ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Защитное слово
Введение
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростки - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Проживая сейчас неповторимую пору молодости, все молодые люди, непосредственно сталкиваются с проблемами выбора жизненных ценностей, своего места в окружающем мире, способов познания этого удивительного мира. Будущее общества непосредственно зависит от этого выбора, который в свою очередь построен на интересах современных подростков. Поэтому тема данной работы является наиболее актуальной, своевременной и интересной.
(Само исследование)
Для получения объективных результатов была использована методика выявления интересов и склонностей (Источник: Пакет психодиагностических методик /под ред. В.Г. Асеева), в которой обучающимся предлагалось по пяти бальной системе оценить сферы их интересов соответственно: 1 балл - сфера не значима для учащегося; 2 балла - сфера малозначима; 3 балла - сфера средней значимости; 4 балла - сфера значима; 5 баллов - сфера очень значима.
Далее результаты исследования были занесены в таблицу для обобщения результатов методики по следующим категориям:
общение - № 2,6,9,14,19;
развлечения - № 1,7,10,12,20;
творческая деятельность - № 15,16,18,21,22.
коллектив группы - № 11;
организуемый взрослыми труд - № 3,5;
самовоспитание - № 13.
Для изучения широты интересов подростков в таблицу заносились только те данные, если значимость сферы равна была 4 или 5 баллам.
Таким образом, исследование показало, что наиболее значимо для 9-ых классов общение в семье, для 8-ых классов на первое место выходит общение с педагогом, а общением с противоположным полом более интересуются 10-е классы.
Общение с друзьями характерно для каждого класса, то есть для них эта сфера очень значима.
В программу развлечения входят – телевизор, музыка, кино, одежда. Тест методики «Сфера интересов» показал, что 9-е классы более интересуются одеждой, их больше заботит как они выглядят. А 8-е и 10-е классы увлекаются прослушиванием музыкальных треков.
Интересно, что творческая деятельность мало привлекает обучающихся и в 8, и в 9, и в 10 классах. Значимой она является для небольшого числа респондентов. Активистами в коллективе считают себя 10-е классы. Учебой интересуются 9-е классы, наверное, потому, что впереди экзамены. Особое внимание именно обучающиеся 9-ых классов уделяют самовоспитанию, хотя именно эта категория получила самые высокие
баллы у значительного большинства подростков, связано это со стремлением подростков казаться взрослыми.
Такие предпочтения вполне объяснимы возрастными особенностями респондентов.
На следующем этапе исследования подростки отвечали на предложенные им вопросы анкеты, которые я составила с учетом результатов методики и моих наблюдений.
В ходе обработки и анализа полученных данных все респоденты были поделены на две группы по возрастным категориям: младшая группа – возраст подростков 14-15 лет и старшая группа – 16-17 лет. Были выявлены следующие результаты:
89 % подростков обеих групп в свободное от уроков время занимаются в спортивных секциях, творческих объединениях, кружках, посещают курсы.
Из диаграммы видно, что подростки младшей группы предпочитают проводить больше свободного времени за компьютером, а старшей - в общении со сверстниками. Интересно, что большинство обучающихся практически не смотрят телевизор, но если смотрят, то предпочитают такие каналы как «ТНТ» и «Спорт». Представители младшей группы более трети увлекаются спортом, в старшей возрастной группе спортивные занятия более предпочтительнее для 69% обучающихся. Интересно, что книги читают треть опрошенных, но подростки группы 14-15 лет чаще выбирают книги школьной программы, заданные на дом, а подростки старшей группы в чтении предпочитают детективы и ужасы.
Особое место занимает увлечение музыкой у 76% респондентов младшей группы, хотя и у респондентов старшей группы она занимает значительное место в их жизнедеятельности.
Все подростки независимо от возраста любят смотреть фильмы: возрастная группа 14-15 лет смотрят боевики, фантастику, а 16-17 триллеры, комедии, ужасы и мелодрамы.
Мальчики предпочитают смотреть боевики и детективы, а девочки – триллеры, комедии, фантастику, мелодрамы и мультфильмы.
Исследование показало, что все подростки любят слушать музыку: мальчики и девочки 14-15 лет более предпочитают рок, но еще представители этой группы увлекаются классической, клубной музыкой, рэпом и классическим роком. Представители старшей группы (16-17 лет) увлекаются роком, предпочитают классический рок и клубную музыку. Довольно значительное место занимает поп-музыка в увлечениях подростков. Такой результат показывает, что увлечения подростков музыкой разнообразен, охватывает различные, не похожие друг на друга жанры и стили. Объясняется это тем, что
через нее поколение подростков, стремиться передать абсолютно все свои эмоции, чувства, ощущения, взгляды, переживания, все свое многообразие чувств, меняющихся в течение дня несколько раз, в зависимости от ситуации и просто непредсказуемо.
Вообще, музыка играет важную роль в жизни подростка вне зависимости от пола, причем предпочтения в музыкальных жанрах разнообразны как для девочек, так и для мальчиков.
Рэп предпочитают слушать мальчики, а поп-музыку, джаз, классический рок, и тяжёлый рок, как не удивительно, предпочитают девочки. Почти одинаковый процент девочек и мальчиков слушают классику.
В возрасте 14-15 лет, а это 8-ые классы, волнуют проблемы в отношениях с одноклассниками, отношение с родителями, и отношение с учителями, больше чем подростков более старшего возраста.
В возрасте 16-17 лет (9-ые и 10-е классы) более волнуют проблемы учебы, выбора профессии, отношения с родителями и учителями. Проблема отношения с противоположным полом у современных подростков нашей школы не играет значительной роли, т.е. не является для них проблемой.
Приоритетное значение для респондентов обоих возрастных групп имеют проблемы, возникающие в учебной деятельности и при выборе будущей профессии. Скорее всего, это связано с новыми подходами в образовании, с введением экзамена ЕГЭ и необходимостью выбора учебных предметов для сдачи экзамена. Ведь от выбора профессии зависит выбор дальнейшей формы обучения, учебного учреждения и набора предметов ЕГЭ для сдачи.
Таким образом, видно, что именно в юношеском возрасте решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать - продолжить обучение или устроится на работу, какую специальность выбрать. Как правило, в этом возрасте подростки настроены на профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни, существенное влияние на их выбор оказывают их учебные интересы, что подтверждает выдвинутую мной гипотезу.
Полученные результаты показали, что интересы и влечения подростков нашей школы ничем не отличаются от влечений и интересов подростков вообще. Причем их интересы соответствуют возрастным особенностям, описанным специалистами в теоретической литературе.
Заключение
Результаты моего исследования могут быть представлены на классных часах и родительских собраниях школы. Сама я стала лучше понимать одноклассников, увидела, что у нас много общего и интересы обучающихся старших классов моей школы хоть и разнообразны, но одинаковы и ничем не отличаются от интересов других подростков. Это позволило мне более уверенно чувствовать себя среди сверстников и находить темы для общения.