они оказываются способными воспринимать все более сложные предметы.
Развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента: формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, которые выполняют функцию сенсорных эталонов, формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Период младшего дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда «совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени» .
Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. В процессе сенсорного развития происходит распознавания индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, определение его творческой направленности. От того насколько полно ребенок может осязать окружающее, в большой степени зависит успешность его интеллектуального, эстетического, нравственного, физического развития. сенсорное развитие в дошкольном возрасте позволяет ребенку более полно и расчленено воспринимать окружающий мир.
На мой взгляд, надо помнить, что сенсорное развитие происходит через продуктивную деятельность. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте огромно. Это отмечали великие психологи и педагоги своего времени. Они
занимались исследованиями в данной области, проводили эксперименты, разрабатывали теорию развития сенсорного воспитания, которая имеет долгий путь. В младшем дошкольном возрасте основной задачей сенсорного развития является знакомство детей с общепринятыми сенсорными эталонами. Усвоение сенсорных эталонов не ограничивается рамками младшего дошкольного возраста, а продолжается и в дальнейшем, так как это довольно длительный процесс, который осуществляется на основе преемственности. Развитие сенсорных эталонов возможно, как на занятиях у дошкольном образовательном учреждении, так и в общении родителей и детей, на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д.
Лев Абрамович Венгер ввёл понятие «воспитание сенсорной культуры ребенка», которое дает нам четкое понимание того, что сенсорное развитие ребенка необходимо направлять и контролировать. В случае отсутствия данного вида деятельности с детьми, сенсорное воспитание детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения ранними видами деятельности (рисованием, конструированием и др.).
2. Почему учебная деятельность признается ведущей именно в младшем школьном возрасте, а не на всем протяжении школьного обучения?
Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Для осуществления деятельности необходима сформированность мотивационной сферы; как правило, это система разнообразных потребностей, мотивов, целей, интересов. Ребенок часто приходит в школу с мотивом «стать школьником», получить новый, более взрослый статус. И на первых порах мотивирующая сила этой тенденции может быть поразительно сильна.
У школьников старшего возраста мотивирующая сила этой тенденции отсутствует.
Младший школьный возраст — это период между 6—7 и 11 годами. В западной психологии этот возраст часто называют "средним детством".
Центральным событием в жизни ребенка младшего школьного возраста является поступление в школу, переход к систематическому школьному обучению. Поступление ребенка в школу кардинально изменяет его социальную ситуацию развития, которая теперь определяется тем, что ребенок начинает осуществлять "общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность — учебную деятельность"[1]. Общественная значимость учебной деятельности является принципиально важной особенностью обучения в школе. Ребенок переходит на совершенно новую позицию по отношению ко всем окружающим — на позицию ученика. Д. Б. Эльконин подчеркивает, что эта новая позиция определяет всю систему отношений ребенка со взрослыми и сверстниками — в семье,
школе и вне школы, включая отношение к себе и самооценку.
Другой особенностью школьного обучения является то, что в школе существует единая, одинаковая для всех система требований и правил, которые необходимо выполнять.
Еще одна особенность систематического обучения в школе состоит в том, что при переходе к нему ребенку необходимо поменять систему отношений со взрослыми. Отношения с учителем — это совершенно новая система отношений. Учитель — это не заместитель родителей, а представитель общества, который обладает всеми средствами контроля и оценки и действует "от имени и по поручению" общества.
Именно потому, что учебная деятельность общественна но содержанию, по смыслу и по форме реализации, она является ведущей в младшем школьном возрасте, т.е. в период ее формирования.
Поскольку, по мнению Д. Б. Эльконина, с переходом ребенка на новую социальную позицию должен измениться весь строй его жизни, этот переход должен быть четко обозначен, ясно обозначены границы новой системы отношений. Это касается не только отношений с учителем, но и школьного режима, и школьной одежды и т.д. В частности, Д. Б. Эльконин считал, что первоклассники должны носить школьную форму, которая является знаком нового социального статуса. К сожалению, многие вводившиеся инновации в образовании (отказ от школьной формы, переход детей из подготовительной группы детского сада в школу с теми же педагогами, с теми же сверстниками и т.д.), направленные, казалось бы, на то, чтобы "смягчить" переход в школу, сделать его "менее травматичным", постепенным, привел во многом к размыванию границ и между важными жизненными этапами, и между личностными границами, к поощрению инфантилизма.
Важной отличительной особенностью учебной деятельности является то, что ее результатом, продуктом становятся те изменения, которые произошли в самом ученике при ее выполнении, т.е. учебная деятельность есть деятельность по самоизменению. Учебная деятельность "поворачивает" ребенка на самого себя, следствием чего является развитие рефлексии.
В младшем школьном возрасте, согласно Л. С. Выготскому, происходит интеллектуализация всех психических процессов, из непосредственных и непроизвольных они становятся произвольными и опосредованными. Согласно Ж. Пиаже,
кардинальные изменения происходят в мышлении, ребенок преодолевает познавательный эгоцентризм и переходит па стадию конкретных операций. Рефлексия и децентрация являются новообразованиями младшего школьного возраста.
3. Являются ли ориентиры в интеллектуальном и личностном развитии подростка типичными, нормативными достижениями или выступают как «возможности», «идеалы»?
Подростковый кризис — ломка, резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. Выготский выделял возраст около 13 лет как переломную точку кризиса, но отмечал, что посткризисные годы (14—15 лет), когда складываются и предъявляются окружающим новые психологические образования, субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные. Характер протекания, острота кризисных явлений зависят во многом от чувствительности взрослых к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, от их способности гибко изменять воспитательную тактику, перестраивать отношения, учитывая новые потребности и новые способности подростка. Даже для здоровых подростков характерны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний. В этом возрасте нередко происходит обострение или возникновение патологических реакций (именно в этот период наиболее часто манифестирует, например, шизофрения). Подростковая психиатрия выделена как самостоятельный раздел психиатрии. Самосознание. Новообразование критической фазы начала подросткового возраста, чувство взрослости, — это особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых.
Ориентиры в интеллектуальном и личностном развитии подростка выступают как «возможности», «идеалы».
Выделено и описано несколько видов взрослости:
— подражание внешним признакам взрослости: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола