Файл: Программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (огэ) Кодификатор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственная итоговая аттестация по образовательным
программам основного общего образования в форме
основного государственного экзамена (ОГЭ)
Кодификатор
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ подготовлен федеральным государственным бюджетным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Кодификатор ОГЭ 2023 г.
ФИЗИКА, 9 класс. 2 / 15
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Кодификатор
проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования и элементов
содержания для проведения основного государственного экзамена
по ФИЗИКЕ
Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержаниядля проведения основного государственного экзамена по физике (далее – кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (далее – КИМ). Кодификатор является систематизированным перечнем проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определённый код.
Кодификатор показывает преемственность между положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования») ифедерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике
(приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Кодификатор состоит из двух разделов:
− раздел 1 «Перечень проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по ФИЗИКЕ»;
− раздел 2 «Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по ФИЗИКЕ».
В кодификатор не включены требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементы содержания, достижение которых не может быть проверено в рамках государственной итоговой аттестации.


Кодификатор ОГЭ 2023 г.
ФИЗИКА, 9 класс. 3 / 15
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Раздел 1. Перечень проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования по ФИЗИКЕ
Перечень требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования показывает преемственность требований к уровню подготовки выпускников на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе ФГОС.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
проверяемые заданиями экзаменационной работы
Код
контроли-
руемого
требования
Федеральный компонент государственного стандарта основного
общего образования
ФГОС ООО
1
Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики
1.1
Знание и понимание смысла понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения
1.2
Знание и понимание смысла физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания топлива, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы
1.3
Знание и понимание смысла физических законов: Паскаля, Архимеда,
Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, сохранения механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля –
Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света
Формирование: представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о системо- образующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фунда- ментальных законов физики.
Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы
(механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно- молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики


Кодификатор ОГЭ 2023 г.
ФИЗИКА, 9 класс. 4 / 15
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
проверяемые заданиями экзаменационной работы
Код
контроли-
руемого
требования
Федеральный компонент государственного стандарта основного
общего образования
ФГОС ООО
1.4
Умение описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, движение тела по окружности, колебательное движение, передача давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузия, теплопроводность, конвекция, излучение, испарение, конденсация, кипение, плавление, кристаллизация, электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитная индукция, отражение, преломление и дисперсия света
2
Владение основами знаний о методах научного познания
и экспериментальными умениями
2.1
Умение формулировать (различать) цели проведения (гипотезу) и выводы описанного опыта или наблюдения
2.2
Умение конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой
2.3
Умение проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика
2.4
Умение использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых измерений физических величин (расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, силы тока, электрического напряжения) и косвенных измерений физических величин (плотности вещества, силы Архимеда, влажности воздуха, коэффициента трения скольжения, жёсткости пружины, оптической силы собирающей линзы, электрического сопротивления резистора, работы и мощности тока)
Приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспе- риментальных исследований, прямых и кос- венных измерений с использованием аналого- вых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений

Кодификатор ОГЭ 2023 г.
ФИЗИКА, 9 класс. 5 / 15
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
проверяемые заданиями экзаменационной работы
Код
контроли-
руемого
требования
Федеральный компонент государственного стандарта основного
общего образования
ФГОС ООО
2.5
Умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимость силы тока, возникающего в проводнике, от напряжения на концах проводника; зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления
2.6
Умение выражать результаты измерений и расчётов в единицах
Международной системы
3
Решение задач различного типа и уровня сложности
4
Понимание текстов физического содержания
Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы
(механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно- молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики
5
Использование приобретённых знаний и умений в практической
деятельности и повседневной жизни
5.1
Умение приводить (распознавать) примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях
Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание


Кодификатор ОГЭ 2023 г.
ФИЗИКА, 9 класс. 6 / 15
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
проверяемые заданиями экзаменационной работы
Код
контроли-
руемого
требования
Федеральный компонент государственного стандарта основного
общего образования
ФГОС ООО
5.2
Умение применять физические знания: для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, учёта теплопроводности и теплоёмкости различных веществ в повседневной жизни; обеспечения безопасного обращения с электробытовыми приборами; защиты от опасного воздействия на организм человека электрического тока, электромагнитного излучения, радиоактивного излучения возможных причин техногенных и экологи- ческих катастроф;
осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования; овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и зву- ковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека; развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полу- ченных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений в целях сбережения здоровья; формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствия несовершенства машин и механизмов

Кодификатор ОГЭ 2023 г.
ФИЗИКА, 9 класс. 7 / 15
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Раздел 2. Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по ФИЗИКЕ
Перечень элементов содержания, проверяемых на ОГЭ по физике,показывает преемственность содержания раздела
«Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике и Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)).
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы
Код
раз-
дела
Код
контроли-
руемого
элемента
Федеральный компонент государственного стандарта
основного общего образования
Наличие позиций
ФК ГОС
в ПООП ООО
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
1.1
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Перемещение.
Равномерное и неравномерное движение. Средняя скорость. Формула для вычисления средней скорости:
S
t
=
υ
+
1
1.2
Равномерное прямолинейное движение. Зависимость координаты тела от времени в случае равномерного прямолинейного движения:
0
( )
x
x t
x
t
=
+
υ
Графики зависимости от времени для проекции скорости, проекции перемещения, пути, координаты при равномерном прямолинейном движении
+


Кодификатор ОГЭ 2023 г.
ФИЗИКА, 9 класс. 8 / 15
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы
Код
раз-
дела
Код
контроли-
руемого
элемента
Федеральный компонент государственного стандарта
основного общего образования
Наличие позиций
ФК ГОС
в ПООП ООО
1.3
Зависимость координаты тела от времени в случае равноускоренного прямолинейного движения:
2 0
0
( )
2
x
x
t
x t
x
t a
=
+
+

υ
Формулы для проекции перемещения, проекции скорости и проекции ускорения при равноускоренном прямолинейном движении:
2 0
( )
2
x
x
x
t
s t
t a
=
⋅ +

υ
0
( )
x
x
x
t
a t
=
+

υ
υ
( ) const
x
a t
=
2 2
2 1
2

=
x
x
x x
a s
υ
υ
Графики зависимости от времени для проекции ускорения, проекции скорости, проекции перемещения, координаты при равноускоренном прямолинейном движении
+
1.4
Свободное падение. Формулы, описывающие свободное падение тела по вертикали (движение тела вниз или вверх относительно поверхности Земли). Графики зависимости от времени для проекции ускорения, проекции скорости и координаты при свободном падении тела по вертикали
+

Кодификатор ОГЭ 2023 г.
ФИЗИКА, 9 класс. 9 / 15
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы
Код
раз-
дела
Код
контроли-
руемого
элемента
Федеральный компонент государственного стандарта
основного общего образования
Наличие позиций
ФК ГОС
в ПООП ООО
1.5
Скорость равномерного движения тела по окружности. Направление скорости.
Формула для вычисления скорости через радиус окружности и период обращения:
R
T
=
υ
Центростремительное ускорение. Направление центростремительного ускорения.
Формула для вычисления ускорения:
2
ц
a
R
=
υ
Формула, связывающая период и частоту обращения:
1
T
ν =
+
1.6
Масса. Плотность вещества. Формула для вычисления плотности:
m
V
ρ =
+
1.7
Сила – векторная физическая величина. Сложение сил +
1.8
Явление инерции. Первый закон Ньютона +
1.9
Второй закон Ньютона:
F
m a
=



Сонаправленность вектора ускорения тела и вектора силы, действующей на тело
+
1.10
Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона:
2 1 1 2
F
F


= −


+
1.11
Трение покоя и трение скольжения. Формула для вычисления модуля силы трения скольжения: тр
F
N
= μ⋅
+
1.12
Деформация тела. Упругие и неупругие деформации. Закон упругой деформации (закон Гука):
F k l
= ⋅Δ
+