Файл: 1. Что такое сенсорные эталоны и какова их роль в познавательном развитии ребенкадошкольника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 373

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе; это поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое свободное времяпровождение;

— стремление подростков - мальчиков соответствовать представлению о «настоящем мужчине», воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость и т.п.;

— социальная взрослость — как правило, складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как его помощника, часто возникает в тех семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки

стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную помощь и поддержку;

— интеллектуальная взрослость — связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы.

«Чувство взрослости» обнаруживает себя по-разному. Задача взрослых — «изучить язык этого чувства, чтобы вовремя услышать его первый лепет и надлежащим образом ответить»; помочь подросткам в поиске культурных средств выражения «чувства взрослости», чтобы избежать малоприятных для взрослого сообщества форм.

Выделяют особую форму подросткового эгоцентризма, связанную с особенностями интеллекта подростка и его аффективной сферы. Подросток затрудняется в дифференциации предмета своего мышления и мышления других людей. Поскольку он более всего заинтересован собой, происходящими с ним психофизиологическими изменениями, он интенсивно анализирует и оценивает себя. При этом у него возникает иллюзия, будто другие люди озабочены тем же самым, т.е. непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей и чувств. Феномен «воображаемая аудитория», один из компонентов эгоцентризма, состоит в убеждении, что его постоянно окружают некие зрители, а он как бы все время находится на сцене. Другой компонент подросткового эгоцентризма — личный миф. Личный миф — это вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях.

4.     Выскажите вашу точку зрения по поводу ведущей деятельности в период зрелости. Сравните ее с известными вам позициями психологов.

Под ведущей деятельностью в зрелом возрасте следует понимать основную цель жизненного пути, в отношении которой насыщаются смыслом другие виды деятельностей, развивается личность, изменяются психические процессы. В период ранней и средней взрослости ведущим типом деятельности является труд, но не просто включение в производительную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), а максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности.

Широкую известность приобрел подход Дэниела Левинсона к анализу процесса жизни взрослых людей[11]. Левинсон исследовал группу из 40 американских мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, проведя с каждым из них 15-часовое биографическое интервью, а также изучал биографии великих людей. Его цель состояла в том, чтобы обнаружить устойчивые, закономерные характеристики развития во взрослости, выделить периоды, когда человеку необходимо решить определенные задачи и создать новые структуры жизни.

В результате в жизненном цикле мужчины были выделены три главные эры, каждая из которых продолжается примерно 20 лет. В течение каждой эры индивидуум выстраивает структуру жизни, реализует ее в образе жизни до тех пор, пока не исчерпывает все задачи и не переходит на следующий этап, начиная все сначала. Для большинства мужчин центральное место занимают отношения на работе и в семье.

Левинсон выделил переходы:

  • – к ранней взрослости – 17–22 года;

  • – переход 30-летия – 28–33 года;

  • – к средней взрослости – 40–45 лет;

  • – переход 50-летия – 50–55 лет;

  • – переход к поздней взрослости – 60–65 лет.

Вхождение во взрослость, период начинаний, приходится на возраст от 17 до 33 лет. Чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен справиться с четырьмя задачами, возникающими в процессе развития:

  • 1) увязать мечты о достижениях и реальность: беспочвенные фантазии и совершенно недостижимые цели, а также и полное отсутствие мечты не способствуют росту;

  • 2) найти наставника, чтобы осуществить переход от отношений родитель-ребенок к отношениям в мире взрослых сверстников;

  • 3) выстроить себе карьеру;

  • 4) наладить интимные отношения, установив их с "особенной женщиной" (термин Левинсона), которая поможет ему вступить во взрослый мир, будет поощрять его надежды, терпеть его зависимое поведение и другие недостатки, способствовать осуществлению мечты, заставляя партнера почувствовать себя героем.


Переходные периоды, по Левинсону, являются стрессовыми, так как в это время цели, ценности и образ жизни подвергаются пересмотру и переоценке.

Мне интересен подход Дэниела Левинсона, я согласна с его основными положениями. 

Но, однако, мое мнение, что ведущая деятельность в зрелом возрасте более индивидуальна, чем в любой другой период жизни. Как правило, в дошкольном возрасте абсолютно у всех ведущей деятельностью является игра, в младшем школьном возрасте – учебная деятельность. Для подросткового возраста тоже присуще, в общем и целом, одинаковый ход развития личности. В зрелости же люди в зависимости от тенденции своей жизни выбирают различное направления: многодетная мама воспитывает детей и не строит карьеру. Женщина-карьеристка не создала семью, но сделала успешную карьеру. У одной ведущая деятельность – семья. У другой – становление в профессии.

Но мое мнение, что личность только тогда будет гармоничной и психологически здоровой, когда все аспекты жизни сбалансированы.